Противозачаточные негормональные таблетки и средства вагинальной контрацепции

Могут ли противозачаточные таблетки облегчить ПМС: «приятные» свойства гормональных контрацептивов

Предменструальный синдромом (ПМС) встречается у девушек и женщин разного возраста. Он имеет множество симптомов, для лечения которых не существует универсального лекарства. Однако многим представительницам прекрасного пола лучше всего помогают противозачаточные таблетки от ПМС.

Оказывается, такие таблетки не только предотвращают нежелательную беременность, но еще и уменьшают болезненные симптомы во время предменструального синдрома. Их также называют гормональными лекарственными средствами.

Но что такое ПМС и какие изменения происходят в организме женщины перед его началом?

Что такое ПМС: симптомы и предшествующие ему изменения в женском организме


Предменструальный синдром — это комплекс определенных симптомов, которые могут возникать с 14 по 28 день менструального цикла. Его появление происходит из-за ежемесячных гормональных изменений.

Основные симптомы ПМС [Проверенный источник] :

боль внизу живота;

частая смена настроения;

появление акне и увеличение жирности кожи;

бессонница (нарушения сна);

диарея или запор.

Существует два основных гормона, эстроген и прогестерон, которые регулируют менструальный цикл у женщин и влияют на наличие или отсутствие предменструального синдрома. Они вырабатываются в яичниках, а показатель их значения в разный период цикла отличается.

В первой (фолликулярной) фазе уровень эстрогена возрастает [Проверенный источник] : слизистый слой (эндометрий), выстилающий внутреннюю поверхность матки, увеличивается в размере, что является подготовкой к возможному размещению оплодотворенной яйцеклетки в ней.

В момент наибольшего значения показателя данного гормона происходит овуляция, период, когда в результате разрыва зрелого фолликула яйцеклетка выходит из яичника в маточную трубу. В это время наибольшая вероятность забеременеть.

Во второй (лютеиновой) фазе повышается уровень прогестерона. Если во время овуляции произошло зачатие, то количество прогестерона в женском организме продолжает увеличиваться, поддерживая толщину слизистой оболочки матки на одном уровне. В противоположном случае показатель данного гормона снижается, а утолщенный эндометрий отторгается.

Некоторые симптомы ПМС, такие как акне, отечность и чувствительность груди возникают именно из-за изменения уровня прогестерона, остальная же симптоматика появляется в связи с колебанием значения эстрогена.

Но какие же лекарственные средства могут облегчить ПМС или же и вовсе избавить женщину от нежелательных, болезненных симптомов перед менструацией?

Чем лучше всего лечить предменструальный синдром: можно ли принимать противозачаточные таблетки от ПМС


Организм каждой представительницы прекрасного пола индивидуален, и тот препарат для облегчения ПМС, который подойдет одной женщине, может не дать никакого эффекта другой. Однако в большинстве случаев [Проверенный источник] самыми действенными при предменструальном синдроме являются гормональные противозачаточные средства, которые нормализуют менструальный цикл.

Большинство противозачаточных таблеток (комбинированных лекарственных средств) содержат синтетический прогестерон и эстроген. Они выравнивают колебание уровня половых гормонов и подавляют процесс овуляции, из-за чего наступление беременности невозможно.

После приема противозачаточной таблетки от ПМС [Проверенный источник] , содержащей большое количество эстрогена, в яичники поступает ложный сигнал о выходе яйцеклетки из яичника. Также в данную таблетку входит прогестерон, его постоянное поступление в организм позволяет поддерживать фиксированный уровень данного гормона, за счет чего рост слизистой оболочки матки останавливается.

Перед началом месячных, в период ПМС и в первые дни менструации, наблюдается низкий уровень гормона эстрогена, что приводит к повышенной усталости и болям внизу живота, связанным со спазмом матки. Когда же предменструальный период и сами месячные заканчиваются, показатель эстрогена возвращается к обычному значению.

То есть, предменструальный синдром возникает из-за колебаний уровня половых гормонов в период лютеиновой фазы.

Данные гормональные изменения не происходят, если женщина принимает противозачаточные таблетки. Так, уровень эстрогена не падает, а прогестерон держится на одном уровне. Поэтому симптомы ПМС становятся менее выраженными или и вовсе не возникают.

Таким образом, гормональные противозачаточные средства, содержащие синтетические гормоны, предотвращают овуляцию и нормализуют естественный гормональный фон, а также уменьшают вероятность проявления предменструального синдрома.

Однако, обратите внимание, принимать противозачаточные препараты от ПМС нужно исключительно по предписанию врача. Самолечение может привести к негативным последствиям.

Как принимать противозачаточные таблетки для облегчения ПМС

Основная цель применения противозачаточных гормональных таблеток — это предотвращение нежелательной беременности, однако они также нормализуют менструальный цикл и уменьшают болезненные симптомы ПМС.

Если вы хотите использовать данные препараты для облегчения симптомов ПМС, то в начале вам следует проконсультироваться с врачом. Только профильный специалист может назначить эффективное гормональное лечение болезненных симптомов предменструального синдрома.

Если врач все же назначил противозачаточные препараты, то как их принимать?

Нужно строго следовать инструкции препарата и предписаниям специалиста. Большинство противозачаточных таблеток необходимо принимать каждый день в одно и то же время. Однако графики приема различных гормональных контрацептивов могут отличатся, например, длится 21 день или 24 дня с последующим 7-дневным перерывом.

Обычно на 2-й или 3-й день остановки приема появляется менструация, которая может продолжаться до начала использования следующей упаковки таблеток, то есть идти 4-5 дней. Прием препаратов нельзя прерывать более, чем на 7 дней.

Выбирая гормональные контрацептивы в таблетированном виде, можно обратить внимание на следующие препараты:

Эволюция гормональной контрацепции

В.В. ЯГЛОВ, врач акушер-гинеколог поликлиники № 78 г. Москвы, кандидат медицинских наук

Первые попытки оказались неудачными

Первой попыткой гормонального воздействия на овуляторный цикл с целью контрацепции у женщин было пероральное применение натурального прогестерона животного происхождения (Ludwig Haberlandt, 1920-е гг.). Однако реальные предпосылки применения гормонов для предотвращения нежелательной беременности сформировались к 50-м годам прошлого века.

В то же время необходимость приема больших дозировок прогестерона до 200—300 мг для подавления овуляции при пероральном пути введения и его быстрая инактивация в желудочно-кишечном тракте, непродолжительное контрацептивное действие, выраженные побочные реакции, проявлявшиеся в виде ациклических кровянистых выделений из влагалища, депрессии, диспептические расстрой­ства и, наконец, прямая зависимость от источников получения биологического материала потребовали иных подходов к решению задачи.

Открытие способа получения прогестерона из растений (Russel Marker, 1930-е гг.) стало важным этапом в расширении сферы применения гормональных препаратов, однако принципиально не повлияло на эволюцию гормональной контрацепции. Потребовались дополнительные изыскания и разработки, которые в конечном итоге привели к появлению многочисленных на сегодняшний день синтетических аналогов прогестерона (синонимы: прогестагены, гестагены, прогестины), в полной мере отвечающих современным критериям эффективности и безопасности лекарственных средств, применяемых с целью контрацепции.

Нобелевский лауреат Григорий Пинкус

В целом исследования проводились по двум основным направлениям.

С одной стороны, в начале 60-х годов ХХ века были синтезированы прогестагены, сходные по своей структуре с прогестероном, обладающие при этом значительно более приемлемыми фармакокинетическими параметрами и получившие название прегнанов или, точнее, ацетилированных прегнановых производных. Относящиеся к ним ципротерона ацетат, хлормадинона ацетат и медроксипрогестерона ацетат на протяжении четырех десятилетий вплоть до сегодняшних дней успешно применяются в составе комбинированных пероральных контрацептивов и, кроме собственно контрацепции, могут быть использованы для коррекции андрогензависимых нарушений кожи (акне, себорея) легкой и средней степени выраженности у женщин, нуждающихся в контрацепции.

С другой стороны, еще раньше (Carl Djerassi, 1951 г.) впервые были получены синтетические прогестагены, сходные по своей структуре с тестостероном и относящиеся к его эстрановым производным: норэтиндрон (норэтистерон), норэтинодрел, линестринол, норэтиндрона ацетат, этинодиола диацетат и др.

Более ранний синтез эстранов по сравнению с прегнанами был обусловлен более простой и удобной для проведения исследований структурой молекулы тестостерона по сравнению с таковой у прогестерона. Именно норэтиндрон (норэтистерон) стал первым гестагеном, включенным в состав первого, зарегистрированного в 1960 г., FDA (Food and Drug Administration, США), комбинированного перорального контрацептива (КОК) под названием Enovid, после проведения первого клинического исследования в 1956 году американским ученым российского происхождения Gregory Pincus, получившим впоследствии Нобелевскую премию за исследования в области гормональной контрацепции.

