Темное пятно в глазу, когда смотришь на предметы – опасно ли это явление?

Почему появляются темные пятна перед глазами

Часто образуются такие состояния, когда перед глазами пациента появляются черные точки, мушки, молнии, зигзаги, круги.

В одних случаях это является симптомом начавшегося заболевания, в других – это временный фактор.

Чтобы устранить риск снижения остроты зрения и слепоты, консультируются с офтальмологом, производят диагностические тесты, проводят лечение.

Симптомы

Симптоматика состояния пациента может варьировать. Если мушки перед глазами временные, другие признаки присутствовать не будут. Если они вызваны заболеваниями, проявляется один или несколько симптомов:

  • головокружение, головная боль, носящая временный или постоянный характер;
  • приступообразная мигрень с аурой;
  • зуд, жжение, раздражение в области глаз;
  • давление или боль, локализующаяся внутри глаз;
  • недомогание (слабость, усталость, вялость, сонливость);
  • снижение остроты зрения вплоть до полной слепоты;
  • нарушение психоэмоционального состояния человека;
  • повышение температуры тела.

Если у человека постоянно возникает один из вышеперечисленных симптомов, рекомендуется проконсультироваться с врачом.

Причины

Существуют естественные причины образования мошек и черных точек перед глазами:

  • Гиповитаминоз . Он возникает вследствие снижения поступлений в организм человека полезных веществ, минералов, микроэлементов, витаминов. Образуются нарушения не только в области органов зрения, но и в других органах и системах.
  • Возрастные изменения . Чем старше становится человек, тем хуже обновляется клеточная структура глазных яблок. У здорового молодого человека внутренняя жидкость глаза является бесцветной, имеет определенный состав. С возрастом внутри нее появляются нерастворимые частицы, жидкость мутнеет. Поэтому снижается острота зрения, человек видит посторонние предметы перед глазами.
  • Близорукость, дальнозоркость, астигматизм . Эти состояния могут развиваться в раннем детском возрасте или в более позднем. Кроме снижения остроты зрения, выявляются дефекты глазных яблок. Следствием этого является неправильное проектирование светового луча на сетчатке. Образуются черные точки перед глазами.
  • Усталость глаз . Она возникает при длительной работе за компьютером, просмотре телевизора, чтении книг в плохо освещенном помещении.
  • Действие ярких солнечных лучей на сетчатку . Образуется временная боль. Если повреждающий фактор сохраняется, возможно повреждение этой структуры и образование постоянных черных точек перед глазами.

Коррекция требуется только для близорукости, дальнозоркости и астигматизма. В этом случае применяют очки или линзы. В дальнейшем возможно применение лазерной хирургии.

Связь с заболеваниями

Если появление черных точек вызвано заболеваниями, требуется проведение лечения. Если оно вовремя не будет применено, повышается риск снижения остроты зрения, слепоты, распространения патологического процесса на соседние органы и ткани.

Механические повреждения

К ним относятся удары, переломы костей, повреждение мягких тканей, гематома. Повреждаться могут кости, мягкие ткани головного мозга и глазных яблок. Если образовано кровотечение рядом со зрительным анализатором, оно будет постепенно сдавливать нервную ткань. Это вызывает образование черных точек перед глазами.

Гипертоническая болезнь

При повышенном артериальном давлении создается повышенная нагрузка на сосуды. Если состояние распространилось на микроциркуляцию глаз, образуется резкая головная боль, мелькание мушек перед глазами.

Атеросклероз

В крови человека формируются атеросклеротические бляшки, которые распространяются по органам и тканям. Если они закупоривают сосуды микроциркуляторного русла глаз, происходит атрофия и повреждения сетчатки. Первый симптом – образование мушек перед глазами. При отсутствии лечения состояние ухудшается, возможно снижение остроты зрения вплоть до полной слепоты.

Нарушение стекловидного тела

У здорового человека стекловидное тело имеет абсолютно прозрачную структуру. Внутри него содержатся вещества, которые могут растворяться. При заболеваниях, меняющих состав стекловидного тела, жидкость начинает мутнеть. Поэтому человек воспринимает не чистый световой луч, а нерастворимые фракции внутри стекловидного тела.

Ретинопатия при сахарном диабете

Если сахарный диабет у пациента вовремя не выявлен или отсутствует лечение, происходят осложнения . Одним из них является накопление глюкозных конгломератов в крови пациента. Они распространяются по органам и тканям, могут закупорить сосуды микроциркуляции глаз. Если это произошло, первым симптомом будет появление точек и мушек перед глазами . Впоследствии функция зрения снижается, образуется слепота.

Катаракта

У здорового человека хрусталик имеет прозрачную структуру.

Внутри него располагаются растворимые и нерастворимые фракции различных веществ. Если преобладают первые, хрусталик сохраняет свою структуру. Если накапливаются нерастворимые белки, человек начинает хуже видеть. Первым симптомом катаракты являются мушки перед глазами. Впоследствии зрение снижается.

Диагностика

Для диагностики состояния пациента применяют комплексный подход. Врачи используют несколько методик, чтобы выявить первопричину:

  • Сбор анамнеза . Это данные, полученные со слов пациента или его близких родственников.
  • Общий осмотр пациента . Могут проявляться симптомы заболевания, которое является первопричиной. Например, у пациентов с атеросклерозом и повышенным артериальным давлением будет наблюдаться покраснение склер, кожных покровов.
  • Осмотр глазного дна . Для этого пациенту предварительно закапывают на слизистую оболочку глаз раствор, на время нарушающий процесс аккомодации зрачка. Врач оценивает состояние стекловидного тела, хрусталика, роговицы, камер глаз, сетчатки, сосудов микроциркуляции.
  • КТ, МРТ . С помощью методик будет видно послойно изображение глазных яблок и головного мозга. Можно выявить патологии сосудов, нервной ткани, новообразования, кровотечения.

