Психомоторное возбуждение

Психомоторное возбуждение

Психомоторное возбуждение – патологическое состояние, характеризующееся выраженным усилением двигательной и психической активности. Может сопровождаться тревогой, гневом, растерянностью, злостью, весельем, помрачением сознания, бредом, галлюцинациями и т.д.

Причины расстройства

Психомоторное возбуждение может быть острой реакцией на стресс у психически здорового человека, попавшего в экстремальную ситуацию (так называемый реактивный психоз). Возникает оно сразу же после угрожающей жизни ситуации (например, автокатастрофы) или психической травмы. Выражается двигательным беспокойством, которое часто сменяется ступором.

Также к такому расстройству могут привести:

  • Острые стадии инфекционных заболеваний, сопровождающиеся интоксикацией центральной нервной системы токсинами вирусов или бактерий;
  • Черепно-мозговые травмы и другие поражения головного мозга;
  • Хронические и острые интоксикации, в том числе алкогольный делирий, отравление кофеином, атропином или акрихином;
  • Эпилепсия;
  • Токсические поражения и гипоксия головного мозга в прекоматозных и коматозных состояниях;
  • Истерия (как ответная реакция на внешний раздражающий фактор);
  • Делирий (помрачение сознания, сопровождающееся образным бредом, зрительными галлюцинациями, чувством страха);
  • Психические заболевания: шизофрения, депрессивный психоз, биполярное аффективное расстройство, маниакальное возбуждение.

Симптомы и виды психомоторного возбуждения

В зависимости от клинической картины существует множество видов психомоторного возбуждения:

  • Дисфорическое: характеризуется напряженностью больного, угрюмостью, мрачностью, раздражительностью, недоверчивость, попытками суицида, неожиданной агрессией. Чаще всего возникает при органических поражениях мозга и при эпилепсии;
  • Тревожное: проявляется простыми движениями (например, раскачиванием туловища) и часто сопровождается повторением каких-то слов или фраз, стонами. Иногда внезапно сменяется неистовым возбуждением (раптусом), при котором человек начинает метаться, кричать, биться об окружающие предметы. Отмечается, как правило, при депрессивных синдромах;
  • Маниакальное: характеризуется повышенным стремлением к какой-либо деятельности, приподнятым настроением, ускорением течения мыслей;
  • Кататоническое: проявляется импульсивными, манерными, некоординированными, вычурными, иногда однообразными ритмичными движениями и разговорами;
  • Гебефреническое: это психомоторное возбуждение носит дурашливый характер, часто сопровождается бессмысленными импульсивными действиями с агрессией, галлюцинациями, бредом, психическим автоматизмом. В основном отмечается при шизофрении;
  • Эпилептиформное: представляет собой форму эпилептического сумеречного состояния и проявляется внезапно возникающим двигательным возбуждением, которое сопровождается агрессивностью, страхом, галлюцинациями, стремлением к бегству, дезориентацией в обстановке и во времени;
  • Психосоматическое: возникает на фоне психопатий и других вяло протекающих заболеваниях (например, при органическом поражении ЦНС, шизофрении). Больной начинает кричать, ругаться, угрожать и проявлять агрессию в адрес человека, с которым у него возник конфликт. Может быть опасным для окружающих;
  • Галлюцинаторное и бредовое: выражается порывистыми движениями, напряженной сосредоточенностью, бессвязными фразами, изменчивой мимикой, агрессивными жестами, напряженностью больного, который злобно выкрикивает угрозы, может оскорбить и даже ударить. Эти виды психомоторного возбуждения обнаруживаются при галлюцинаторно-бредовых и бредовых синдромах, иногда при делирии. Под влиянием галлюцинаций или бреда люди совершают немотивированные нападения (часто неожиданно) и суицидальные действия;
  • Психогенное: характеризуется суженным сознанием, безумным страхом, паническим настроением, бессмысленным метанием. Наблюдается при психогенных реакциях;
  • Эретическое: проявляется бессмысленными разрушительными действиями, сопровождающимися криками. Возникает у больных олигофренией.

По выраженности выделяют три степени психомоторного возбуждения:

  • Легкую – когда больной выглядит необычно оживленным;
  • Среднюю – когда действия и речь человека становятся неожиданными, нецеленаправленными, у него отмечаются выраженные аффективные расстройства (тоска, гнев, веселость и др.);
  • Резкую – характеризующуюся бессвязностью, помрачением сознания, крайней хаотичностью речи и движений.

Особенности течения расстройства могут быть обусловлены возрастом. Детям и пожилым людям свойственно однообразие двигательных и речевых актов.

В преклонном возрасте возбуждение, как правило, носит характер суетливости, сопровождающейся тревогой, раздражительностью, деловитой озабоченностью или ворчливостью.

У детей психомоторное возбуждение обычно проявляется монотонным плачем, криком или смехом, гримасничаньем, раскачиванием, стереотипным повторением одних и тех же вопросов и т.п. Более старшие дети при психомоторном возбуждении постоянно находятся в движении, рвут или ломают все предметы, которые попадаются под руку, они могут долго и упорно сосать палец или грызть ногти. Иногда у них отмечаются патологические влечения, например, элементы садизма.

Лечение психомоторного возбуждения

Все пациенты с таким расстройством нуждаются в неотложной помощи. В большинстве случаев их помещают в психиатрическую больницу, поскольку в таком состоянии они могут представлять опасность, как для себя, так и для окружающих.

Первый этап лечения психомоторного возбуждения – это купирование приступа, что осуществляют с помощью нейролептиков и транквилизаторов: Тизерцина, Хлорпротиксена, Реланиума, Оксибутирата натрия или Хлоргидрата. Далее требуется проведение мероприятий, направленных на лечение основного заболеваний.

Что касается прогнозов, то однозначно дать ответ сложно, все зависит от болезни или ситуации, которая стала причиной психомоторного возбуждения.

Психомоторное возбуждение

Психомоторное возбуждение – это состояние патологической двигательной и психической активности, характеризующееся нецеленаправленностью действий, чрезмерной речевой продукцией и аффективными расстройствами. Распространенными симптомами являются суетливость, стремление сбежать, нанести вред себе и окружающим. Больные кричат, тревожны, агрессивны, озлобленны или неадекватно веселы. Критика к своему состоянию отсутствует. Диагностика проводится психиатром, выполняется методом наблюдения, опроса. Лечение медикаментозное (нейролептики, бензодиазепины).