Гестагены с крайне малой андрогенной активностью

Следует отметить, что прогестагенная активность синтезированных эстранов значительно превышала таковую у прогестерона. Однако их концентрация, необходимая для подавления овуляции, по-прежнему оставалась высокой и измерялась в миллиграммах (до 10 мг), что отражалось на побочных эффектах их применения: большей вероятности появления симптомов андрогенизации, нарушении углеводного и жирового обменов, изменении настроения и пр. В то же время выраженные гестагенные свойства эстранов в сочетании с умеренным андрогенным и антиэстрогенным эффектами способствовали их применению для лечения гиперпластических процессов эндометрия на протяжении нескольких десятилетий.

В России зарегистрированы как оригинальные, так и генерические препараты. По своим фармакологическим характеристикам, приемлемости и эффективности они не отличаются. Эффект КОК реализуется благодаря блокирующему влиянию входящих в состав препарата гестагенного и эстрогенного компонентов на регулирующую нормальный менструальный цикл гипоталамо-гипофизарно-яичниковую систему, торможению синтеза фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормонов гипофиза и предотвращению овуляции.

Поиск и разработка еще более активных аналогов прогестерона привели к получению в 1963 г. левоноргестрела, первого полностью синтетического перорального гестагена, относящегося уже к гонановым производным тестостерона (гонанам). Появление левоноргестрела позволило снизить суточную дозировку гестагена до 150 мкг, а затем и до 100 мкг.

Прошло еще более 20 лет, прежде чем в клиническую практику в 80-х гг. прошлого столетия были внедрены новые синтетические этинилированные гонановые производные тестостерона — гестагены с крайне малой андрогенной активностью. Наибольшее применение нашли дезогестрел, гестоден и норгестимат. При этом дозировка гестагена в некоторых современных пероральных контрацептивах была уменьшена до 75 мкг, что позволило использовать этинилированные гонаны, в т.ч. и для коррекции кожных проявлений андрогенизации легкой и средней степени выраженности у женщин, нуждающихся в контрацепции.

Принципиально новые прогестагены

Наконец, на рубеже веков появились два принципиально новых прогестагена: диеногест (1990-е гг.) и дроспиренон (2000­е гг).

Характерным свойством так называемого гибридного прогестагена диеногеста, неэтинилированного производного тестостерона, явилась высокая приемлемость вследствие сочетания выраженной селективности к рецепторам прогестерона?— подобно натуральному прогестерону и метаболической устойчивости, свойст­венной синтетическим 19-норгестагенам (гонанам).

Диеногест не накапливается в организме при ежедневном приеме и не влияет на основные виды обмена — белковый, липидный и углеводный. Кроме того, он обладает выраженными антиандрогенными свойствами, нейтрализуя воздействие повышенных концентраций мужских половых гормонов, вырабатываемых в организме женщины, препятствуя образованию акне, повышенной жирности кожи и избыточному росту волос.

Новый прогестаген дроспиренон является производным спиронолактона и по­этому наделен целым рядом новых фармакологических свойств. Обладая выраженной антиминералокортикоидной активностью, он способствует нейтрализации негативных эффектов альдостерона и препятствует накоплению в организме лишней жидкости, при этом фармакологический профиль связывания дроспиренона с рецепторами очень напоминает таковой у эндогенного прогестерона, но дроспиренон практически не проявляет глюкокортикоидной, антиглюкокортикоидной и эстрогенной активности.

У последующих поколений меньше подобных эффектов

Таким образом, за полувековой период применения пероральных гормональных контрацептивов синтезировано несколько поколений прогестагенов, входящих в их состав. Каждое новое поколение имело меньше побочных эффектов, чем предыдущее, сохраняя или даже усиливая контрацептивные и другие сопутствующие терапевтические свойства. В арсенале современного врача имеются различные гестагены: производные прогестерона, тестостерона, спиронолактона.

Принято выделять 3 поколения гестагенов, производных тестостерона:

  • первое— норэтинодрел, норэтистерон, этинадиола ацетат, линэстринол
  • второе — норгестрел, левоноргестрел
  • третье — гестоден, дезогестрел, норгестимат.

Некоторые авторы выделяют четвертое поколение, к которому относится так называемый гибридный гестаген диеногест.

Биологические эффекты прогестагенов определяются их взаимодействием как с прогестероновыми рецепторами (гестагенный эффект), так и с андрогенными (остаточный андрогенный или, наоборот, антиандрогенный эффект), глюкокортикоидными, минералокортикоидными, иногда эстрогенными и другими рецепторами. В целом все синтетические прогестагены более активны и менее селективны (избирательны) по сравнению с натуральным прогестероном.

Синтетический этинилэстрадиол наиболее действенный

С целью повышения приемлемости гормональной контрацепции наряду с так называемыми чисто гестагенными контрацептивами, содержащими в качестве активного вещества только производное прогестерона или тестостерона (в России, в частности, зарегистрированы гормональные контрацептивы, содержащие в качестве единственного активного вещества левоноргестрел, линэстринол, дезогестрел, медроксипрогестерон), в состав гормональных препаратов к прогестагену добавлен эстрогенный компонент. Наиболее же эффективным при пероральном приеме эстрогеном оказался синтетический этинилэстрадиол, который сегодня входит в состав подавляющего большинства комбинированных пероральных гормональных контрацептивов (КОК).

Практически не влияя на эффективность контрацепции, этинилэстрадиол (ЭЭ) способствует профилактике ациклических кровотечений, поддерживая адекватную трофику эндометрия. В то же время хорошо известно, что большие концентрации эстрогенов усиливают свертываемость крови и способствуют тромбофилии. При анализе результатов клинических исследований установлено, что при снижении дозы этинилэстрадиола в комбинированных пероральных контрацептивах (КОК) частота осложнений снижается, в то время как приемлемость остается достаточно высокой. Именно по содержанию ЭЭ комбинированные гормональные контрацептивы классифицируются как высокодозированные (больше 35 мкг ЭЭ), низкодозированные (больше 20 мкг ЭЭ, но меньше 35 мкг ЭЭ), микродозированные (20 мкг ЭЭ), ультрамикродозированные (15 мкг ЭЭ).

Контрацептивы моно-, двух- и трехфазные

Кроме значительного уменьшения вероятности ациклических кровянистых выделений, эстрогены усиливают секрецию апокриновых и парауретральных желез, предотвращая дискомфорт во влагалище; участвуют в уменьшении секреции сальных желез, способствуя тем самым позитивному косметическому эффекту; способствуют утилизации кальция костной тканью, устраняя остеопороз и активируя функцию остеообразования.

Помимо того, эстрогены снижают уровень атерогенных фракций липидов в крови, благотворно влияют на функцию мозга и подкорковых структур, снимая вегетососудистые и психоэмоциональные расстройства.

В настоящее время зарегистрирован КОК, в котором вместо этинилэстрадиола содержится эстрадиол валериат, основным метаболитом которого является эстрадиол, аналогичный натуральному эстрогену, что, с одной стороны, снижает риск появления эстрогензависимых побочных действий, с другой — требует сочетания с высокоселективным прогестагеном с целью уменьшения вероятности появления ациклических кровянистых выделений/кровотечений.

Исходя из соотношения концентрации активных субстанций (прогестагена и эстрогена) в каждой таблетке/драже, КОК подразделяются на моно-, двух-, трехфазные. Возможно и большее сочетание комбинаций эстрогена и прогестагена в одном КОК — рядом исследователей считается, что такая комбинации более физиологична для женского организма, правда, другие ученые отдают приоритет монофазным гормональным контрацептивам, когда в каждой активной таблетке содержится одно и то же соотношение эстрогена и прогестагена.

Современные препараты стали более безопасны

Таким образом, при практически 100% эффективности современных контрацептивов при правильном применении их выбор, прежде всего, определяется приемлемостью и безопасностью, что в значительной степени зависит от состава прогестагена и эстрогена и их концентрации.

Становится понятным, почему монофазные гормональные препараты, кроме надежной контрацепции, рекомендуются женщинам с нарушениями менструального цикла (олиго-, поли-, дисменорее, предменструальном синдроме), гиперпластических процессах эндометрия, фиброзно-кистозной мастопатии, а также при различных дисадаптационных и стрессовых ситуациях, способствующих перенапряжению нейроэндокринной системы, в том числе после аборта и родов, когда в силу различных обстоятельств женщина не может кормить грудью.