На основе полученных данных врач ставит достоверный диагноз и проводит лечение.

Лечение

Для терапии пациентов используют комплексный подход, то есть применяют несколько методик:

  • коррекция дозировки инсулина при сахарном диабете;
  • препараты, снижающие помутнение хрусталика и стекловидного тела;
  • препараты, снижающие артериальное давление;
  • средства, снижающие содержание холестерина в крови;
  • препараты, устраняющие кровотечения, рассасывающие кровь;
  • хирургические методы лечения при деформации.

Дополнительно пациенту советуют придерживаться диеты. Она не должна содержать жирную, жареную, острую, соленую, копченую еду. Это снизит риск образования сосудистых нарушений.

Профилактика

Для профилактики образования мушек перед глазами рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • осмотр у офтальмолога и невролога не реже, чем 1 раз в год;
  • использование солнцезащитных очков при действии яркого цвета;
  • сниженное количество времени, проведенного перед компьютером, телевизором, планшетом, телефоном;
  • своевременное лечение системных заболеваний.

Причина черных точек перед глазами может быть физиологической и патологической. Только в последнем случае требуется проведение лечения. Самостоятельная терапия может перевести к непоправимым осложнениям, поэтому рекомендуется проводить осмотр только у врача.

Темное пятно в глазу, когда смотришь на предметы – опасно ли это явление?

«Доктор, у меня перед глазами мушки!». В настоящее время жалобы такого плана остаются самыми распространёнными на приеме у врача-офтальмолога.

В обширном клиническом исследовании, проведенном британским доктором, среди опрошенных пациентов офтальмологических кабинетов около 80% людей испытывают неудобство, связанное именно с этим явлением. При выраженном дискомфорте это может вызвать депрессивное состояние и значительное снижение качества жизни.

Так почему они появляются, чем это опасно и самое главное — как лечить?

Причина в стекловидном теле (СТ) — это гелеподобное вещество, заполняющее 2/3 всего объема внутри глаза, не способное к регенерации. При его потере, пространство замещается внутриглазной жидкостью. Стекловидное тело поддерживает постоянную форму глаза и участвует в преломлении поступающего света на световоспринимающую оболочку глаза — сетчатку. По составу СТ на 98% — вода, 2% — это гликозаминогликаны, белки коллагена и другие структурные вещества. Между волокнами пространство заполняется молекулами гиалуроновой кислоты, которые не позволяют коллагену уплотняться, благодаря этому стекловидное тело сохраняет свою прозрачность.

Факторы риска — миопия высокой степени, нарушения обменных процессов организма (сахарный диабет, атеросклероз), высокое артериальное давление, травмы головы и глаз в анамнезе, перенесенные офтальмологические операции, физическое истощение и др.

Виды помутнений.

1) Идиопатические плавающие помутнения — это первично возникшие помутнения. Под воздействием различных факторов структура гиалуроновой кислоты изменяется, что ведет к ее уменьшению. Волокна коллагена уже ничто не разделяет, они соединяются друг с другом и, утолщаясь, теряют свою прозрачность. Наиболее распространенной причиной являются возрастные изменения — обычно это 40-60 лет. Помутнения становятся особенно заметны на ярком фоне, периодически попадая в поле зрения и двигаясь соответственно движениям глаза. Могут появляться в обоих глазах, но не синхронно. Плавающие помутнения стекловидного тела небольшого размера не являются патологией, но большие пятна, попадая в поле зрения, отбрасывают на сетчатку тень и вызывают значительный зрительный дискомфорт.

2) Вторичные помутнения не связаны с изменением структуры стекловидного тела. Это всегда непрозрачные молекулы извне.

Отслойка или разрыв сетчатки — может вызывать появление схожих жалоб — плавающих мушек, пятен перед глазами. Ощущение занавеси, вспышек и молний, снижение остроты зрения являются дополнительными симптомами. Данная патология очень серьезна, может грозить полной и необратимой потерей зрения. Любое промедление опасно! Поэтому при возникновении комплекса симптомов необходимо экстренное обращение ко врачу-офтальмологу.

  • Кровоизлияние в стекловидное тело — гемофтальм. Возникает спонтанно, на фоне уже существующих изменений на глазном дне по причине сахарного диабета или артериальной гипертензии. Также причиной 18% всех кровоизлияний является тупая травма глаза или проникающее ранение.
  • При разрыве сосудов сетчатки, в полость глаза проникают элементы крови. Стекловидное тело теряет свою прозрачность в течение нескольких минут. В зависимости от интенсивности кровотечения потеря зрения может быть частичной или полной. Если кровоизлияние в легкой степени, то это проявляется в небольшой мутности зрения. В дальнейшем кровь сворачивается и может сформироваться тяж от сетчатки в стекловидное тело. Этот тяж, оказывая сильное тянущее воздействие, в дальнейшем может вызвать разрыв или отслойку сетчатки. Поэтому раннее лечение гемофтальма обеспечит быстрое рассасывание сгустков крови и профилактику дальнейших осложнений.

    Воспаление стекловидного тела. Вызывается инфекцией, например токсоплазмой или цитамегаловирусной инфекцией. Из-за наличия воспалительных элементов в стекловидном теле, возникают плотные тяжи, которые будут снижать остроту зрения. Воспалительный процесс охватывает не только прозрачную структуру, но и соседние области (сетчатку, сосудистую оболочку глаза), поэтому зачастую помимо «мушек» перед глазами, пациенты чувствуют боль, выпадение целых областей поля зрения.