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы психомоторного возбуждения
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение психомоторного возбуждения
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Психомоторное возбуждение – синдром, который проявляется на двух уровнях. Параллельно нарастают хаотичность и скорость движений и психических процессов (эмоций, мыслей, речи). Расстройство проявляется в остром периоде некоторых неврологических и психических заболеваний, иных состояний, может протекать изолированно или в сочетании с бредовыми, галлюцинаторными, депрессивными симптомами. Полиэтиологичность патологии не позволяет отследить общую распространенность. Например, при туберкулезе данный симптом наблюдается у 16,7% больных.

Причины

Психомоторное возбуждение является симптомом острого периода заболевания. В его основе лежит органическое поражение головного мозга или тяжелое психогенное воздействие, изменяющее функциональность центральной нервной системы. Этиология определяет наличие дополнительных симптомов, тактику лечения пациента после купирования острого состояния. Возможные причины:

  1. Реактивный психоз. Двигательное и психическое беспокойство формируется в рамках острой реакции на стресс. Симптом проявляется сразу после психотравмирующей ситуации, может выражаться как монотонным возбуждением с нечленораздельной речью, так и паническим состоянием с попытками самоповреждения, суицида.
  2. Эндогенные психические расстройства. В состоянии патологического возбуждения периодически пребывают пациенты с приступообразной и рекуррентной шизофренией. Также причиной может стать биполярное аффективное расстройство: при депрессивном психозе больные мечутся и стонут от отчаяния, при маниакальном эпизоде – гиперактивны, гневливы, веселы.
  3. Органические поражения ЦНС. Психомоторное возбуждение присутствует при травмах мозга, височной эпилепсии, деменциях, гипоксических повреждениях мозга. Может развиваться с ясным или помраченным сознанием, сопровождаться галлюцинациями, бредом, вегетативными симптомами.
  4. Интоксикации. Острые и хронические отравления организма могут протекать с двигательным беспокойством и эмоциональным возбуждением. Расстройство провоцируется употреблением алкоголя, наркотиков (опиатов, галлюциногенов, ЛСД) и некоторых лекарств.
  5. Острые стадии инфекций. Причиной патологически высокого возбуждения может стать непосредственное поражение ЦНС вирусами или бактериями, отравление продуктами их обмена. Симптом диагностируется при клещевом вирусном энцефалите, менингококковом менингоэнцефалите, туберкулезе.

Патогенез

В основе психомоторного возбуждения лежит дисбаланс обмена веществ, нарушение нейрорефлекторных механизмов регуляции, аутоиммунные реакции, токсические, травматические и ишемические изменения нервной передачи. Патогенез определяется заболеванием, спровоцировавшим симптом. Общими для всех случаев являются два процесса: повышение возбудимости и снижение тормозного контроля ЦНС.

Высокая возбудимость бывает обусловлена изменением свойств мембраны нервной клетки и увеличением ее деполяризации. Такие сдвиги характерны для интоксикаций, острого стресса, цереброваскулярных нарушений. Второй патологический механизм – дисфункция калий-натриевого насоса нейронов. Третий – механическое раздражение нервных клеток рубцовой или опухолевой тканью.

Снижение тормозной функции нейронов часто связано с недостаточной активностью ГАМКергических синапсов. Оно наблюдается на фоне истощения тормозных нейромодуляторов и нейротрансмиттеров (норадреналина, серотонина, ГАМК), ишемического дефицита функциональности тормозных интернейронов, угнетения активности нейронов возвратного торможения в зонах денервации.

Симптомы психомоторного возбуждения

В зависимости от синдрома, ставшего основой данного состояния, выделяют несколько вариантов его клинического течения. При галлюцинаторно-бредовом возбуждении движения больного порывистые, возможны угрожающие или защитные жесты и действия. Внимание суженное, сосредоточенное на возникающих образах и идеях. Преобладают эмоции гнева, озлобленности, подозрительности. Мимика изменчива, речь представлена несвязными обрывочными фразами.

Кататонический вариант психомоторного возбуждения проявляется вычурностью поведения, манерничаньем, импульсивными действиями пациента. Движения раскоординированные либо ритмичные, однообразные. Такое состояние характерно для шизофрении и шизофреноподобных синдромов. Дисфорическое возбуждение проявляется негативным аффектом. Пациенты напряжены, угрюмы, мрачны. Двигательная активность реализуется нападками на окружающих, провокациями драк.

Больные с гебефреническим возбуждением дурашливы, эмоционально неустойчивы, необоснованно веселы, иногда озлобленны. Их моторика отличается бессмысленными порывистыми жестами и действиями, носящими агрессивный характер. Маниакальная форма проявляется повышенным настроением, непоследовательностью поступков, ассоциативностью мышления. Пациенты стремятся к активным действиям, но остаются нецеленаправленными.

Психомоторное возбуждение тревожного типа сопровождает депрессивные расстройства. Его основные симптомы – беспокойство, бесцельное хождение, раскачивание туловища, стереотипные движения (потирание рук, теребление одежды). В речи присутствуют стоны, звучные вздохи, обрывочные слова. При усилении тревоги больные проявляют ауто- и гетероагрессию, кричат, мечутся.

При эпилептиморфном возбуждении преобладают аффективно-двигательные симптомы – метание по комнате, переживание страха и паники, стремление убежать. При попытке препятствовать действиям больного вспыхивает агрессия. Возможны галлюцинации, бред, дезориентация в пространстве и времени. При олигофрении наблюдается эретическое беспокойство с действиями разрушающего характера, криками.

Психомоторное возбуждение психогенного происхождения сопровождается сужением сознания, концентрацией на травмирующих событиях. Больные находятся в паническом состоянии, бессмысленно мечутся, испытывают неуправляемый страх. При психопатическом варианте расстройства наблюдается повышенная аффективная вспыльчивость: пациенты кричат, бранятся, направляют агрессию на лиц, с которыми возник конфликт. Реже их неуправляемая двигательная активность направляется на самих себя.

Осложнения

Неадекватная помощь больному – оставление его без надлежащего наблюдения и контроля, недооценка опасности психомоторного возбуждения, отказ от вызова бригады скорой помощи, пренебрежение физическим удержанием повышают риск нанесения вреда пациентом самому себе либо окружающим. Возбужденное состояние становится причиной травм с последующей инвалидизацией, спонтанных суицидальных попыток со смертельным исходом, насилия над другими людьми.