В связи с уменьшением дозы эстрогенов (до 5—7 раз) и гестагенов (до 100—120 раз!) по сравнению со своими предшественниками 60—70-х годов прошлого века современные комбинированные пероральные гормональные контрацептивы стали более безопасны: их можно использовать как у начинающих половую жизнь молодых нерожавших женщин, так и у женщин старшего репродуктивного возраста. Разумеется, в любом случае следует помнить и о возможных противопоказаниях к применению гормональной контрацепции, поэтому выбор метода, продолжительность и режим его использования необходимо обсудить с врачом акушером-гинекологом. Уместно напомнить, что пероральные гормональные контрацептивы являются рецептурными лекарственными сред-ствами.

Максимальная концентрация — в течение двух часов

Наряду с указанным механизмом контрацептивный эффект также обусловлен повышением вязкости цервикальной слизи, что препятствует продвижению сперматозоидов.

Касаясь некоторых принципиальных особенностей современных гестагенов, важно отметить, что антиандрогенное действие КОК (уменьшение жирности кожи и волос, уменьшение acne vulgaris) обусловлено тем, что гестагены подавляют выработку лютеинезирующего гормона, стимулирующего синтез андрогенов в яичниках, в то время как ЭЭ стимулирует синтез в печени глобулинов, связывающих половые стероиды (ГСПС). Это приводит к уменьшению свободной фракции андрогенов в крови.

Читайте также:  Нейробластма у детей: причины, признаки, симптомы и лечение

По разным данным, КОК, содержащие 20—30 мкг ЕЕ, вызывают увеличение содержания ГСПС в крови примерно в 1,5—3 раза. Определенный подбор концентраций эстрогенного и гестагенного компонентов позволяет оказывать либо минимальное влияние на обменные процессы, либо, напротив, помимо обеспечения противозачаточного эффекта, компенсировать имеющиеся нарушения метаболизма в организме женщины. В подавляющем большинстве клинических испытаний показана высокая приемлемость современных КОК, которая в том числе характеризуется и низкой частотой — «мажущих» и «прорывных» ациклических кровянистых выделений при их использовании.

При приеме внутрь всасывание компонентов КОК происходит в верхних отделах тонкого кишечника. Максимальная концентрация в плазме крови, как правило, наблюдается в течение первых 2-х ч. В дальнейшем происходит 2-фазное ее снижение с периодом полувыведения 0,5—1 ч и 18—24 ч для прогестагена и 1—3 и 24 ч для ЭЭ. Ежедневное применение препарата не сопровождается заметной кумуляцией активных веществ и их метаболитов. После поступления в кровь основная часть прогестагена и ЭЭ связывается с альбумином и глобулином плазмы, что обусловливает их длительный эффект. В дальнейшем прогестаген полностью метаболизируется в печени с образованием практически неактивных метаболитов, которые выводятся главным образом почками и в малой степени через кишечник. ЭЭ выделяется через почки и через кишечник в соотношении 2/3.

Как принимать контрацептивы

Существуют различные способы приема монофазных КОК — стандартный 28-дневный (21 активная таблетка + 7 таблеток плацебо или 7 дней, свободных от приема препарата, во время которых наступает менструальноподобное кровотечение) и пролонгированный (extended) режим, когда менструальноподобное кровотечение наступает 1 раз в 2—3 месяца (63 активные таблетки + 7 таблеток плацебо или 7 дней, свободных от приема препарата, во время которых наступает менструальноподобное кровотечение).

Прием препарата начинают в первый день цикла (1-й день менструации), используя таблетки из ячейки, промаркированной соответствующим днем недели. Таблетки принимают, не разжевывая, и запивают небольшим количеством воды. Время приема не играет роли, но последующий прием следует производить в один и тот же выбранный час. В течение 21(63) дней принимают по 1 таблетке ежедневно, затем делают перерыв на 7 дней, во время которого наступает менструальноподобное кровотечение. Прием следующей упаковки препарата начинают на 8-й день.

Поиск новых путей введения продолжается

С целью повышения приемлемости гормональных контрацептивов продолжается поиск новых путей их введения. Большой интерес, в частности, представляет использование трансдермальных контрацептивных систем (ТКС) в виде накожных пластырей, представляющих собой гладкий тонкий пластырь бежевого цвета общей площадью 20 см2, наклеиваемый на кожу 1 раз в неделю, что обеспечивает стабильное трансдермальное поступление гормонов в течение 7 дней. Перспективным является и вагинальный путь введения контрацептивных гормонов. Зарегистрированный в РФ контрацептивный лекарственный препарат для интравагинального введения представляет собой гибкое эластичное кольцо диаметром 54 мм, выполненное из гипоаллергенного полимерного материала, которое вводится во влагалище самой женщиной на 3 нед и содержит активные ингредиенты: ЭЭ и этоногестрел, являющийся производным 19-нортестостерона. Также с целью контрацепции на протяжении многих лет применяется внутримышечное введение медроксипрогестерона и внутриматочное введение левоноргестрелсодержащей ВМС.

Негативизм, как симптом возрастного кризиса и как психиатрический диагноз

В психологии под негативизмом подразумевают лишенное рациональных предпосылок сопротивление человека любому внешнему воздействию, даже вопреки собственному благополучию.

В более общем смысле этим понятием обозначают в целом отрицательное восприятие окружающего мира, желание все делать наперекор просьбам и ожиданиям.

В педагогике термин «негативизм» применяют к детям, которым свойственна оппозиционная манера вести себя с людьми, которые должны являться для них авторитетом (учителя, родители).

Активная и пассивная форма сопротивления

Принято выделять две основные формы негативизма: активную и пассивную. Пассивный негативизм выражается в абсолютном игнорировании требований и просьб.

При активной форме человек проявляет агрессию и резко сопротивляется любым попыткам воздействия на него. Как один из подвидов активного негативизма можно выделить парадоксальный, когда человек делает все намеренно наоборот, даже если это расходится с его реальными желаниями.

Отдельно стоят чисто физиологические проявления этого состояния, когда человек отказывается от еды, практически не двигается, не говорит.

Сродные понятия

Негативизм входит в трио проявлений комплекса протестного поведения ребенка.

Вторая составляющая — упрямство, которое можно считать формой негативизма, с той лишь поправкой, что упрямство в каком-либо вопросе имеет свои определенные причины, в то время как негативизм являет собой не мотивированное ничем сопротивление. Объединяет эти явления то, что и одно и другое возникает на основе сугубо субъективных ощущений человека.

Одно из самых близких к негативизму (как психиатрическому термину) явление – мутизм. Это состояние, при котором человек избегает любого общения как с помощью речи, так и с помощью жестов. Но, в отличие от негативизма, мутизм в основном является следствием сильного потрясения.

Третья составляющая — строптивость, отличие от упрямства в том, что направлена она не на конкретного человека , а в общем на систему воспитания, развитие событий и так далее.

Комплекс причин и факторов

Как психиатрический диагноз негативизм чаще всего наблюдается при развитии кататонического синдрома (шизофрении, возбуждения и ступора), аутизма, деменции (в том числе старческой) и некоторых видах депрессии.

Когда негативизм подразумевается в более широком контексте, то среди причин его возникновения принято в первую очередь называть фрустрацию, вызванную длительной и очень сильной неудовлетворенностью жизненными обстоятельствами и окружающей человека обстановкой. В свою очередь, эта фрустрация создает сильный психологический дискомфорт, для компенсации которого человек прибегает к негативистскому поведению.

Еще одной возможной причиной возникновения сопротивления могут являться сложности с общением у человека. В таком случае подобное состояние возникает как гиперкомпенсаторная реакция на собственные коммуникативные проблемы.

В форме яростного упрямства негативизм возникает как ответ на попытки внешнего воздействия, которые расходятся с личными нуждами и желаниями человека. Такая реакция обусловлена потребностью человека в собственном мнении, самовыражении, контроле над своей собственной жизнью.

Взаимосвязь с возрастом

Возрастные кризисы, которые характеризуют переход от одного жизненного периода к другому, часто сопровождаются изменениями в характере и мышлении, частыми переменами настроения.

В это время человек становится конфликтным и даже в определенной мере агрессивным, преобладает пессимистичный взгляд на окружающий мир. Негативизм почти всегда является симптомом такого кризиса, который как раз проявляется в стрессовых ситуаций, когда человек максимально уязвим и беззащитен.