  • Глазная мигрень. Пациент при этом страдает от приступов нарушения зрения, процесс может сопровождаться головной болью, может протекать без нее. При данной патологии отсутствует органическое поражение глаз. В группе риска молодые пациенты, преимущественно женщины с высоким уровнем стресса и физических нагрузок. Симптомы со стороны органов зрения: «мушки» перед глазами, молнии, вспышки света, мерцающие точки. Обычно, после таких симптомов, в течение нескольких часов наступает восстановительный период и зрение возвращается.
  • Когда стоит обратиться к врачу?

    Если число помутнений увеличивается, отмечаются другие зрительные симптомы — молнии и вспышки перед глазами, потеря бокового зрения, глазная боль — это все является признаком серьезной патологии.

    Если уже в анамнезе есть травмы или перенесенные операции на глазах — возникновение помутнений может говорить об ухудшение состояния и наличии осложнения.

    Во всех этих случаях необходим осмотр врача-офтальмолога!

    Прием начинается со сбора анамнеза: врач уточнит время возникновения симптомов, скорость их развития, степень дискомфорта, были ли перед этим травмы или операции. Необходимо рассказать врачу о хронических имеющихся заболеваниях. Результаты анализов также могут помочь найти причину возникновения помутнений.

    Необходимо провести полное обследование состояния органа зрения пациента. Для этого проверяют остроту зрения по специальным таблицам, проводят осмотр полей зрения, оценку движения глазных яблок. При помощи специального микроскопа проводят внешний осмотр глаз, также измеряют внутриглазное давление. Самой важной частью осмотра является исследование глазного дна в условия расширенного зрачка. Для этого закапывается средство, эффект которого сохраняется в течение 3-4 часов после осмотра. При помощи специальных линз проводят осмотр состояния стекловидного тела и сетчатки.

    Дополнительные методы исследования необходимые для уточнения диагноза, обычно назначаются врачом после проведенного осмотра, исходя из полученных данных. Например, при воспалении может понадобится микробиологическое обследование, при гемофтальме или отслойке назначают УЗИ-глаза. При глазной мигрени необходима консультация невролога.

    Лечение возрастных изменений стекловидного тела не требует консервативного вмешательства. Обычно пациенты привыкают к небольшим плавающим помутнениям, и они не вызывают значительного дискомфорта. Лечение вторичных помутнений основано на исключении патологических состояний, вызвавших эти симптомы.

    Если же лечение все-таки требуется, в арсенале современных врачей имеются методы как консервативного, так и хирургического лечения.

    1) Консервативное лечение

    Фармакологический витриолизис — это разжижение и растворение плотных помутнений с помощью специальных препаратов. Метод является перспективным, но малоизученным, его применение не так широко распространено.

    2) Хирургическое лечение

    AG — лазерный витреолизис. Лечение помутнений в стекловидном теле стало возможным только в последнее время, благодаря совершенствованию технических особенностей лазерных установок. При лазерном воздействии происходит точечное удаление помутнения. В силу небольшого размера помутнения и расположения в заднем отделе, в данном методе важна точность и опытность хирурга. Поэтому этот метод сопряжен с рисками осложнений и прибегать к нему не рекомендуется при малых размерах помутнений. В литературе описаны случаи лечения лазером при обширных кровоизлияниях. Эффективность при этом достигла 70%, что является высоким результатом.

  • Витрэктомия. Самый радикальный метод лечения. Заключается в удалении стекловидного тела с помутнениями. При этом объем удаленного вещества полностью заполняется прозрачным физиологическим раствором. Данный метод позволяет достигнуть самых высоких клинических результатов. Из минусов метода является инвазивность (т.е. необходимость выполнения проколов глаза), из-за чего повышается риск послеоперационных осложнений, наиболее частыми из которых являются помутнение хрусталика, отслойка сетчатки и внутриглазное воспаление. Витрэктомия считается последним рекомендуемым методом, в случае, когда помутнения в стекловидном теле значительно снижают остроту зрения.
  • Многочисленные исследования и статьи заявляют, что более 70% пациентов, имеющих плавающие помутнения, признают это скорее неприятностью, чем состоянием требующего лечения. Со временем мушки, появляющиеся в силу возрастных изменений, перестают быть заметными.

    При возникновении этих симптомов необходимо исключить опасные состояния и в дальнейшем можно принять решение, исходя из влияния помутнений на качество жизни пациента.

    Темное пятно в глазу

    На всю систему человеческого организма оказывают влияние изменения, происходящие с возрастом. У большинства людей после 40 лет острота зрения может снижаться. Частой проблемой становится появление темных пятен перед глазами. Однако этот дефект иногда не связан с возрастом. С развитием технологий, переменой образа жизни, который в основном связан с длительной работой за компьютером, а значит, переутомлением, молодые люди также могут столкнуться с такой патологией. Когда темное пятно в глазу закрывает изображение, вызывает дискомфорт при попытке рассмотреть какой-то предмет, то это сигнализирует о негативных изменениях в организме, которые могут свидетельствовать о различных заболеваниях.

    Читайте также:  Цимифуга – одно из самых важных растений для поддержания женского здоровья

    Нельзя игнорировать даже незначительные перекрывания поля зрения, поскольку они могут говорить о постепенном развитии различных заболеваний. Чтобы узнать истинные причины появления таких пятен, необходимо обратиться к офтальмологу. Применение новейших методик и современного оборудования позволят врачу быстро обследовать глазное дно, установить точный диагноз и назначить соответствующее лечение. Основаниями к срочному обращению к специалисту являются интенсивные помутнения, появление слепого занавеса, который затрагивает большую часть глаза, возникновение вспышек света в поле зрения при рассмотрении однородного по цвету фона и другие.