Диагностика

Психомоторное возбуждение первично диагностируется персоналом бригады неотложной медицинской помощи, а затем врачом-психиатром. Обычно определение такого состояния не представляет особых трудностей. Задача специалистов – оценить степень возможной агрессии пациента, установить причину возбуждения. После устранения острых симптомов проводится дифференциальная диагностика ведущего этиологического фактора. Первичное обследование больного включает:

  • Наблюдение. Патологическая двигательная активность проявляется суетливостью, стереотипными движениями, хаотичными жестами. Наиболее выраженная симптоматика – метания по кабинету или палате, удары о стену (кулаками, головой), агрессивные нападки на персонал. Моторные проявления сопровождаются стонами, криками, сильным аффектом – страхом, гневом, смехом.
  • Опрос. Выраженное психомоторное возбуждение пациента мешает врачу провести опрос, но при легких и умеренных симптомах применяется короткая беседа, направленная на установление причин состояния – интоксикации, ЧМТ, психического расстройства. По возможности опрашиваются члены семьи больного, лица, находившиеся рядом в момент начала беспокойного поведения.
  • Осмотр. Оценка физического состояния может указать на наличие черепно-мозговых травм, следов от введения наркотических средств, запах алкоголя. Осмотр необходим для установления причины возбужденного состояния и определения необходимости оказания неотложной помощи.

Лечение психомоторного возбуждения

Психическое и двигательное беспокойство на высоте проявления утрачивает этиологические признаки и требует быстрой симптоматической терапии. Помощь пациенту нацелена на купирование возбуждения, предупреждение его возможных неблагоприятных воздействий. Обычно она проводится в три этапа:

  • Уход и надзор. До прибытия скорой и полиции проводятся мероприятия, обеспечивающие безопасность пациента и окружающих его людей. Из помещения выводят всех посторонних либо изолируют больного в отдельную комнату. Его осматривают, исключают наличие потенциально опасных предметов, организуют надзор, принимают меры по предупреждению возможного бегства. Если сознание остается ясным, проводят успокаивающую беседу.
  • Фиксация. Сильное психомоторное возбуждение и невозможность установить с больным продуктивный контакт являются основанием для применения мер физического удержания. Пациента укладывают на спину или усаживают на стул, фиксируют крупные суставы повязками, удерживают в таком состоянии до приезда врачей или до начала действия лекарств.
  • Медикаментозное лечение. Для купирования возбуждения на догоспитальном этапе применяются типичные нейролептики в комплексе с бензодиазепинами или без них. В стационаре отделения психиатрии чаще назначается парентеральное введение атипичных антипсихотиков, не провоцирующих экстрапирамидные и холинолитические побочные эффекты. Если возможно, проводится внутривенное вливание антипсихотического препарата, так как внутримышечные инъекции задерживают действие лекарства.

Прогноз и профилактика

Психомоторное возбуждение успешно купируется при помощи медикаментов. При правильном лечении основного заболевания прогноз благоприятный. Профилактические меры включают отмену приема наркотических веществ и алкоголя, при наличии инфекционных, психических или неврологических заболеваний – регулярное наблюдение у врача и выполнение его лечебных рекомендаций.

Что такое психомоторное возбуждение?

Психомоторное возбуждение – это опасное состояние здоровья у человека. Оно может встречаться как у взрослых, так и у детей. Патология носит эпизодический характер, а факторы, провоцирующие ее появления, различны. В общих чертах психомоторное возбуждение можно описать как состояние, в котором человек совершает множество действий, порой нелогичных и опасных для жизни и окружающих его людей. Рассмотрим данный синдром более подробно.

Читайте также:  Симптомы и лечение папилломы мочевого пузыря у мужчин и женщин. Папилломы мочевого пузыря: симптомы и лечение

Причины возникновения

К патологии склонны люди с неустойчивой психикой. Причин появления психомоторного возбуждения много:

  • отравление тяжелыми металлами, ядами, алкоголем, наркотическими веществами, медицинскими препаратами. Многие лекарственные средства, в случае их передозировки, вызывают психомоторное возбуждение. Это касается не только психотропных, транквилизаторов, но и вполне «безобидных» средств, например, лекарств от давления, антибиотиков;

Отравление тяжелыми металлами, ядами и алкоголем может вызвать такой недуг

  • инфекционные заболевания головного мозга (менингит, энцефалит). Возбудителями поражается нервная система;
  • черепно-мозговые травмы. Причем они могут быть не только острыми, но и просто имеющимися в анамнезе;
  • эпилепсия;
  • гипоксические явления, при которых мозг не получает необходимое количество кислорода. Коматозные, предкоматозные состояния. Если речь касается новорожденного – это тяжелые роды, обвитие пуповиной;
  • сильные стрессы, истерии. Организм может так ответить на раздражающие факторы, к примеру, на смерть близкого человека, транспортную аварию;
  • делирии;
  • психические заболевания (шизофрения, маниакальное расстройство, депрессивный психоз). Если пациент перестает употреблять назначенные врачом лекарства, психомоторное возбуждение может возникнуть в любой момент, как ответ даже на небольшой раздражитель.

Классификация и симптомы

Видов психомоторного возбуждения несколько. Если классифицировать по степени выраженности, то специалисты выделяют стадии:

  • Легкую. У пациента наблюдается незначительная оживленность.
  • Среднюю. Больной начинает много говорить, порой нелогично и нецеленаправленно. Речь бессмысленная. Наблюдаются перемены настроения – неожиданная радость сменяется сильной тоской и угнетенностью. Характер смены настроения будет зависеть от первоначальной причины, которая повлекла за собой психомоторное возбуждение. У некоторых пациентов это повышение настроения, у других, наоборот, угнетение.

Виды психомоторного возбуждения

  • Острую. Действия больного резкие, несвязные, нелогичные. Речь хаотичная.

Клиническая картина может незначительно отличаться. Это зависит от вида психомоторного возбуждения. Симптомы можно разделить на несколько групп:

  • дисфорические (депрессивные);
  • маниакальные;
  • тревожные;
  • кататонические;
  • эпилептические;
  • психопатические;
  • гебефренные.

В зависимости от группы, признаки могут отличаться. Но общими симптомами, присущими любому виду психомоторного возбуждения являются:

  • агрессивность, не имеющая здравой причины. Пациент может резко стать злой, неуправляемый, будет раскидывать предметы и бросаться на людей;
  • попытки суицида. Данный признак больше присущ больным психическими заболеваниями, характерен при делириях и отравлениях солями тяжелых металлов. Нередко встречается у подростков и людей с неустойчивой психикой;
  • однообразие речевых оборотов и двигательной активности. Человек может раскачиваться, повторять одни и те же фразы и слова, суетиться без причины;

Попытки суицида могут говорить о наличии заболевания

  • стремление к какой-либо деятельности. Пациент берется сразу за несколько дел одновременно, естественно, не доводя их до конца. Может собирать вещи, мыть посуду, начинать делать ремонт;
  • галлюцинации. Они проявляются при психических заболеваниях, делирии, отравлениях. Несут различный характер, но в основном они пугающие. Пациент нападает на окружающих, агрессивен, возможны попытки суицида;
  • внезапные приступы радости и хорошего настроения;
  • тревога, плаксивость, тяга броситься в бега;
  • речевой бред. Нелогичные, несвязные предложения, неразборчивая речь. Больной может ругаться и кричать.