Критические возрасты

В течение жизни человек переживает несколько возрастных кризисов, большая часть которых приходится на возраст до 20 лет:

  • кризис новорожденного;
  • кризис 1-го года жизни;
  • кризис 3 лет;
  • кризис 6-7 лет («школьный кризис»);
  • кризис подросткового возраста (примерно с 12 до 17 лет).

Во взрослой жизни человека поджидает всего два критических периода, связанных с переходом от одного возраста к другому:

  • кризис среднего возраста;
  • стресс, связанный с выходом на пенсию.

Патологическое сопротивление у детей 3-х лет

Естественно, первым двум периодам негативизм не характерен, но уже возрасте трех лет, когда дети начинают проявлять стремление к самостоятельности, родители сталкиваются с первыми проявлениями детского упрямства и категоричности.

Именно поэтому этот период часто называют «Я сам», так как это название лучше всего описывает состояние ребенка в три года. Ребенок хочет выполнять большинство действий самостоятельно, но при этом желания не совпадают с возможностями, что приводит к фрустрации, которая, как уже было указано выше, является одной из основных причин этого состояния.

При этом не стоит путать негативизм и простое непослушание ребенка. Когда малыш отказывается делать то, что он не хочет, это нормально. Негативизм же проявляется в тех ситуациях, когда ребенок отказывается выполнять какие-то действия именно в том случае, если ему это предложили взрослые люди.

Взгляд со стороны

Если говорить о психиатрическом термине, то в этом случае негативизм сам выступает симптомом к определенному числу заболеваний. При этом в зависимости от формы (активной или пассивной) он может проявляться как в демонстративном неподчинении, так и в пассивном сопротивлении любым просьбам врача, что и является в данном случае его важнейшим признаком.

Что касается негативизма с педагогической или общепсихологической точки зрения, то основными внешними проявлениями в данном случае будут речевые и поведенческие признаки:

  • трудности с общением, взаимодействием с другими, даже самыми близкими, людьми;
  • конфликтность;
  • отказ идти на компромиссы;
  • скептицизм и недоверие, граничащее с паранойей.

Как это ощущается изнутри

Ощущения самого человека достаточно сложно поддаются описанию, в первую очередь потому, что такие люди редко осознают свое состояние как ненормальное.

Внутреннее состояние будет характеризоваться крайней степенью запутанности в собственных желаниях и нуждах, конфликтах с самим собой, иногда аутоагрессией.

Пассивная форма в таком случае может ощущаться как заторможенность сознания, крайняя степень равнодушия по отношению ко всем окружающим вещам и людям.

Что делать, если это коснулось ваших родных?

Если вам кажется, что у кого-то из ваших близких есть признаки негативизма в поведении, то, в первую очередь, стоит обратиться к психологу или психотерапевту для разрешения внутренних проблем, которые вызвали такое состояние, так как само по себе такое патологическое упрямство лишь следствие, поэтому для того, чтоб его преодолеть, необходимо работать с первопричиной.

Среди методов психотерапии дошкольникам и младшим школьникам больше всего подходит игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия и т. д.

Для подростков-негативистов и взрослых лучше всего себя зарекомендовала когнитивно-поведенческая терапия. Также важно не забывать о собственном отношении к вашим близким. Психотерапия будет максимально успешной только в том случае, если вы будете работать над этой проблемой в команде.

Для того чтобы скорректировать негативистское поведение и по возможности избежать каких-либо конфликтов, необходимо проявить изобретательность. Особенно это касается детей.

Нужно исключить любое психологическое давление на ребенка, ни в коем случае не должно быть угроз или физических наказаний – это только усугубит ситуацию. Вам придется применять так называемую «мягкую силу» — договариваться, подстраиваться, идти на компромиссы.

Желательно вообще избегать ситуаций, в которых может возникнуть конфликт.

Ваша главная задача заключается в том, чтобы ребенок начал следовать позитивным моделям общения и взаимодействия с окружающими. Не забывайте хвалить его каждый раз, когда он делает что-то хорошее, идет на уступки, помогает вам, спокойно общается с другими людьми. В преодолении негативизма механизм положительного подкрепления играет важнейшую роль.

Не допустить — лучший, но порой сложный выход

Для того чтобы не допустить развития подобного состояния у детей и пожилых людей в первую очередь необходимо окружить их заботой и вниманием.

Важно следить за тем, чтобы социализация и интеграция детей в общество проходила как можно более успешно и безпроблемно, а у пожилых не утрачивались коммуникационные навыки.

Нельзя давить на людей (любого возраста) и навязывать им свою точку зрения на что-либо, заставлять выполнять то, чего они не желают.

Необходимо следить за тем, чтобы не возникало чувство фрустрации, особенно внимательно надо наблюдать за собственным состоянием. Фрустрация – первый шаг к негативизму.

Самое важное, что необходимо запомнить обо всем вышесказанном: негативизм не причина, а следствие. Избавиться от него можно только избавившись от проблемы, которая его вызвала.

Так же важно помнить и не путать термин, которым в психологии и педагогике обозначается нерациональное сопротивление любому воздействию с простым упрямством и свойственным всем детям непослушанием.

Поведение человека с негативизмом успешно поддается коррекции. При этом желательно обратиться к врачу-профессионалу.

Детский негативизм. Аутизм

Основным проявлением синдрома является полное отсутствие потребности в общении или нежелание контакта с окружающими, эмоциональная холодность и безразличие ко всему. По у такого ребенка может быть и эмоциональный всплеск на фоне отрицательных эмоций: страх новизны, перемена обстановки, активное сопротивление непривычному укладу жизни. Па этом фоне могут возникать расстройства речи в разных вариантах этого синдрома: от нежелания разговаривать (мутизм) до заикания (логоневроз).

Наиболее часто этот синдром проявляется в возрасте от двух до пяти лет. Позже могут появляться патологические формы речи: эхолалия (многократное повторение слов), вычурное, неправильное скандирование слов и т.д.

Негативизм – возрастная особенность детей раннего возраста, выражается реакцией протеста, когда дети все делают наперекор желанию тех, кто с ними общается. Они капризны, раздражительны, непослушны, иногда склонны к аффективной эмоциональной вспышке. Для предотвращения негативизма рекомендуется доброжелательное общение с ребенком, разговаривать с ним необходимо спокойным тоном, без раздражения, не приказывая, не принуждая его, а предлагая выполнить работу в удобное для него время. Осторожно следует подходить к наказаниям, нельзя применять физическое наказание, унижать или оскорблять ребенка, это особенно травмирует сто нервную систему.

Невротическое заикание (логоневроз) при заикании нарушаются ритм, темп и плавность речи, что связано с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Заикание относится к распространенным в детском возрасте нарушениям. У мальчиков заикание возникает чаще, чем у девочек (10:1). Расстройство чаще развивается в возрасте четырех-пяти лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с интенсивным формированием мышления.

Заикание относится к логоневрозам. Причиной невротического заикания чаще всего является острая или хроническая психическая травма: испуг, внезапное и резкое изменение привычного стереотипа (помещение ребенка в больницу, отправка к бабушке на лето, в спортивный лагерь и др.).

Заиканием чаще страдают впечатлительные, со слабой нервной системой дети. Предрасполагающими факторами являются особенности нервно-психического развития, нервно-артритический диатез, семейная отягощенность по заиканию, ошибки воспитания, перегрузка ребенка речевой информацией, черепно-мозговая травма в анамнезе, нейроинфекции и т.д.

Большое место в развитии заикания принадлежит фактору подражания. В этом случае заикание легко закрепляется по типу отрицательного условного рефлекса. Это так называемое индуцированное заикание.

Ребенок обнаруживает характерную реакцию окружающих на свой дефект, он начинает избегать речевого общения, особенно с незнакомыми людьми. При попытке говорить у него возникают вегетососудистые нарушения (повышенная потливость, сердцебиение, неритмичное дыхание и др.) и сопутствующие движения, что, в свою очередь, вызывает усиление дефекта речи и его рефлекторное закрепление. При этом возникают отрицательные психические реакции: страх, чувство неполноценности, ущербности.

Лечение невротического заикания должно быть как можно более ранним и комплексным. Основным лечением является психотерапия. При возникновении патологии речи невротического генеза лечение следует начинать с “режима молчания” в течение 7–10 дней с последующим постепенным включением ребенка в речевую деятельность. Если же причиной заболевания была хроническая психотравмирующая ситуация, проводят семейную психотерапию.

Рекомендуется ограничение речевой нагрузки у ребенка, занятие специальной музыкальной ритмикой, пением. При пении заикание обычно исчезает.

Ночное недержание мочи (энурез). Сознательный контроль мочеиспускания и выражение беспокойства при сдерживании позывов обычно более активно ребенок начинает проявлять после одного года или полутора лет. Считают, что это зависит от многих причин: от состояния здоровья и нервной системы ребенка, его питьевого режима, от воспитания навыков к соблюдению гигиены тела.