    Виды пятен на глазном яблоке

    В медицине слепой участок в поле зрения, который не связан с периферическими границами, называют скотома. Пятно представляет собой область, которая лишена возможности пропускать свет, хотя обычно вокруг нее светочувствительность находится в норме. Недостаток зрительного восприятия может проявлять себя по-разному:

    • фокус затрудняется, когда смотришь вперед на ближние или более дальние предметы;
    • затемнение находится только в одном месте и не меняет своего положения при движении глаз;
    • пятна словно мерцают. Еще их называют «мушки»;
    • нарушено цветовосприятие. Ранее насыщенные оттенки выглядят как выцветшие и померкшие. Также человеку в принципе сложно определить, какой точно перед ним цвет.

    Рассмотрим два вида скотом:

    ФизиологическиеПатологические
    • слепым пятном . По сути, это область на сетчатке, которая есть у каждого здорового глаза. Она отличается абсолютным отсутствием чувствительности к свету;
    • ангиоскотомами . Они находятся в непосредственной связи со слепым пятном. Крупные кровеносные сосуды сетчатки, которые напоминают ветви деревьев, лишены фоторецепторов.

    Физиологические скотомы компенсируются бинокулярным зрением. При монокулярном они также могут не наблюдаться благодаря непроизвольным микродвижениям глазных яблок и нахождению слепого пятна в парацентральном отделе.

    Образуются при нарушениях физиологических скотом. В результате поражений сетчатки, сосудистой оболочки глаза, зрительных путей и центров происходят различные патологические процессы, которые снижают остроту зрения. Внутренняя классификация резко отклоняющихся от норм скотом выглядит следующим образом:

    Следует сказать о том, что форма патологических пятен может определять то или иное заболевание. Например, для наследственного и довольно редкого нарушения зрения — пигментной дегенерации сетчатки — характерна скотома в виде колец. А при глаукоме, возникающей при повышенном глазном давлении и приводящей к прекращению функционирования зрительного нерва, чаще всего наблюдаются пятна в форме дуги.

    Что способствует появлению дефекта

    Ограничение зрительного восприятия на конкретном участке глазного яблока может свидетельствовать о наличии различных заболеваний. Отклонения могут затрагивать стекловидное тело. Оно заполняет пространство между хрусталиком и сетчаткой и выполняет роль анатомического увеличительного стекла. С помощью него глаз может фокусироваться. Так почему же появляются темные пятна? Через стекловидное тело свет попадает на нервы, расположенные в центральной части макулы. Когда происходит его помутнение, то волокна слипаются. Нервы, отвечающие за четкое воспроизведение изображения, утрачивают свои функции. Световой поток не может дойти до необходимого места, где он обычно дифференцируется, в результате чего появляются затемнения. Они различаются размером и формой. К основным причинам возникновения темных пятен относят отклонения, которые происходят:

    • в черепных нервах, отвечающих за конвергенцию глаз;
    • в сосудах, что связано со склеротическими изменениями, которые вызывают помутнение стекловидного тела. Факосклероз характеризуется дегидратацией, в результате которой хрусталик теряет эластичность;
    • в результате изменений, происходящих в межпозвоночных дисках и хрящевых тканях, развивается шейный хондроз и другие патологии. Они в свою очередь способствуют спазмированию глазных сосудов;
    • в эндокринной системе. Так, у больных сахарным диабетом начинает сильно ухудшаться зрение. Это связано с нарушением работы кровеносных сосудов. Такое осложнение называют «диабетической ретинопатией».

    У некоторых людей появляются темные пятна в глазу по причине длительного пребывания в тяжелых для жизни погодных условий. Например, к ним относят предельно низкую или высокую температуру воздуха. В группу риска также входят те, кто постоянно испытывает непосильные физические и умственные нагрузки. К провоцирующим факторам также относят вредные привычки, например курение и переедание.

    Болезнь диагностируется в основном после преодоления человеком 40-летнего рубежа. Однако большинство исследований показало, что патологии гораздо чаще подвержены женщины. Это объясняется сильно изменчивым гормональным фоном. Организм претерпевает сильный стресс в разные периоды жизни, особенно такие, как беременность и климакс.

    Диагностика и лечение

    Восстановление зрительного аппарата возможно только в случае устранения первопричин скотомы. Диагностику проводят несколькими способами:

    1. Периметрия . Характер поля зрения определяется с помощью тест-объекта. Это может происходить с использованием как специального прибора, так и компьютера. Суть заключается в том, что тест-объект размещают на поверхности сферической формы. Процедура определяет локализацию дефекта благодаря повышенной чувствительности сетчатки к различным цветам.
    2. Кампиметрия . Отличается от предыдущего метода лишь тем, что объект помещается на ровную плоскость.
    3. Офтальмоскопия . Врач изучает глазное дно для определения состояния диска зрительного нерва и сетчатки.

    Также используют компьютерную томографию головного мозга, УЗИ глазного яблока, измерение артериального и внутриглазного давления.