У пациентов преклонного возраста данная патология может проявляться излишней тревогой, суетливостью. Возможно повторение одних и тех же фраз или действий.

Психомоторное возбуждение у детей и подростков

У данных групп пациентов психомоторное возбуждение диагностируется в разы реже, чем у взрослых. Зачастую причинами является эпилепсия, сильные стрессы, родовые травмы, ДЦП.

В раннем возрасте патология проявляется:

  • беспричинным частым, монотонным плачем;
  • криками;

Детский плач может говорить о недуге

  • гримасничаньем;
  • агрессивностью по отношению к людям, животным и предметам;
  • стереотипным поведением, задаванием одних и тех же вопросов.

Более старшие дети находятся в постоянном возбуждении. Они рвут обои, газеты, журналы. Гиперактивны, ломают предметы и кричат.

Лечение

При появлении у человека психомоторного возбуждения необходимо вызвать неотложную помощь. Занимается лечением данного состояния врач-психиатр.

При вызове скорой помощи укажите, что вам нужна специализированная психическая бригада. Обычно в комплектации у нее необходимые медикаменты для купирования приступа возбуждения.

Чтобы пациент не навредил себе и окружающим, его следует изолировать от общества на некоторое время. Перевозят таких больных в положении лежа, иммобилизуя их:

  • Привязывают отдельно верхние, отдельно нижние конечности. Это необходимо, чтобы пациент не освободился самостоятельно.
  • Используют только мягкие материалы – простыни, полотенца.
  • На этапе фиксации важно не пережать сосуды и нервы, поэтому это дело нужно доверить специалистам.
  • Иммобилизованного человека нельзя оставлять без присмотра.

Непосредственно лечение проводится стационарно в условиях клиники. Для снятия признаков психомоторного возбуждения используются различные группы препаратов:

  • антипсихотические;
  • успокоительные;
  • транквилизаторы (предпочтительно применять у пациентов пожилого возраста).

Ввод медикаментов проводится внутривенно и внутримышечно для достижения быстрого эффекта. При лечении используются нейролептики:

  • Аминазин;
  • Клозапин;
  • Левомепромазин.

Таблетки Левомепромазин при лечении заболевания

Дозировка рассчитывается индивидуально. При терапии следует проводить постоянный контроль уровня артериального давления. Если пациент длительное время принимал эти препараты, допускается увеличение дозы в два раза. В условиях стационара возможно применение небольших доз препаратов для наркоза (Дропиридола и Натрия Оксибутирата).

Лечение зависит от причины возникновения патологического состояния и направлено еще и на его устранение. Например, если речь идет о пациенте, страдающим шизофренией, маниакальным психозом, алкоголизмом.

После облегчения состояния больного, уменьшения проявления симптоматики, терапию следует продолжить для достижения стойкого результата.

ВОЗБУЖДЕНИЕ ПСИХОМОТОРНОЕ

ВОЗБУЖДЕНИЕ ПСИХОМОТОРНОЕ — патологическое состояние, при к-ром наблюдается усиление и ускорение темпа проявлений разных сторон психической деятельности — речи, мышления, эмоций, движений, происходящих одновременно, изолированно или с преобладанием какой-либо одной из них. Возбуждение психомоторное — частая форма психического расстройства, сопровождающаяся нарушением поведения. Особенности Возбуждения психомоторного нередко позволяют судить о нозологической природе заболевания. Выделяют речевое, двигательное и аффективное возбуждение. Двигательное и речевое возбуждения могут не сопровождаться аффективным возбуждением. Аффективному же возбуждению, как правило, сопутствует речедвигательное возбуждение. Интенсивность Возбуждения психомоторного колеблется в очень широких пределах.

Клиническая картина

При легкой или умеренной степени Возбуждения психомоторного речь, действия, поступки, поведение в целом сохраняют признаки относительной целенаправленности, мотивированности, последовательности и координированности. С усилением В. п. движения ускоряются, становятся более разнообразными, порывистыми, появляются незавершенные действия, возникают суетливость, беспорядочные движения. Речь убыстряется, переходит в крик, слова и фразы из-за торопливости иногда произносятся не полностью, утрачивается связность речи, может нарушаться и ее грамматический строй. Речь может быть непрерывной (монолог) или отрывочной до бессвязности.

Содержание речи отражает возбуждение мыслительной деятельности. Это проявляется в ускорении течения мыслей и представлений, в возникновении неожиданных ассоциаций, в рифмовании или в упорном повторении одних и тех же слов и фраз. Аффективное возбуждение выражается гневом, экстазом, веселостью, страхом, злобностью, тоской, тревогой. В соответствии с доминирующим аффектом говорят о возбуждении с гневливостью, веселом или тоскливом возбуждении.

При резкой степени В. п. действия приобретают нецелесообразный, бессмысленный характер, приближаются к импульсивным. Движения становятся некоординированными, принимают как бы судорожный характер, напоминают гиперкинезы. Речь становится плохо артикулированной, бессвязной и, наконец, превращается в невнятное бормотание. При еще большем усилении возбуждения речь может совсем прекратиться, и возбуждение становится «немым».

Особенности проявления В. п. могут быть обусловлены возрастом больных. В детском и старческом возрасте возбуждению более свойственны однообразие речевых и двигательных актов. У детей наблюдаются монотонный плач или смех и крики, стереотипное повторение одних и тех же вопросов, раскачивание, бег по кругу, разбрасывание предметов, гримасничанье. В старческом возрасте возбуждение чаще имеет характер суетливости с выражением деловитой озабоченности и с благодушной болтливостью или же с ворчливостью, раздражительностью, тревогой.

В. п. может быть ведущим симптомом при маниакальном, кататоническом, гебефреническом синдромах, делириозном и аментивном помрачении сознания, при нек-рых видах эпилептических сумеречных состояний сознания, при остром бреде (delirium acutum) и близких к ним состояниях. При нек-рых органических поражениях ц. и. с., при бредовых и галлюцинаторных синдромах В. п. отмечается наряду с другими симптомами.

Примером возбуждения всех процессов психической деятельности является маниакальное возбуждение (см. Маниакальные синдромы), тревожное возбуждение с вербигерациями (см. Депрессивные синдромы), нек-рые случаи возбуждения при кататоно-онейроидных состояниях. Последнее характеризуется выразительностью поз, движений и мимики, изменчивыми проявлениями аффекта, патетической декламацией, рифмованием, бессвязностью речи, неожиданной образностью, фантастичностью ассоциаций, растерянностью.