Непроизвольное мочеиспускание до 3-летнего возраста считается физиологической нормой и не нуждается в лечении, так как проходит самостоятельно.

Энурез характеризуется непроизвольным мочеиспусканием во время ночного сна. Встречается в ранние детские годы (реже у школьников и подростков). Мальчики страдают чаще девочек. Стресс может вызвать функциональный невроз в виде энуреза. Но энурез может возникнуть и по другим причинам: из-за врожденной аномалии или патологии развития позвоночника (незаращение дужек позвонков) и спинного мозга, воспаления почек и мочевых путей, расстройства водного обмена. Энурез может быть спровоцирован различными интоксикациями в организме (глисты, нейроинфекции).

Читайте также:  Хронический Эндометрит что это:Диагностика Эндометрита при ЭКО и его лечение

Ночное недержание мочи относят к неврозам лишь в том случае, если его причиной послужил стресс: к примеру, ребенка испугала собака, человек, внезапные угрожающие события и др.

Недержание мочи, связанное с другими причинами (травма позвоночника, глистная инвазия, дефекты развития нервной системы), к неврозам не относят.

Невроз навязчивых состояний у детей. У детей дошкольного и младшего школьного возраста при наличии психического инфантилизма, интеллектуальной недостаточности невротические навязчивости могут возникать под влиянием стресса, испуга. Первым этапом заболевания является невротическая реакция в форме невроза испуга, которая в дальнейшем приобретает характер навязчивых страхов. В дошкольном возрасте у них появляются тревожность, мнительность, боязнь заразиться, склонность создавать себе различные запреты, вера в приметы, игры, правила которых сходны с навязчивыми действиями (например, игра в счет проезжающих автомобилей), соблюдение строгой последовательности действий при одевании, утреннем туалете. Выделены две разновидности невроза – невроз навязчивых страхов (фобический невроз) и невроз навязчивых действий.

У детей младшего возраста преобладают навязчивые страхи заражения и загрязнения, острых предметов, закрытых помещений. У детей старшего возраста и подростков доминируют страхи, связанные с сознанием своего физического “Я”, например навязчивые страхи болезни и смерти (от удушья, остановки сердца).

Признаками патологических страхов считаются их беспричинность, длительность страха, склонность к генерализации нарушений. Для клиники страха характерно сочетание ряда симптомов. Наряду со страхами, тревогой, наблюдаются двигательное беспокойство и различные соматовегетативные расстройства: сердцебиение, потливость, затрудненное дыхание, неприятные ощущения в области сердца, дрожь. Приступ страха продолжается от 10–15 минут до нескольких часов.

Невротические тики. Невротическими тиками называют разнообразные автоматические (бессознательные), простые, часто повторяющиеся движения. Невротические тики проявляются миганием, “наморщиванием” лба, крыльев носа, облизыванием губ, подергиванием головой, плечами, конечностями, движениями туловища. Могут быть покашливание, “хмыканье”, “хрюкающие” звуки (так называемые респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного действия, первоначально имевшего целесообразный характер.

Психотерапевтические мероприятия должны быть направлены на устранение психотравмирующих моментов и нормализацию воспитательного подхода к ребенку в семье.

Невротические расстройства. Физиологически необходимая продолжительность сна значительно меняется с возрастом: от 16–18 часов в сутки в 1-й год жизни; 10,5– 11 часов в возрасте 7–10 лет; 8,5–9 часов у подростков 14–16 лет.

При невротических расстройствах сна нарушается глубина сна, определяемая по быстроте пробуждения под влиянием внешних раздражителей, или длительность засыпания. Нередко имеют место частые пробуждения, ночные кошмары, снохождения и “сноговорения”.

В этиологии расстройств сна причинную роль играют психотравмирующие факторы, действующие на ребенка в вечерние часы: ссоры родителей в это время, сообщения о несчастных случаях, просмотры телепередач для взрослых и др.

Для устранения невротических расстройств сна наиболее эффективны психотерапевтические мероприятия – семейная психотерапия, коррекция режима дня ребенка, особенно в вечерние часы.

Истерический невроз у детей. Истерические расстройства у детей вызываются перенесенным стрессом или хронической психотравмирующей ситуацией, часто связанной с противоречием между желаемым и реально достижимым, с ущемленным самолюбием, недовольством своим положением в коллективе и ролью в семье, притязаниями, превышающими возможности.

Могут наблюдаться истерические припадки, которые возникают в присутствии зрителей, направленные на привлечение внимания, которые протекают без потери сознания. Характерна “истерическая дуга”: ребенок падает, становится на “мостик” – на пятки и затылок.

Частым двигательным расстройством является неспособность стоять и ходить при отсутствии параличей (истерическая астазия – абазия). Значительно реже встречаются у детей истерические парезы и параличи (снижение силы в конечностях). Могут быть парезы глазодвигательных мышц, сопровождающиеся преходящим косоглазием; истерические гиперкинезы (тремор, хореические движения).

Особую форму примитивных истерических припадков у детей раннего возраста (от 6 мес. до 3 лет) представляют аффективно-респираторные приступы. Они возникают в связи с какой-либо ситуацией, вызывающей у ребенка недовольство или обиду. Приступ начинается по типу описанных выше истерических припадков, однако вслед за этим наступают прерывистые глубокие вздохи, которые завершаются полной остановкой дыхания с быстрым развитием цианоза (в связи с судорожным сокращением мышц гортани). Сознание полностью не выключается. Приступ заканчивается глубоким вдохом.

Соматовегетативные истерические расстройства весьма разнообразны: боли в животе, особенно в эпигастральной области, в области сердца, головные боли, рвота, нарушения глотания, запоры, задержки мочи и др.

Неврастения у детей. Неврастения – астенический невроз – заболевание, развивающееся после острой психической травмы. Развитию астенического невроза способствует и перегрузка ребенка различными занятиями, в первую очередь интеллектуальными.

Основное проявление неврастении у детей – состояние раздражительной слабости, которое характеризуется повышенной раздражительностью, несдержанностью, склонностью к аффективным разрядам недовольства, раздражения и даже гнева, быстрой истощаемостью аффекта с переходом к плачу, психической утомляемостью, непереносимостью любого психического напряжения, ослаблением активного внимания.

Имеют место нарушения вегетососудистой регуляции, склонность к сосудистым обморокам, головные боли при утомлении, гипергидроз (потливость), повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон. Гипергидроз способствует простудным заболеваниям, что нередко отягощает течение неврастении.

Профилактика неврозов у детей включает психогигиенические меры, направленные на нормализацию внутрисемейных отношений. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, дети нередко болеют неврозами.

Важную роль играет коррекция неправильного воспитания детей в семье: гиперпротекция, родительский деспотизм, применение физических наказаний, завышенные требования или равнодушное отношение к ребенку, противоречивый воспитательный подход.

Негативизм

Негативизм – специфическое поведение, когда человек высказывается или ведет себя демонстративно противоположно ожидаемому. Негативизм может быть ситуативным или чертой личности. Психологическим основанием проявления паттерна негативизма является субъективная установка на отрицание и несогласие с определенными ожиданиями, требованиями, мировоззрениями отдельных индивидуумов, социальных групп. Негативизм может демонстрироваться или иметь скрытые формы проявления. Дети проявляют подобное поведение в упрямстве, конфликтности, сопротивлении авторитетам, девиантном поведении.

Изначально, негативизм – термин психиатрический. Активный негативизм выражается в намеренно противоречащих просьбах действиям, при пассивном отсутствии реакции вообще. Относят к симптомам шизофрении, возможно как проявление аутизма.

Негативизм в психологии это особенность поведения.

Что такое негативизм

Негативизм в психологии это сопротивление воздействию. От лат. «negativus» – отрицание – изначально употреблялся для обозначения патологических психиатрических состояний, постепенно термин перешёл в контекст поведенческих особенностей при нормальном психиатрическом статусе, так же используется в педагогическом контексте.

Негативизм является симптомом кризиса. Характерной чертой данного явления называют неразумность и необоснованность, отсутствие явных причин. Повседневно негативизм проявляется при столкновении с воздействием (вербальным, невербальным, физическим, контекстным) противоречащим субъекту. В некоторых ситуациях это защитное поведение с целью избегания прямой конфронтации.

По аналогии с изначальным использованием негативизм представляют в двух формах – активной и пассивной.