    Избавиться от скотомы самостоятельно невозможно, тем более прибегая к рецептам народной медицины или другим сомнительным способам из Интернета. Если не определена точная причина появления темного пятна, то офтальмолог не может назначить курс лечения. При этом нельзя назвать универсальной комплексной терапии. Например, срочное хирургическое вмешательство проводится при выявлении отслойки сетчатки или онкообразований. При повреждении нервных волокон в сетчатке или обнаружении патологии в мозге, то лечение происходит по следующему сценарию:

    1. Ликвидируют первопричину . Так, плохое кровообращение в сетчатке вызвано нарушениями в сосудах, следовательно, необходимо начать лечение именно с них. Когда здоровые ткани организма подвергаются атаке аутоантител, которые вырабатывает сама иммунная система, может потребоваться помощь различных специалистов, а не только офтальмолога — дерматолога, невролога, ревматолога, эндокринолога и других.
    2. Стимуляция регенерации . Могут быть достаточно эффективными магнитная терапия или использование пептидных средств. Передающиеся по нервным путям разряды тока способны вызывать их восстановление.

    Возможно избавление от темного пятна с помощью лекарственных препаратов:

    • биогенных стимуляторов;
    • витаминных комплексов;
    • сосудорасширяющих средств;
    • никотиновой кислоты.

    Для нормализации состояния зрительных органов при хондрозе, от вас потребуется более активный образ жизни — ежедневные физические нагрузки. При артериальной гипертонии необходимо нормализовать показатели давления. Больные могут чувствовать себя совершенно здоровыми. Сосуды способны к адаптации к высокому давлению, при этом сердце и сосуды чаще всего испытывают чрезмерные нагрузки. Внимательно отнеситесь к симптомам, которые выражаются не только головной болью, но и появлением «мушек» перед глазами, изображение становится размытым.

    Для предотвращения деформации поля зрения эффективной бывает профилактика. Как говорят врачи, заболевание всегда легче предотвратить, чем вылечить. Поэтому будьте внимательны к любым сигналам своего организма.

    • Контролируйте психоэмоциональное состояние.
    • Проводите тщательную гигиену глаз во избежание занесения инфекции.
    • Измеряйте артериальное давление.
    • Всегда своевременно обращайтесь к врачу при появлении темных пятен в глазу.

    Макулодистрофия сетчатки глаза

    Макулодистрофия сетчатки глаза (дегенерация или вырождение зрительного пятна) – заболевание, приводящее к частичной или полной потере зрения из-за возрастных склеротических изменений желтого пятна. Периферическое зрение при этом не страдает.

    Признаки

    Выделяют два вида макулодистрофии – сухую и влажную. Обе они проявляются не сразу. Когда проявляется сухая макулодистрофия, ее замечают не сразу, так как очень часто макулодистрофия развивается сначала на одном глазу, а это на общую остроту зрения на начальных этапах не сильно влияет. Сначала становится трудно читать и выполнять мелкую работу. Человек чувствует потребность в более ярком свете, чем раньше для выполнения одной и той же работы.

    Страдающие влажной дистрофией внезапно замечают, что прямые линии кажутся волнистыми, а зрение резко упало. Часто страдающие влажной макулодистрофией жалуются на темное пятно посреди поля зрения.

    Для обеих форм характерно неконтрастное изображение, пелена перед глазами и нарушение цветовосприятия. Боли страдающие этим заболеванием не испытывают. Полная слепота при макулодистрофии наступает редко.

    Описание

    Макулодистрофия – это заболевание сетчатки глаза. Страдает при этом ее центральная часть – желтое пятно – место, на котором фокусируется световой поток. Именно здесь находятся клетки, обеспечивающие остроту зрения и цветовосприятие – колбочки и палочки. Макула в переводе с латыни и означает «пятно», а дистрофия – это нарушение питания. Желтое пятно у человека отвечает за остроту центрального зрения.

    Обычно макулодистрофия поражает оба глаза, но происходит это неодновременно. У большинства людей сначала ухудшается состояние одного глаза, потом другого.

    Главные факторы риска макулодистрофии – это возраст и наследственность. Макулодистрофия – это болезнь пожилых, обычно ее диагностируют у людей старше 50 лет. Однако есть сведения, что в последнее время эта болезнь «помолодела». Ученые считают, что виноват в этом ультрафиолетовый свет, источником которого могут быть солнечный свет, лампы дневного света, ксеноновые лампы и даже экран компьютера. Большое значение играет и наследственность. Поэтому если у пациента обнаружено это заболевание, стоит сказать об этом детям и внукам. Впоследствии это поможет им выявить болезнь на ранней стадии.

    Факторами риска макулодистрофии также могут быть:

    • курение;
    • высокое давление;
    • сильная близорукость;
    • плохое питание, отсутствие в рационе витаминов;
    • ожирение;
    • длительное пребывание на солнце без очков;
    • некоторые лекарственные препараты.

    Развивается макулодистрофия из-за нарушения питания клеток желтого пятна, которое, в свою очередь, нарушается из-за нарушения кровообращения в сосудах сетчатки глаза, их атеросклероза. Именно из-за этого разрушаются колбочки – светочувствительные клетки.

    Чаще встречается сухая макулодистрофия, это около 90 % всех случаев этого заболевания. При этом в клетках желтого пятна накапливается желтоватый налет (друзы), который мешает правильно функционировать фоторецепторам.

    Влажная макулодистрофия встречается всего в 10 % случаев, однако она гораздо опаснее сухой. Влажная макулодистрофия – причина 90 % случаев слепоты у пациентов с макулодистрофией. При этой форме заболевания за сетчаткой образуются новые кровеносные сосуды. И растут они в направлении желтого пятна. Стенки сосудов очень тонкие, поэтому в желтое пятно через них просачивается кровь. При этом разрушаются фоторецепторы и центральное зрение резко ухудшается.

    Влажная макулодистрофия прогрессирует быстрее, чем сухая. Очень часто она развивается у тех, у кого уже есть сухая макулодистрофия.