При кататоническом синдроме (см.) преобладает беспорядочное двигательное, в меньшей степени речевое возбуждение со стереотипиями, к-рое при усилении переходит в «немое» двигательное возбуждение.

При галлюцинациях В. п. выражено меньше, характеризуется напряженной сосредоточенностью с изменчивой мимикой, порывистыми движениями, бессвязными фразами (ответы «голосам»), оборонительными или агрессивными жестами и интонациями. Внимание больных привлечь трудно, но мимика часто отражает содержание слышимого или видимого.

При бредовых синдромах (см. Бред) возбуждение бывает эпизодическим и связано с обострением бредовых идей преследования, отравления, воздействия и нередко избирательно направлено против лиц, подозреваемых во враждебных действиях. Больные напряжены, злобно выкрикивают угрозы, отворачиваются от собеседника, могут ударить, плюнуть в лицо. В отличие от больных с галлюцинаторным возбуждением, они быстро реагируют на изменение обстановки, на форму обращения с ними и легко индуцируются возбуждением окружающих больных.

Возбуждение при эпилептических дисфориях (см.) часто сопровождается состоянием измененного сознания и нередко представляет опасность для окружающих.

Возбуждение при многих органических и токсических поражениях мозга, при идиотии, в прекоматозных и посткоматозных состояниях имеет преимущественно двигательный характер. Движения однообразны, стереотипны, приближаются к гиперкинезам. Часто наблюдаются движения вращения, раскачивания, почесывания, топтанье на месте, «обирание». Примером крайне тяжелого органического возбуждения является возбуждение при галопирующем прогрессивном параличе и при остром бреде (см. Delirium acutum). Возбуждение нарастает быстро, больные непрерывно меняют положение в постели, вертятся, барахтаются, колотят ногами, хлопают в ладоши, гримасничают, надувают щеки, засовывают руки в рот, рвут и сбрасывают одежду, бессмысленно ударяют вокруг себя, издают нечленораздельные звуки или повторяют ритмически одни и те же слоги, не спят, не едят и катастрофически худеют.

При истерических состояниях (см. Истерия) В. п. сопровождается преувеличенной выразительностью и часто достигает патетической театральности. Больные всем своим видом выражают отчаяние, бессилие, боязливость, обреченность или, напротив, восторженность. Они громко рыдают, пластичными движениями заламывают руки, рвут на себе одежду, причитают, опускаются на пол, иногда изображают целые сцены, связанные с травмирующей ситуацией. В. п. редко бывает в этих случаях продолжительным и интенсивным и обычно усиливается, когда на больных обращают внимание.

Возбуждение при психопатиях (см. Психопатии) и психопатоподобных расстройствах связано чаще всего у больных с реальными конфликтами, антипатиями, капризами, домогательствами, требованием к себе особого внимания. Крики, брань, угрозы, агрессия направлены на лиц, с к-рыми возник конфликт. Больные в таком состоянии могут быть опасными для окружающих.

В. п. может возникать у психически здоровых людей при так наз. экстремальных ситуациях.

Лечение

Лечение необходимо проводить в кратчайшие сроки. Наилучший купирующий эффект имеет внутримышечное введение препаратов фенотиазина и бутерофенонов. Для больных необходимо создать спокойную обстановку, т. к. при неблагоприятных, раздражающих условиях, при неправильном обращении с больными В. п. усиливается и, напротив, в ряде случаев ослабевает даже без специального лечения в обстановке покоя. Больные с В. п. нуждаются в уходе и постоянном наблюдении.

Прогноз

Прогноз зависит от течения основного заболевания. При затяжных аффективных и аффективно-бредовых приступах шизофрении, при инволюционной меланхолии, при депрессиях и маниях органического генеза признаком неблагоприятного течения психоза является стереотипизация двигательного возбуждения, ослабление и монотонность аффективного возбуждения (застывание аффекта), появление речевых стереотипий. При алкогольном делирии появление движений, к-рые теряют признаки сложных актов и выражаются в бессмысленном перебирании пальцами, трении головой о подушку, цеплянии за окружающие предметы, всегда говорят о тяжелейшем течении психоза и угрозе для жизни больного.

Вроно М. Ш. Шизофрения у детей и подростков, М., 1971, библиогр.; Гурович И. Я. О транзиторных обострениях, возникающих в процессе нейролептической терапии, Журн, невропат, и психиат., т. 70, № 6, с. 919, 1970; Каплинский М. 3. Клиника психомоторного возбуждения, Труды ин-та им. Ганнушкина, в. 4, с. 109, М., 1939; Кербиков О.В. К структуре и генезу делириозного и аментивного состояний, Труды Психиат, клиники I ММИ, т. 1, в. 6, с. 60, 1937; Пескова М. В. и Носачев Г. Н. Психические заболевания с синдромом расторможенность Труды Куйбышевск. мед. ин-та, т. 68, с. 150, 1971; Сне ж невский А. В. К вопросу о классификации типов возбуждения, Труды ин-та им. Ганнушкина, в. 4, с. 117, М., 1939; Тиганов А. С. О фебрильной шизофрении, Журн, невропат. и психиат., т. 60, в. 4, с. 461, 1960.

Читайте также:  Редецил: инструкция (мазь), показания, аналоги

Кризисы у детей 3, 4, 5 лет — советы психолога

В течение всей своей жизни человек переживает несколько возрастных кризисов. Наибольшая их концентрация приходится на детский возраст, когда происходит активное становление личности. Зачастую родители, столкнувшись с неадекватным, на их взгляд, поведением ребенка, не знают, как поступить. Советы психолога помогут им найти подход к упрямому чаду.

Кризис трехлетнего возраста

Кризис – это период, когда происходит активное формирование новых черт личности, становление новых взаимоотношений в обществе. В 3 года это происходит следующим образом:

  • Ребенок начинает проявлять самостоятельность и болезненно воспринимает попытки взрослых помогать ему, все чаще звучит фраза: «Я сам!»;
  • Происходит осознание понятий «мое» и «не мое», появляется стремление оградить свое, пресечь попытки других овладеть этим своим;
  • Сопротивление всему и всем, стремление сделать наоборот;
  • Проявление агрессии к взрослым и сверстникам, особенно это может проявляться по отношению к одному из близких родственников, например, к бабушке, которую раньше преданно любил;
  • Авторитарность, ребенок пытается указывать взрослым, что они должны, по его мнению, делать;
  • Появление новых эмоций, например, гордость после похвалы;
  • Истерики, попытки манипулировать взрослыми.