Активная форма негативизма выражается в действиях противоположных ожидаемым, пассивная – отказ в выполнении действия вообще. Обычно негативизм считают ситуативным проявлением, носящим эпизодический характер, но при подкреплении этой формы поведения она может приобрести устойчивый характер и стать чертой личности. Тогда говорят об отрицательном отношении к миру, негативной оценке людей, событий, постоянной конфронтации даже с ущербом личных интересов.

Негативизм может быть признаком возрастных кризисов, депрессии, начала психических заболеваний, возрастных изменений, аддикций.

Как проявление негативной установки может транслироваться на вербальном, поведенческом или внутриличностном уровнях. Коммуникативно – вербальное выражение агрессии и несогласия, отказ делать требуемое или демонстративное делание противоположного, в случае поведенческой формы. В глубинном варианте имеет место не транслируемое вовне сопротивление, когда по объективным или субъективным причинам протест ограничивается внутренними переживаниями, например, если человек зависим от объекта оказывающего воздействие. Эта форма иногда, может выражаться в демонстративном молчании. Проявления могут относиться к социуму в общем, отдельной группе или личностям. Человеку представляется, что они подавляют индивидуальность и возникает стремление поступать противоположно.

Негативизм возможен и в отношении восприятия жизни. Личность воспринимает саму жизнь, её организацию как таковую, как заставляющую индивидуальность подчинится её законам, стать «типичным представителем». Само существование характеризуется как проблема, конфликт, недостаток. Это проявляется как постоянная критика мироустройства на разных уровнях от глобального до бытовых ситуаций. В крайнем выражении возможен полный отказ от социальной реализации, как способ сопротивления подавлению.

Причины негативизма

Основой для появления негативизма могут быть дефекты воспитания, в том числе семейный сценарий отношения к жизни, сформированные акцентуации характера, кризисные периоды, психотравмирующие ситуации. Общим для всех факторов есть внутриличностная инфантильность, когда ресурсов для решения проблемы, умений выйти из конфликта, аргументировать свою позицию или проигнорировать попытку вмешательства в свои границы человек создаёт иллюзию отрицания потребности в этом. Если данная форма восприятия имеет эпизодический характер, то это может быть этапом узнавания и преодоления нового, неизвестного и пугающего. Но если подобный паттерн поведения приобретает постоянное течение, то может идти речь о формировании характера, поведенческого сценария. Это форма патологической защиты эго, отрицание фактора, который привлекает внимание. Причинами можно назвать ощущение внутренней неуверенности, беспомощности, недостаток необходимых знаний и умений для преодоления проблемной ситуации.

В периоды кризисов, негативизм как частый признак, это реакция на изменение социальной ситуации, в результате которой личность не может опираться на предыдущий опыт и требует новых знаний. Поскольку их ещё нет, страх не справиться вызывает реакцию сопротивления. В норме, получив необходимые знания и опыт, личность переходит на новый уровень саморазвития. Развитие предполагает определённый труд, период осваивания и преодоления. Если человек избегает этого процесса, то он застареет на этапе сопротивления, отказываясь от развития и акцент, который он не может преодолеть декларируется как нежелательный. В периоды ранних детских кризисов причиной может быть сценарий воспитания гиперопека и родители не дают ребенку самостоятельно пройти этап преодоления, пытаясь снизить его фрустрацию (на самом деле, свою) от неизвестности.

Признаки негативизма

Признаками негативизма можно назвать упрямство, грубость, замкнутость, демонстративное игнорирование коммуникативного контакта или отдельных просьб. Вербально это выражается в постоянно угнетённых, страдальческих, жалостливых разговорах, агрессивных высказываниях по отношению к различным вещам, особенно ценным для социума в общем или собеседника в частности. Критика в отношении людей, которые высказываются положительно или нейтрально по отношению к акценту негативизма. Размышления о негативном устройстве мира, ссылки на подтверждающие данную мысль труды, часто искажая смысл или игнорируя противоположные мнение аналогичного авторитета.

Зачастую предположение у человека негативизма вызывает бурное отрицание и декларируется реалистичный, незашоренный, незаангажированный взгляд на окружающую действительность. Подобная позиция отличается от осознаваемо пессимистичной позиции тем, что негативизм не осознаётся. Целью негативистического восприятия обычно становится желаемая, но субъективно недоступная сфера, или аспект, который необходим человеку, но он не хочет или боится сделать неправильно, получить осуждение за ошибку. Потому вместо признания своего несовершенства в нём обвиняется внешний объект.

Признаком есть необоснованно агрессивная реакция сопротивления, эмоционально заряженная и достаточно резкая, неожиданно быстро набирающая развитие. Спокойно воспринимать, игнорировать или разумно дискутировать на тему просьбы, темы, ситуации человек не может. Иногда реакция может быть с целью вызвать жалость, во избежание дальнейшего давления, тогда упорство может сочетаться со слезливостью, угнетённым состоянием. В детском возрасте это капризность и отказ выполнять просьбы, в старшем к этому прибавляется попытка обосновать свой отказ неразумностью или неправильностью происходящего.

Негативизм у детей

Впервые кризис негативизма относят к возрасту трёх лет, вторым считают подростковый негативизм 11-15 лет. Кризис трёхлетнего возраста подразумевает яркое желание ребёнка проявить самостоятельность. К этому возрасту формируется самоосознание, возникает понимание Я и в вербальном выражении это проявляется в появлении конструкции «я сама».

Негативизм в данном возрасте связан с изменением мировосприятия. Ранее, ребёнок воспринимал себя более неотделимо от значимого взрослого. Теперь же осознание собственной автономности и физической отдельности вызывает интерес узнать окружающее в новом формате, самостоятельно. Эта новость осознания и субъективный шок от различия нынешнего ощущения и прежних впечатлений, а так же некоторую тревогу, сопровождающую каждое новое познавание, вызывает несколько резкую реакцию, в восприятии взрослого. Зачастую, этот период более психотравматичен именно для родителей, они шокированы, по их восприятию резким отторжением ребёнка и в страхе потерять с ним связь пытаются вернуть прежний, взаимозависимый, формат взаимодействия. На первом этапе это провоцирует повышение сопротивления, затем он снижается за счёт подавления личностью ребёнка своей активности и, в дальнейшем, может привести к пассивности, слабой воле, несамостоятельности и зависимому поведению.

Подростковый период так же является сенситивным в формировании личности. Дополнительно кризис негативизма усугубляется гормональной перестройкой, отражающейся на общем восприятии и поведении ребёнка. У девушек он может совпасть с менархе и больше относиться к формированию половой идентификации, её соотношению с социальной ролью. У парней этот период больше связан с обозначением своей позиции в социальной иерархии, появляется стремление к группированию и выстраиванию взаимоотношений внутри коллектива.

Если кризис 3-х лет связан с отделением Я от родительских фигур, то подростковый негативизм связан с дифференциацией Я и социума и, одновременно, понимание необходимости адекватного включения в социум, здорового слияния с ним для дальнейшего развития. Если этот период пройдёт патологически для личности, то сопротивление социальным нормам может стать жизненным сценарием.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Негативизм

* * *
— психологический механизм устойчивого усилия личности противостоять попыткам других людей направлять или управлять ее поведением. Негативизм имеет тенденцию к консервативному сохранению личностной независимости в ситуациях, которые действительно или мнимо угрожают и чувству самоуважения.

* * *
(лат. negativus – отрицающий, отклоняющий) – 1. общий термин, обозначающий любую философию, мировоззрение или практику, основанные на принципах отрицания чего-то позитивного, например, способности человека к познанию, альтруизму, свободе выбора. Это, в частности, агностицизм, скептицизм, сатанизм; 2. в психологии развития – физиологическое упрямство детей, указывающее на появление у них способности осознавать собственное Я и наиболее ярко выраженное у 2-3-х летних «ужасно противных детей». Задержка психического развития на этой стадии влечёт, как предполагается, развитие расстройства в виде непокорности и непослушания; 3. в психопатологии – расстройство в виде немотивированного противостояния индивида как к побуждениям извне, так и к своим собственным побуждениям. Различают ряд проявлений кататонического негативизма: а) активный негативизм характеризуют побуждения и действия пациента, обратные тем, которые уместны в данной ситуации или исходят от окружающих людей; б) пассивный негативизм характеризует сопротивление пациента побуждениям извне или своим собственным побуждениям. Например, пациент сопротивляется попытке медперсонала его накормить (отворачивает голову, сжимает губы, стискивает зубы, выплёвывает пищу и т.п.) или не идёт в туалет при позывах на уринацию; в) тотальный негативизм – противодействие оказывается практически всем побуждениям, независимо от того, от кого они исходят. Например, пациент отказывается отвечать на вопросы всем, кто пытается вступить с ним в контакт; г) элективный негативизм – избирательное, психологически непонятное противодействие пациента с кататонией тем или иным побуждениям. Например, он вступает в контакт лишь с некоторыми людьми или не отвечает на вопросы устно, но охотно делает это в письменной форме. См. Элективный мутизм; д) внешний негативизм – противодействие пациента преимущественно побуждениям извне; е) внутренний негативизм – противодействие пациента преимущественно внутренним, своим собственным побуждениям. Раздичают также невротический негативизм – отказ от действий в ситуациях, порождающих у пациента тревогу и страх (например, элективный мутизм у детей), а также психотический негативизм – противодействие побуждениям, связанное с психотическими симптомами (бредом, галлюцинациями, кататонией, спутанностью сознания) Негативизм в значении 3 ранее являлся одним из самых часто встречающихся симптомов кататонии (чаще всего свойственной кататонической шизофрении, ныне встречающейся редко). Согласно Е.Кречмеру (1922), негативизм есть проявление активности гипобулических механизмов, по Е.Блейлеру (1911) – признак аутизма, но некоторые виды негативизма, в частности, внутренний негативизм определённо указывают на диссоциацию личности.