    Диагностика

    Сначала врач должен осмотреть пациента, выслушать его жалобы, они довольно характерные для этого заболевания. На их основании врач может предположить, что у пациента макулодистрофия. Для уточнения диагноза нужно провести офтальмоскопию, флюоресцентную ангиографию (исследование сосудов сетчатки) а также проверить наличие искажений при помощи решетки Амслера.

    Решетку можно сделать самостоятельно дома и проверить зрение. Для этого понадобится лист в клетку 10х10 см с черной точкой посередине. Прикрепите этот лист на стену, дверцу холодильника или любое другое удобное для вас место. Если вы постоянно носите очки, наденьте их, предварительно хорошо протерев стекла. Закройте один глаз, сфокусируйтесь вторым глазом на точке и медленно приближайтесь. Остановиться нужно примерно на расстоянии 15 см от листка. Если вы видите кривые линии или наличие темных пятен на решетке, это сигнал о том, что нужно срочно обращаться к офтальмологу. Но даже если линии решетки прямые и пятен нет, это не значит, что у вас гарантированно нет этого заболевания. Точно сказать, есть макулодистрофия или нет, может дать только врач.

    Лечение

    Лечить макулодистрофию можно консервативно или оперативно. Консервативное лечение применяется во многих клиниках. Для этого используют антиоксиданты, иммуномодуляторы, препараты, укрепляющие стенки сосудов, витамины А, Е и группы В. Но такое лечение малоэффективно. Единственные препараты, которые уже показали хорошие результаты в борьбе с этим заболеванием, – ингибиторы сосудистого эндотелиального фактора роста. Его вводят внутрь глаза. Этот препарат уменьшает отек и предотвращает дальнейшее ухудшение зрения.

    При сухой макулодистрофии применяют низкоинтенсивную лазерную терапию, при этом лазером удаляют друзы. Однако фоторецепторы при этом не восстанавливаются.

    При влажной макулодистрофии применяют лазерную коагуляцию. С ее помощью предотвращают кровотечение из новообразованных сосудов. Это также останавливает ухудшение зрения.

    Также есть метод лечения влажной макулодистрофии, при котором лекарство активируется лазером. Лекарство вводится внутривенно, по кровеносной системе оно распространяется по всему организму. А потом врач светит лазером в глаз. Это короткое по времени воздействие не повреждает клетки глаза, но активирует препарат, из которого высвобождается высокоактивный компонент, повреждающий новообразованные нездоровые клетки.

    С помощью такого лечения можно приостановить потерю зрения, но вернуть его нельзя.

    Образ жизни

    Страдающие макулодистрофией даже на последних стадиях заболевания в пространстве ориентируются нормально, так как периферическое зрение у них не страдает. Однако выполнять мелкую работу или читать они могут с трудом. Чтобы облегчить жизнь, им нужно

    • направлять свет непосредственно на книгу или на работу, это увеличит контрастность текста или изображения;
    • использовать галогеновые лампы, они дают более ровный свет;
    • если человеку трудно читать, можно использовать аудиокниги.

    Профилактика

    Полное излечение макулодистрофии невозможно, можно лишь предупредить это заболевание.

    • Если вы курите, нужно бросить. Курение пагубно влияет на сосуды, в том числе и на сосуды глаз.
    • Пользуйтесь темными очками, когда находитесь на солнце. Не забывайте и про шляпу.
    • Питайтесь правильно, ешьте больше овощей и фруктов. Особенно врачи рекомендуют шпинат и капусту.
    • При необходимости принимайте витамины. Однако помните, что избыток витаминов – это тоже плохо. Может развиться гипервитаминоз.
    • Занимайтесь спортом. Это укрепляет весь организм, в том числе и сосуды.
    • Регулярно проверяйте свое зрение, в том числе и самостоятельно по решетке Амслера. При первых же признаках макулодистрофии немедленно обращайтесь к врачу. Вылечить это заболевание пока нельзя, но можно остановить его развитие, и лучше это сделать на начальной стадии.
    Читайте также:  Склерома – что это такое? Причины, симптомы, лечение

    Как развивать ребенка в 5 месяцев

    Пятимесячный малыш – это уже не младенец. Если малыш живет в хороших условиях и правильно питается, в это время он интенсивно развивается и уже многое имеет. Задача родителей в это время – усиленно заниматься с ребенком, стимулируя его двигательную и познавательную активность. Чем больше внимания уделять малышу, тем быстрее он будет умнеть и приобретать новые двигательные навыки.

    Ребенок в 5 месяцев

    Развитие ребенка в 5 месяцев

    Пятимесячный грудничок должен уметь переворачиваться со спины на живот. Некоторые дети в этом возрасте крутятся и в обратном направлении – с живота на спину. Также, при условии правильного развития, малыш должен:

    • Приподниматься из положения, лежа на животе, опираясь на руки;
    • Играть с погремушками, дотягиваясь до них в положении, лежа на спине;
    • Узнавать знакомых взрослых (родителей, родственников) и живо реагировать на них;
    • Смеяться и лепетать, когда с ним играют.

    Некоторые дети в этом возрасте уже садятся из положения, лежа на животе, а кто-то ползает «по-пластунски». Однако большинство малышей в этот период только активно переворачивается, укрепляя мышцы спины и живота.

    Внимание! Если малыш находится на грудном вскармливании и хорошо прибавляет в весе, начинать прикорм можно не ранее пяти с половиной месяцев. Первым прикормом может быть молочная каша или фруктовое пюре. Искусственникам вводят дополнительное питание чуть раньше – ровно с 5 месяцев.