Кризис в этом возрасте может проявляться в меньшей или большей степени. Спровоцировать его может гиперопека со стороны взрослых, ограничение самостоятельности, отсутствие единого стиля воспитания, когда один из родителей пытается проявлять строгость, а другой балует.

Кризис четырехлетнего возраста

В 4 года ребенок начинает осознавать себя не частью мамы, а самостоятельной личностью. Он понимает, что когда-то был маленьким, и живо интересуется, что с ним было раньше. В этом возрасте малыш считает себя взрослым и может указывать другим на их неправильное поведение. Это относится и к родным: мама делала ему замечания, когда он чавкал за столом, однажды чавканье малыш услышал от папы. Непременно последует замечание, что так поступать нельзя.

Кризис в 4 года в большинстве случаев продолжение кризиса трехлетнего возраста, точнее, его отголоски. В целом ребенок в этом возрасте ведет себя более сдержанно, и все же могут присутствовать следующие проявления:

  • Ребенок не слушается, проявляет упрямство;
  • Он все еще охвачен духом противоречия и делает все наоборот;
  • Он может обидеться и замкнуться в себе;
  • Он эмоционально нестабилен, то бурно радуется, то плачет, а то вообще безразличен ко всему;
  • Он стремится быть только первым и болезненно воспринимает неудачи;
  • К физиологическим признакам можно отнести плохой сон, отсутствие аппетита, снижение иммунитета.

Причин у наступления кризиса в этом возрасте несколько: недостаток внимания со стороны родителей, а также со сверстниками, однообразие в жизни, адаптация к новым условиям, например, к детскому саду. Гиперопека со стороны родителей также влияет на изменение поведения четырехлетнего ребенка.

Кризис пятилетнего возраста

В возрасте пяти лет ребенок старается подражать взрослым, он уже способен управлять своими эмоциями, у него появляются определенные интересы, увлечения, все больше его привлекает общение со сверстниками, все меньше он нуждается в маминых ласках. Дети в 5 лет активно готовятся к школе, родители стараются вложить много сил и времени в их развитие. Порой ребенку бывает сложно с этим справиться.

Кризис 5 лет у детей тоже имеет определенные симптомы:

  • Ребенок в этом возрасте очень нервный, его реакция на слова или поступки взрослых может быть бурной;
  • Малыш очень хочет быть похожим на родителей, но он осознает, что до взрослого возраста ему еще очень далеко, и это одна из причин нервозности, порой замкнутости;
  • В 5 лет ребенок вдруг начинает врать, на самом деле так он фантазирует, выдает желаемое за действительное;
  • Пятилетки часто бывают неразговорчивы, у них пропадает желание делиться с мамой или папой своими переживаниями, успехами, неудачами, впечатлениями;
  • Самый опасный симптом – появление страхов, например, страха темноты;
  • В этом возрасте дети уже имеют некоторое представление о смерти, и у них появляется страх потери близкого человека;
  • Признаки кризиса любого возраста – упрямство, непослушание, агрессивность, и пятилетним детям они тоже присущи.

Что советуют психологи?

Нужно ли помогать ребенку, который переживает возрастной кризис? Безусловно. Во-первых, сам малыш очень утомляется, испытывая бурю эмоций. Во-вторых, самих родителей выматывает такое неуправляемое поведение ребенка.

В принципе, подходы к воспитанию в 3-5 лет примерно одинаковы:

  • Родителям следует отказаться как от авторитарного стиля, так и от чрезмерной опеки, нужно постараться найти золотую середину, давая малышу определенную самостоятельность, прислушиваясь к его мнению, обсуждая и анализируя с ним его хорошие и плохие поступки;
  • Всем взрослым членам семьи необходимо договориться и выработать единый подход к воспитанию;
  • Частые истерики у ребенка, конечно, могут вывести из себя кого угодно, однако, необходимо вести себя в эти моменты хладнокровно, не реагируя на вопли, а чтобы предотвратить истерику, нужно научиться переключать внимание малыша;
  • Если малыш упрямится, пытается оспаривать все, что ему говорят взрослые, не стоит продолжать дискуссию и силой пытаться переломить его упрямство, он ведет себя так, прежде всего, потому, что пытается найти слабое место взрослого, новые способы манипулирования родителями;
  • Не нужно поторапливать ребенка за столом или в детском саду, когда он одевается, возможно, таким образом он пытается заставить родителей помогать ему, как это было в более младшем возрасте, пусть есть целый час, тогда и следует выпускать его из-за стола;
  • Нужно давать ребенку возможность почувствовать себя взрослым, давая ему несложные поручения, например, в его обязанности может входить полив цветов или кормление рыбок;
  • Родителям придется учиться находить компромиссы в сложных вопросах, в чем-то уступать малышу, иногда признавать его правоту, спрашивать совета, например, папа может спросить у сына, какой букет больше подойдет маме, а у дочки спросить совета, какую рубашку надеть на семейный ужин;
  • Четырехлетнего ребенка нужно постепенно приучать к труду, как минимум, он должен собирать игрушки, а в 5 лет уже и постель может застелить, и чашку за собой помыть;
  • Как бы ни хотелось поругать ребенка за изодранные брюки или принесенного с улицы котенка, делать это нужно крайне редко, вообще, любое наказание – это исключительная мера воспитания, когда малыш действительно совершил серьезный проступок, иначе он просто привыкнет к постоянным понуканиям, упрекам, наказаниям и перестанет на них реагировать или станет выплескивать злость на более слабых.

Все советы, которые предлагаются родителям в этой статье, обобщенные, но каждый ребенок индивидуален, и возрастной кризис у каждого из них проявляется по-разному. Родителям важно понимать потребности своего ребенка, тогда этот сложный период пройдет менее болезненно.

Психология и воспитание детей 3-4 года: особенности, кризисы, советы

К трем годам маленький человек часто проявляет непослушание: не выполняет просьбы, кричит, устраивает истерики. Родители разводят руками в недоумении, не зная, как поступить в этой ситуации: броситься успокаивать малыша, ругать, наказывать, игнорировать подобное поведение. Трехлетний ребенок нуждается в родительском внимании, и от того, как поведут себя вести мама с папой, за вися т не только отношения в семье, но и каким вырастет их малыш.

Кризис трех лет

Плохое поведение в трехлетнем возрасте – это не всегда показатель скверного характера или перепадов настроения. Чтобы правильно воспитать кроху, родители должны сначала разобраться, по каким причинам он так себя ведет. Стоит отметить, что в этом возрасте мальчики и девочки, как правило, капризничают и устраивают истерики одинаково.