Читайте также:  Особенности диеты при ротавирусное инфекции: что можно есть, а что нельзя

* * *
(от лат. negatio «отрицание») – установка личности, характеризующаяся сопротивлением предложениям других, действиями в противоположность указаниям без объективных причин для этого. Возникает как защитная реакция на чужое влияние, которое вступает в противоречие с потребностями субъекта. Усиливается при состоянии утомления. Негативизм часто наблюдается у детей, выступая в качестве защитной реакции по отношению к требованиям, предъявляемым к ним без учета их потребностей. Ср. критичность, эффект бумеранга, дух противоречия, упрямство, настойчивость.

* * *
немотивированное поведение, Проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.

( от лат. negatio – отрицание) – качество личности, проявляющееся в намеренном противопоставлении себя любым внешним требованиям и ожиданиям. Как правило, формирование н. связано с особенностями воспитания в детском, юношеском возрасте. Н. может выступать непосредственной причиной конфликтов с начальниками, с окружающими, нарушения дисциплины.

* * *
(от лат. negatio – отрицание) – немотивированное стремление к противодействию, а также поведение, намеренно противоположное требованиям и ожиданиям др. индивидов или социальных групп. Н. как ситуативная реакция или как личностная черта (за исключением клинических случаев бессмысленного сопротивления) обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего «Я», а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов др. людей. Психологической основой Н. является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, обращений, ожиданий членов той или иной социальной группы, на протест по отношению к данной группе и отвержение той или иной личности как таковой. Наиболее выражены реакции Н. у детей в периоды возрастных кризисов. Проявляются в демонстративном поведении, упрямстве, конфликтности. Психокоррекционные методы работы с такими детьми позволяют устранить Н. как форму поведения.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Диспраксия

Диспраксия – это нарушение сферы произвольных движений у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которое проявляется в трудностях выполнения различных действий (особенно сложных) и проблемах координации. «Синдром детской неуклюжести» имеет 5-6% детей, и чаще всего диспраксией страдают мальчики. Нередко дети с данным нарушением дополнительно имеют сопутствующие расстройства речи, письма, чтения, дефицит внимания, гиперактивность. Их социальная адаптация часто затруднена, хотя интеллект может быть нормальным и даже высоким.

Изначально диагноз «диспраксия» употреблялся только в неврологии. Но чем больше изучалось данное нарушение и проводилось исследований, тем больше было выявлено причин рассматривать диспраксию не только с точки зрения неврологии, но и с точки зрения нейропсихологии и логопедии (если речь идет про артикуляционную диспраксию).

Общие симптомы при диспраксии:

  • отсутствие чувства направления движения;
  • наличие синкинезий (то есть «со-движений», излишних движений). Например, при выполнении письменного задания ребенок открывает рот, высовывает язык. При выполнении пробы на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь» одной рукой может начать двигаться вторая рука, которая в норме участвовать не должна;
  • трудности зрительно-моторной координации – ребенку с диспраксией сложно попасть дротиком в цель, ракеткой по мячу, писать точно по клеточкам, то есть совершать сложные движения, включающие синхронизацию зрительной информации и движения;
  • потеря элементов при выполнении серии движений, когда задана четкая последовательность выполнения, например, в танце, в прописях;
  • трудности в различении правой и левой руки, правой и левой стороны относительно своего тела и пространства вокруг себя. Например, ребенок с диспраксией затрудняется выполнить двигательное задание по инструкции «положи правую руку на плечо, а левую на голову», «дотронься языком до носа»;
  • сложности в тонкой моторике;
  • неуклюжесть после достижения возраста двух лет (дети продолжают спотыкаться и падать на ровном месте), повышенная/пониженная двигательная активность, неосторожность;
  • неопрятность (диспраксия затрудняет формирование навыка поддержания опрятности, поскольку ребенок плохо чувствует свое тело и плохо усваивает алгоритмы действий);
  • нежелание осваивать новые двигательные навыки;
  • замедленная автоматизация навыков.

Формирование любого двигательного навыка происходит за счет составляющих его праксисов – адекватно скоординированных действий. На уровне коры больших полушарий праксис (двигательная функция) обеспечивается тремя важными зонами: моторной, премоторной и префронтальной корой. При поражении одной или нескольких зон коры, отвечающих за праксис, возникает расстройство, именуемое апраксией. Этот диагноз ставится человеку, у которого ранее уже были сформированы двигательные навыки, но были нарушены вследствие поражающего фактора, например, инсульта или черепно-мозговой травмы. В отечественной практике детям с нарушением сферы предметных действий также зачастую ставили диагноз «апраксия» (это встречается и сегодня у некоторых нейропсихологов). Но это не корректно, ведь «апраксия» – это нарушение уже сформировавшегося навыка либо полная его потеря, а у детей сфера произвольных движений еще только развивается. Поэтому относительно детей более корректно употреблять термин «диспраксия». При этом речь не об утрате или разрушении имеющегося навыка, а о его несформированности. Такие дети могут двигаться, но в большинстве случаев хорошо заметна общая моторная неловкость, неуклюжесть и неспособность к некоторым предметным действиям. Движения раскоординированы, такому ребенку сложно ездить на велосипеде, ловить и бросать мяч, играть ракеткой в теннис или бадминтон, держать ручку и столовые приборы правильно (часто ребенок с диспраксией имеет захват по типу «кинжал»), застегивать/расстегивать пуговицы и молнию.

Движения автоматизируются с трудом, и то, что у обычного человека не вызывает больших энергозатрат, у ребенка с диспраксией отнимет много сил и времени. В речи у такого ребенка наблюдаются сложности по произнесению звуков. Надо заметить, что часть детей с диагнозом «дизартрия» на самом деле страдает именно от диспраксии, так как в старой классификации в логопедии не было диагноза «артикуляционная диспраксия». Но структура и происхождение дефекта при дизартрии и диспраксии разные, нарушения требуют различного подхода в коррекции, поэтому очень важно правильно поставить диагноз.

В мелкой моторике также заметны проявления этой дисфункции. Отличительной чертой детей с диспраксией является быстрая утомляемость, поскольку простые и привычные, будничные для всех остальных движения вызывают у них чрезмерное напряжение и требуют много усилий.

Многие думают, что ребенок «перерастет» подобные сложности, но это не так. Диспраксия при отсутствии необходимой коррекции остается у человека до конца жизни. Именно поэтому мы часто наблюдаем в жизни взрослых, которые не способны научиться играть в теннис, кататься на велосипеде, плохо владеют собственным телом.

Причины возникновения диспраксии у детей

Если у взрослых нарушение праксиса (апраксия) обусловлено преимущественно корковыми поражениями, то у детей более важную роль играет своевременное созревание (или несозревание) подкорковых структур. Поэтому диспраксия развития носит чаще неспецифический характер (нарушено несколько видов праксиса и общая моторика) и сопровождается нарушениями сенсорного развития и эмоционально-волевыми, поведенческими расстройствами. Среди факторов развития диспраксии выделяют патологию течения беременности и родов и патологию периода новорожденности.

На сегодня выделяют две формы диспраксий с точки зрения этиологии. Первичная форма обусловлена несформированностью собственно двигательного анализатора, то есть тех отделов и зон головного мозга, а также нейронных путей, которые формируют программу действия. Далее мотонейроны передают последовательно сигнал мышцам, а подкорковые отделы мозга автоматизируют типовые программы движений, такие, как «завязать шнурки».