    Психическое развитие

    В этот период у малышей совершенствуются органы чувств. Ребенок постепенно учится различать все цвета спектра, а не только основные. Грудничку особенно нравятся яркие краски. Младенец хорошо фиксирует взгляд на предмете и может продолжительное время заниматься с одной-двумя игрушками. Также в этот период мальчики и девочки начинают испытывать усиленную потребность в обществе взрослого. Дети любят, когда их поднимают из кроватки, и начинают проситься на руки, «манипулируя» взрослыми. Младенцы живо реагируют на пальчиковые игры, на чтение стихов и пение колыбельных.

    Физическое развитие ребенка

    Малыш, которому скоро исполнится полгода, скорее всего, уже имеет один-два зуба. Если зубов пока нет, у грудничка постепенно набухают десны, поэтому в этот период малыш может проявлять повышенное беспокойство и плохо спать по ночам. У грудничка постепенно крепнут мышцы спины и плечевого пояса. Ребенок подтягивается на руках, делает первые попытки сидеть. Интенсивно развиваются мышцы кисти: ребенок уже не сжимает ручки в кулаки, а открывает свои пальчики и внимательно их рассматривает. Лежа на спине, дети совершают активные движения ручками и ножками, достают руками пальцы на ногах и пытаются засунуть их в рот. Начинается активная подготовка к периоду ползания.

    Пятимесячный младенец умеет самостоятельно переворачиваться

    Эмоционально-социальное развитие

    О том, как развивать малышей в 5 месяцев, родителям могут рассказать педиатр и невропатолог. Многое зависит от индивидуальных особенностей грудничка, от наследственности и темперамента. В 5 месяцев дитя пока не делит людей на «своих» и «чужих». Если к малышу хорошо относятся, он не боится незнакомых людей и охотно идет к ним на руки. Страх «чужих» появляется чуть позже, уже после полугода.

    Пятимесячные груднички очень живо реагируют на старших детей. Поэтому, если у малыша есть братья или сестры, общение старших со младшими нужно всячески поощрять. Однако, если разница в возрасте между детьми составляет менее 6 лет, совместные игры должны проходить только под присмотром. Ни при каких обстоятельствах нельзя позволять старшим детям брать грудничка на руки. Пятимесячный ребенок – активное и непоседливое существо, которое легко может выскочить из рук растерявшегося шести-семилетки.

    Если родители и другие домашние часто называют мальчика или девочку по имени, младенец быстро привыкает к этому слову и охотно отзывается, поворачивая голову в сторону звука. Услышав любой голос или другой звук, ребенок внимательно прислушивается. Пятимесячные грудники отличаются чутким слухом, поэтому ни в коем случае нельзя шуметь или громко кричать в присутствии малыша, особенно во время его сна.

    Дети, которым скоро будет полгода, не любят одиночество и постоянно нуждаются в эмоциональном контакте со взрослыми. Малыш часто просится на руки, это не простая прихоть – на руках у взрослого младенец чувствует себя защищенным.

    Познавательное развитие

    Если родители не знают, чем занять ребенка 5 месячного, им помогут игрушки, стимулирующие познавательную активность. Большой популярностью пользуются развивающие коврики; их можно купить или сделать своими руками в домашних условиях. Такой коврик может надолго развлечь непоседу. Он представляет собой небольшой кусок плотного материала, на котором надежно закреплены:

    • Липучки;
    • Застегивающиеся пуговицы;
    • Погремушки и другие интересные игрушки;
    • Пластмассовые кольца разного диаметра.

    Лежа на животе на коврике, ребенок знакомится с предметами, имеющими разную фактуру и форму, получает первое представление о понятиях «твердый – мягкий», «гладкий – шершавый». Малыша можно учить различать игрушки по форме и цвету, а также выполнять простейшие задания на сообразительность (например, расстегнуть и застегнуть пуговицу или липучку).

    Также для первых уроков можно давать малышу пирамидки и наборы маленьких разноцветных мисочек, которые вкладываются одна в другую. Пока ребенок еще не способен заняться сборкой пирамидки самостоятельно, но он будет с удовольствием рассматривать яркие колечки. Это хороший способ развить зрение и внимательность. Только следует иметь в виду, что дети в этом возрасте могут быстро уставать и не в состоянии долго заниматься одной и той же деятельностью. Если малыш хочет спать, развлекать его не стоит. Все занятия проводятся только во время активного бодрствования

    Грудничок любит рассматривать окружающие предметы

    Как помочь малышу полноценно развиваться

    Для того чтобы стимулировать активное умственное и физическое развитие грудничка в этом возрасте, необходимо:

    • Следить за динамикой прибавки в весе, чтобы не допускать недоедания. Если младенец на грудном вскармливании, можно периодически делать контрольные взвешивания после кормления;
    • Как можно чаще разговаривать с ребенком, стимулируя его «отвечать»;
    • Давать мальчику или девочке различные игрушки, соответствующие возрасту, чтобы стимулировать развитие мелкой моторики;
    • Ежедневно заниматься общим массажем и гимнастикой, проводить закаливающие процедуры.

    Летом следует периодически оставлять ребенка голым без подгузника, чтобы малыш принимал воздушные ванны.

    Интересно. В этом возрасте дети очень любят купаться. Родители могут показать ребенку, как бить по воде ручками и ножками. Малыш с удовольствием будет повторять эти движения и плескаться в ванночке. Начиная с пятого месяца жизни, можно проводить ежедневное купание в большой ванне для взрослых, предварительно чисто вымыв ее.