Для начала нужно разобраться в таком психологическом термине, как фрустрация. Это состояние взрослого или ребенка, когда желания и потребности невозможно удовлетворить полностью. Малыш взрослеет, когда начинает осознавать, что не все его желания выполняются . Чуткий, понимающий родитель сразу сможет понять, когда истерика ребенка связана с тем, что его «хочу» не исполняется. Но ведь капризничать кроха может и по другим причинам: физическое недомогание, ссоры в детском саду, недопонимание со стороны воспитателя, и т. д.

Почему ребенок 3-4 лет плохо себя ведет

Причин плохого поведения может быть много. Детские психологи выделяют основные причины, на которые следует обратить внимание.

  1. Ребенок привлекает внимание взрослых. Когда родители постоянно заняты и не могут уделить время малышу, он любыми способами хочет привлечь к себе внимание. Поскольку трехлетка еще не умеет строить конструктивный диалог, он начинает плохо себя вести, капризничать, плакать. Пускай мама и папа поругают, зато брося т свои дела и займутся мной.
  2. Кроха самоутверждается. Примерно с двух лет малыш начинает проявля ть самостоятельность. Наверняка мамы и папы помнят бесконечное повторение : «Я сама», «Я сам». Родители считают трехлетнего ребенка маленьким и стараются всячески ег о опекать. А трехлетка противится родительскому контролю, в том числе, с помощью непослушания.
  3. Ребенок мстит родителям. Капризы, истерики, крики могут быть местью за обиду, которую нанесли мама или папа. Родители могут даже не догадываться, что задели крошку. Например, мама заставила доедать невкусную кашу, а папа забрал планшет и запретил смотреть мультики.
  4. Заниженная самооценка. Если малыш в чем-то разочаровался, потерял веру в себя, он может вести себя агрессивно и неадекватно.

К чему приводят родительские запреты

Когда взрослые что-то запрещают ребенку, они как бы очерчивают границу для защиты малыша. Родительские запреты выполняют определенную воспитательную функцию. Кроха учится контролировать свои эмоции, понимать, когда нужно прекратить капризничать. Безусловно, дети не любят, когда им что-то запрещают, поэтому могут реагировать со злобой, скандалами, слезами. Но родительские запреты необходимы для того, чтобы правильно воспитать малыша. С очерченными границами кроха научится быть дисциплинированным и почувствует, что родители действительно заботятся о нем.

В наше время часто встречаются случаи, когда взрослые позволяют детям практически все. Это связано, в первую очередь, с тем, что в детстве родителям многое запрещали. Ребенок растет и начинает осознавать, что с помощью манипуляции можно получить все, что захочет. Как правило, человек, которому многое разрешали в детстве, вырастает инфантильным, не способным принимать самостоятельные решения, капризным.

Другой крайностью является большое количест во запретов со стороны взрослых . В этом случае человек вырастет несамостоятельным, робким, и всю жизнь будет искать одобрение мамы и папы.

Чтобы избежать ошибок в воспитании, взрослым нужно понимать, что запреты должны иметь веское обоснование. Малышу надо объяснять, почему ему что-то запрещают, и какие последствия можно ожидать, если он не послушается. Родительские запреты можно условно разделить на две основные категории.

  1. Осознанные запреты. Мама или папа, запрещая что-то ребенку, тем самым защищают его от негативных последствий. Например, нельзя ходить зимой на улицу без шапки, иначе можно простудиться. Сюда же входят запреты, которые формируют дисциплину и послушание.
  2. Неосознанные запреты. Причиной неосознанных запретов могут стать личные переживания взрослого: «Мы не поедем в парк развлечений, потому что ты не послушал меня и не выполнил то, о чем я тебя просила». Также родители могут запрещать детям что-то из-за собственно й зависти. Если у них в детстве не хватало игрушек и сладостей, они неосознанно будут проецировать свои детские обиды на собственных малышей. Также основой для неосознанных запретов может служить повышенная тревога за детей. Напри мер, кроха хочет завести щенка . Ничего плохого в его желании нет. Наоборот, четвероногий друг подарит малышу много радости, научит заботиться и любить. Но мама отказывает сыну или дочери, потому что боится, что собака может обидеть ребенка, из-за нее у крохи появится аллергическая реакция, и т. д.

Если родители что-то запрещают трех-четырехлетке, это не нужно делать с осуждением. Запреты не должны вызывать у малыша чувство вины и стыда. В воспитательных целях не стоит запрещать ребенку играть в любимые игрушки или смотреть мультфильмы. Запрещая что-то, обязательно объясняйте, почему вы так поступаете. Только с помощью диалога можно достигнуть желаемых результатов.

Поведение детей разного темперамента

Взрослые замечают, что малыши одного возраста могут реагировать по-разному на одни и те же слова родителей. Кто-то начнет плакать, кто-то спокойно выслушает, а некоторые закатят грандиозную истерику. На самом деле, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, ведь все люди (даже самые маленькие) – разные, со своим темпераментом и характером. Если найти подход к ребенку, исходя из его темперамента, можно справиться даже с самыми капризными и проблемными детьми.

Если ко всем детям применять одинаковый подход в воспитании, это чревато серьезными психологическими проблемами в дальнейшем. Ребенок будет неадекватно себя вести, проявлять агрессию, а в будущем может произойти деградация личности. Метод наших бабушек и дедушек, когда всех детей могли отхлестать ремнем и поставить в угол, не работает.

Читайте также:  Что такое истмико-цервикальная недостаточность при беременности и как ее лечить?

Авторитарные, деспотичные родители даже не пытаются услышать своего ребенка, а практически переделывают его под себя, ломая при этом неокрепшую психику. Человек, которого в детстве родители оскорбляли, унижали, били, скорее всего, будет иметь зависимость от алкоголя, никотина или запрещенных препаратов. Таким людям сложно найти общий язык с окружающими, у них часто не складывается личная жизнь.

К 3-4 годам у малыша уже начинает сформировываться собственный темперамент. Психологи разделяют понятия «темперамент» и «характер». Темперамент – это тип поведения, который заложен в человеке с рождения природой, а характер формируется с помощью воспитания.

Существует четыре типа темперамента:

  • меланхолики;
  • сангвиники;
  • холерики;
  • флегматики.

В чистом виде темпераменты практически не встречаются. Обычно в человеке наблюдается смешение нескольких видов, например, 80% холерик и 20% сангвиник. Малыши с разным видом превалирующего темперамента по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Особенно ярко отличия ощутимы в тех случаях, когда малыши не получают того, чего хотят.

Меланхолики

Такие детки требуют особого внимания к своей персоне. Они остро реагируют на любые замечания, а повышение на них голоса равносильно физическому наказанию. Меланхолики очень чувствительные, их легко обидеть и ранить. Ни в коем случае нельзя стыдить таких деток перед посторонними людьми. Для меланхоликов даже просто нахождение среди большого количества детей и взрослых является серьезным испытанием. Вот почему адаптация к детскому саду у них проходит тяжело и болезненно. Не нужно требовать каких-то выдающихся результатов, достаточно и того, что кроха находится в окружении чужих людей.