На картинке видно, как движутся сигналы в нейронах от моторной коры больших полушарий вниз, через ствол, вдоль спинного мозга, образуя так называемый пирамидный путь. Это большой пучок нервных клеток, которые делают возможными сознательные произвольные движения.

Другая форма диспраксий – это так называемые вторичные диспраксии. Они обусловлены нарушением обработки и интеграции сенсорной информации у ребенка. Самая первая форма мышления у ребенка – это сенсомоторная. Получение полноценных ощущений возможно лишь в динамике, когда ребенок может повернуть глаза, голову, перевернуться, подтянуться, сесть, взять в руки интересующий предмет, полизать, почувствовать запах. Позже – подползти, подойти, подбежать. Все мелкие и крупные движения помогают людям прочувствовать мир во всей его полноте. Но и сами ощущения от всех органов чувств – вестибулярные, проприоцептивные (мышечные), кинестетические, зрительные, слуховые – дают психике информацию о том, как выстроить схему, программу, последовательность движений, расположить тело в пространстве. Сенсомоторный базис, который постепенно у него накапливается, позволяет сформировать ребенку картину окружающего мира, схему своего собственного тела. И уже на этой основе у него формируется семантическое (смысловое) поле, которое опосредуется знаком (словом), то есть развивается речь и далее вербальный интеллект, высшие формы мышления. Таким образом, при различных формах дизонтогенеза развиваются и дисфункция сенсорной интеграции, и диспраксия как две стороны единого процесса познания мира.

Вторичная диспраксия встречается чаще, чем первичная, и клиническая картина более тяжелая.

Обе группы нарушений праксиса у детей исследовала и описала в своей статье «Проблема постановки диагноза «Диспраксия развития» в детском возрасте» (2011 г.) невролог, доктор медицинских наук Ю. Е. Садовская с соавторами. Она приводит статистику, что при вторичной форме диспраксии намного чаще, чем при первичной, встречаются следующие сопутствующие расстройства: дефицит контроля эмоций и поведения, коммуникативный и сенсорный дефицит. Задержка речевого развития, речевой и когнитивный дефицит встречаются одинаково часто при первичной и вторичной форме диспраксии. Также важно отметить, что при вторичной форме дети чаще стремятся избежать выполнение задания, проявляют негативизм, испытывают психологические трудности, чувствуя себя не такими, как все. То есть социальная адаптация у детей с вторичной диспраксией, как правило, затруднена. Дефект двигательной сферы у них более обширный, затрагивает больше видов произвольных действий (при первичной форме – более «точечный»).

Виды диспраксии

Классифицируют диспраксию либо по структуре (какой именно компонент схемы действия нарушен) и локализации в коре, либо по виду нарушенного праксиса. Праксисы подразделяют по сфере осуществления движений и по органу, который участвует в действии. Например, артикуляторный или оромоторный – это значит праксис, осуществляемый в артикуляторном аппарате. Мануальный праксис – означает, что нарушены действия, осуществляемые рукой. Пространственный – значит связанный с пространственными представлениями. Кинестетический – связанный с недостаточностью интеграции движения и кинестетики. И так далее. Нет единой утвержденной классификации видов праксиса, у разных авторов перечень будет немного разным. Соответственно видам несформированного праксиса подразделяют и диспраксии.

Наиболее часто выделяют следующие виды:

  • моторная (кинетическая) – трудности связаны с выполнением наиболее простых, одношаговых задач и предметных действий (расчесывание, пожимание руки, приветствие и прощание и др.), в том числе подражательных;
  • идеаторная – нарушение составления схемы сложного действия, моторной программы;
  • идеомоторная – трудности вызывает выполнение серии последовательных движений (уборка кровати, чистка зубов, заваривание чая и пр.);
  • артикуляционная (артикуляторная, вербальная) диспраксия – неясная, смазанная речь вследствие затрудненной координации мышц, непосредственно отвечающих за произнесение звуков, и нарушения обработки кинестетической информации от артикуляторного аппарата, вследствие чего затрудняется реализация артикуляционных поз;
  • конструктивная – проявляется сложностями овладения конструктивной деятельности (игры с конструктором, понимание геометрических законов, копирование изображения и пр.);
  • пространственная – трудности овладения понятиями «право-лево», «верх-низ», нарушение ориентации собственного тела в пространстве;
  • выразительная (мимическая) – неспособность выразить эмоциональное состояние через мимику или несоответствие выражения лица окружающей ситуации;
  • кинестетическая – трудности подбора двигательной позы из-за недостаточности сенсорной информации от кинестетического анализатора.

Артикуляционная диспраксия

Вербальная (или артикуляционная) диспраксия является речевым расстройством, а именно нарушением произносительной стороны речи, что связано с недоразвитостью или неправильным формированием артикуляционного праксиса. При такой диспраксии сохранены подвижность и тонус мышц, их сократительные способности.

Обычно данная патология включается устаревшими источниками в круг логопедических нарушений – дизартрий.

Основные отличия артикуляторной диспраксии от дизартрии:

  • если слово знакомо или автоматизировано, то оно с большой вероятностью будет произнесено верно; но те же самые звуки в других словах могут произноситься с нарушением (то есть проблема не в произношении звука как такового, а в формировании навыка произнесения);
  • ребенок самостоятельно ищет артикуляционную позу;
  • количество ошибок во многом зависит от окружающей ситуации и эмоционального состояния ребенка (при повторении за знакомым взрослым в спокойном состоянии произношение будет правильно, в испуганном или нервном – вероятны ошибки).

Основные трудности в вербальной диспраксии: искажения звуков (их пропуск или замена другими, перестановка слогов и пр.) и сложности в построении предложений.

Коррекция диспраксии

Самостоятельная диагностика и коррекция данного нарушения не являются эффективными, поэтому при подозрении на диспраксию необходимо обратиться за консультацией к неврологу и нейропсихологу.

Очень часто дети с диспраксией являются клиентами логопеда или дефектолога, поскольку имеют нарушения речи и познавательных способностей. То есть в таких случаях расстройство сферы произвольных действий отдельно не выделяется и идет «фоном» про отношению к речевым и иным диагнозам (СДВГ, РАС, дизартрия, алалия, ЗПМР, ЗПР, ЗРР, ЗПРР). Диагноз «диспраксия» при этом отдельно в заключениях логопеда, дефектолога, невролога может не фигурировать (однако при нейропсихологическом обследовании специалист обязан упомянуть о нем).

Достоверно диагностировать диспраксию можно с 4-х лет. Это нарушение требует длительной коррекции. Полностью избавиться от диспраксии почти невозможно, и фрагментарные последствия будут оставаться и во взрослом возрасте. Но скорректировать диспраксию так, чтобы она не затрудняла повседневную жизнь и не приводила к дальнейшим нарушениям познавательной сферы (например, дискалькулии, дислексии, дисграфии) все же реально.

Коррекционная программа включает комплекс следующих направлений:

  • неврологическая коррекция (с целью помочь мозгу наладить работоспособность, скомпенсировать последствия гипоксически-ишемических повреждений и других нарушений);
  • нейропсихологическая коррекция;
  • психологические методы – направлены на систематизацию и организацию мышления ребенка, а также коррекцию сопутствующих расстройств поведения и эмоционально-волевой сферы; психолог помогает родителям найти контакт с ребенком и сделать семейное воспитание более гармоничным;
  • логопедические – предотвращение задержки речевого развития (ЗРР присутствует в большинстве случаев диспраксии), коррекция артикуляторной диспраксии, помощь в формировании связной речи, программы речевого высказывания, профилактика дислексии, дисграфии, дискалькулии;
  • кинезиотерапия, ЛФК, бассейн, сенсорная интеграция.

Сложность коррекции диспраксии заключается в том, что навык не переносится в другие условия. То есть если ребенок научился играть в большой теннис и отбивать ракеткой мячи, то настольный теннис и бадминдтон все равно вызовут большие затруднения. Поэтому каждый навык должен отрабатываться на большом количестве разнообразного материала и в различных условиях. Коррекция диспраксии обязательно должна быть комплексной. В программу должно включаться воздействие на сенсорику (предпосылку формирования праксиса), занятия по составлению алгоритмов действий и выполнению серий движений, а также отработку имеющихся и новых навыков. Также обязательно должна быть профилактика сопутствующих расстройств.

Если у вашего ребенка поставлен диагноз “диспраксия” и он нуждается в коррекции, или вы только подозреваете наличие данного нарушения и хотели бы провести квалифицированную диагностику, звоните в наш Центр по тел.: (812) 642-47-02 и записывайтесь на прием к специалисту.

Ссылка на основную публикацию