Сангвиники

Как правило, детки с доминирующим темпераментом сангвиника не доставляют родителям особых проблем. Они почти всегда в хорошем расположении, без перепадов настроения. Если ребенок чем-то расстроен, он не станет закатывать истерики и валяться на полу. Хорошо взаимодействует с другими детьми в коллективе, любит активные игры, не имеет проблем со сном, что благотворно влияет на состояние нервной системы.

Из недостатков детей-сангвиников можно назвать то, что они достаточно хитрые. Если малыш не захочет делать то, о чем его просят, он это делать не будет. Главной ошибкой родителей заключается то, что они верят малышу на слово и идут у него на поводу. Если игнорировать подобный нюанс, кроха вырастет обманщиком. Родители должны воспитывать сангвиника спокойно, без криков и упреков, но ребенок должен выполнять их пожелания и требования. Также не следует перехваливат ь кроху, иначе он может подхватить «звездную» болезнь. Хвалить нужно за поступки и действия , а не просто так.

Холерики

Всегда активные, куда-то бегут, хватаются за любые дела, но также быстро бросают. Отличаются повышенной эмоциональностью, часто имеют проблемы с засыпанием. Очень важно правильно воспитать малыша-холерика, иначе он может вырасти неуравновешенным, злобным человеком. Основные ошибки родителей:

  • агрессивное отношение;
  • гиперопека.

Когда маленький холерик разыграется, начнет шалить и разносить весь дом, нужно постараться сохранить спокойствие и не повышать голос. Не стоит давить, заставлять, навязывать свое мнение. Желательно, заранее договориться о каких-то вещах и обсудить запреты.

Флегматики

Дети бывают не только активными и шумными, но и спокойными, уравновешенными. Флегматики отличаются медлительностью, задумчивостью, любят долго поспать и понежиться в постели. Малыши-флегматики хорошо воспринимают информацию, если подавать ее на собственном примере. Родителям нужно актив но заниматься воспитанием флегматичного ребенка , иначе он так и останется инертным.

Родителям нужно быть чуткими и внимательными, воспитывая малышей. Они должны уметь различать причины, почему кроха не слушается, и вовремя принять меры. Ежедневно мама и папа строят доверительные и теплые отношения с детьми, хотя иног да это дается с большим трудом . Если учитывать темперамент малыша, воспитательные моменты и общение будут проходить значительно легче для всех членов семьи.

Возрастные особенности психического развития ребенка 3-4 лет
консультация (младшая группа) на тему

Глубокие изменения психики ребёнка происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.

Родители должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Нельзя забывать, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Работа с детьми 3-4 лет17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет.

В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками.

Возраст с 3 до 4 лет – один из важнейших периодов развития, протекающих критически (1-й возрастной криз). В этом возрасте, как и в последующие критические периоды, ребенок становится капризным, ранимым, непослушным, повышенно утомляемым, раздражительным, упрямым, протестующим против власти взрослых, подверженным психогенным срывам.

Отмечаются также внутренняя дискомфортность, напряженность, большая чувствительность к депривации (потери, лишение), вызывающей фрустрацию (разочарование, тревога, раздражение, отчаяние).

В это время особенно опасно подавлять растущую активность ребенка, способствовать дефициту общения и эмоционального контакта. Последнее может привести к аутизму (замкнутость), речевым расстройствам (задержка развития речи, отказы от общения, речевого контакта).

Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам».

В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности (т. е. самооценку), но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, появляются новые успехи, желание стать лидером.

Взрослые на этом этапе, сами того не желая, могут порождать трудности в воспитании и своими неумелыми действиями тормозить развитие личности ребёнка. Психологи отмечают, что упрямство не возникает в тех случаях, когда между требовательностью и уважением взрослых существует равновесие.

Опасно, если кризис затягивается, заходит слишком далеко. В этих случаях упрямство, капризы, негативизм могут перерасти в устойчивую форму поведения, появится строптивость, и избавиться от них будет не так-то легко. Чтобы этого не случилось, родителям следует вовремя изменить своё отношение к ребёнку с учётом возросших его возможностей и стремления к самостоятельности, проявить тактичность. Это помогает смягчить кризис, преодолеть нежелательные формы поведения ребёнка, не дать им закрепиться, перейти в привычку. Стремление ребенка быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Возрастные нормы психического развития детей 3-4 лет.

К 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации «как будто».

В 3—4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен воссоздать образы, взятые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.

На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны.

К 4 годам дети могут воспринимать:

до 7 и более цветов,

до 5 и более форм предметов,

способны различать предметы по величине,

ориентироваться в пространстве.

различать эмоциональные состояния.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

группировка предметов одного цвета, формы, размера;

сравнение по цвету, форме, размеру, весу;

по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас)

выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

координация движений рук и зрения;

формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

Развивается память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов, а также большие отрывки из любимых произведений.

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

В возрасте 3-4 года начинают формироваться представления о предметах, от этих представлений зависит изобразительная деятельность ребёнка. Графические образы ещё бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других – рисунки более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Позвольте своему ребёнку рисовать, не отмахивайтесь от него, если он просит карандаши или фломастеры. Рисование связано, по мнению ученых, с развитием речи. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

3-4 года – это возраст, когда возникает потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребёнку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал бы с ним заодно. Детей радует сам процесс действия с игрушками и собственные выдумки, совместные действия: переодевания, подползание, убегание. Дети мало слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другому. Часто возникают ссоры из-за игрушек.

Обо всём этом стоит систематически беседовать с воспитателями.

Важным моментом в воспитании ребенка четвертого года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них.

Все эти глубокие изменения психики ребёнка происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.

Родители должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Нельзя забывать, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 3-4 лет (общение, игровая деятельность, психические процессы, эмоциональная сфера, самооценка).

В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 4-5 лет (возраст “Почемучек”).

В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика ребнка 5-6 лет (взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, появление познавательной мотивации в общении, развитие эмоциональ.

В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика на ребёнка 6-7 лет (произвольность, психические процессы, переход от ведущего вида деятельности – игры к учению).

Возрастные особенности психического развития детей 6 -7 лет.

Детки 2-3 лет – личности уже более зрелые и понятные. Благодаря своим бесконечным наблюдениям они познакомились и освоились во внешнем мире, разработали свой тип взаимоотношений со взрослыми. Этот воз.

Ссылка на основную публикацию