    Дети очень любят принимать ванну

    Во что поиграть с малышом

    Есть много занятий с ребенком 5 месяцев, несложных для родителей. Обычно малыши реагируют на них с большим удовольствием. Проще всего занимать мальчика или девочку пальчиковыми играми. Они способствуют развитию мелкой моторики и развивают координацию движений. Большое удовольствие малышу доставляют занятия на фитболе – большом резиновом мяче. Можно катать младенца на фитболе в положении, лежа на животе. Это упражнение хорошо развивает мышцы и мотивирует младенца к активным действиям: подтягиванию, ползанию, переворачиванию.

    Развитие действий с предметами

    Игра с 5 месячным ребенком дома должна непременно включать в себя действия с игрушками и другими предметами, потому что в это время грудничок активно осваивает предметный мир. Малыш, которому скоро будет полгода, как правило, уже умеет:

    • Дотягиваться до близлежащих предметов из положения, лежа на животе, и подтягивать их к себе;
    • Доставать до висящих погремушек из положения, лежа на спине, и слегка приподниматься, пытаясь сесть;
    • Брать в руки небольшие погремушки, греметь и стучать ими;
    • Выбрасывать игрушки из кроватки.

    В этом возрасте малышу лучше всего подойдут пластмассовые или резиновые игрушки, которые легко моются. Давать ребенку плюшевых животных не стоит, потому что маленький исследователь непременно потащит их в рот. Во время купания хорошо подойдут детские резиновые уточки или «морские жители», из которых льется вода при нажатии. Малыш будет в восторге, повторяя этот «фокус» много раз.

    Самой лучшей игрушкой в этом возрасте будет старая добрая погремушка. Перед тем, как давать ее ребенку, родители должны убедиться, что на игрушке нет трещин, чтобы малыш не поранился во время активных действий с предметом. Во время прогулки, если ребенок не спит, развлечь его помогут подвески-погремушки, которые крепятся к коляске.

    Малыш очень любит тянуть в рот игрушки и другие предметы

    Развитие движений

    Чтобы знать, как развивать ребенка в 5 месяцев, родители должны примерно представлять его физические возможности. Все дети индивидуальны. Однако большинство малышей в этом возрасте умеет:

    • Приподниматься, держась за руки взрослого, и ненадолго сохранять сидячее положение;
    • Перекладывать погремушки из одной ручки в другую, лежа на животе;
    • Твердо стоять на ногах, если взрослый держит младенца подмышки;
    • Держать в руках бутылочку или материнскую грудь во время кормления, создавая удобное для себя положение.

    Родители часто не знают, на каком месяце жизни ребенок учится сидеть, и заставляют его садиться раньше времени. Педиатры категорически не рекомендуют сажать малыша в подушки, если он еще не делает попыток самостоятельно сесть. Также не стоит часто ставить малыша на ножки, он еще не готов к этому. Любую попытку к передвижению на животе, напротив, следует поощрять. Ползание – отличное упражнение, оно благотворно влияет на общее физическое состояние малыша, способствует укреплению мышц и костей.

    Чтобы стимулировать младенца к передвижению в пространстве, родители должны поместить его в манеж или на пол (предварительно постелив чистое одеяло). Далее малыш выкладывается на живот. В некотором отдалении от него кладутся 2-3 ярких игрушки. Увидев их, ребенок начнет делать активные движения, пытаясь оттолкнуться ногами и руками. Постепенно он научиться ползать «по-пластунски», вскоре встанет на четвереньки. Главное – создать младенцу правильные условия для свободного и безопасного передвижения в пределах манежа или огороженного участка в комнате. Как утверждает доктор Комаровский, большинство детей сначала учится ползать, только потом садится из положения, стоя на четвереньках.

    Многие дети делают первые попытки ползать на животе

    После полугода хорошо развитый грудничок начинает с каждым днем приобретать новые навыки: он учится сидеть, ходить и ползать, с появлением зубов постепенно переходит на взрослую пищу. Чтобы пятимесячный младенец благополучно пережил это время интенсивного развития, родители должны поддерживать малыша во всем, занимать его интересными делами и постоянно за ним наблюдать. Если что-то в поведении или самочувствии малыша настораживает, следует проконсультироваться с детским врачом.

    Видео

    Полезные забавы для ребенка 5 месяцев: игры и занятия для развития малыша

    Малыш ещё чуточку подрос: ему уже 5 месяцев. Маленький человечек становится все мобильнее и самостоятельнее.

    Он умеет переворачиваться на животик, учится садиться, подолгу внимательно и осмысленно рассматривает игрушки и свои первые книжки. Чтобы закрепить освоенные навыки и продолжить дальнейшее развитие крохи, с ним нужно постоянно заниматься.

    Сделать обучение увлекательным и весёлым помогут игры с ребёнком в 5 месяцев.

    Какие навыки можно развить у малыша играя?

    Выбирая игры с ребенком 5 месяцев, надо учитывать особенности данного возраста. Пять месяцев — это такой период, когда малыш активно постигает мир. Его всё меньше забавляют подвешенные над кроваткой игрушки.

    Грудничку интереснее подержать предмет в руках, попробовать на вкус, извлечь звук. Из всего многообразия предложенных игрушек, карапуз предпочтёт самую яркую или ту, которая шуршит, звенит и моргает.

    Чтобы выбрать правильную игрушку, нужно учитывать следующие моменты:

    • изделие должно быть качественным: экологически чистым, окрашенным безопасными красителями;
    • предмет должен иметь яркий цвет и понятные формы. Если это мишка, то игрушка должна быть похожа на этого зверя. Кроха в 5 месяцев различает основные спектральные цвета без полутонов. Поэтому следует покупать яркие игрушки, окрашенные в 1 или 2 цвета. Начинать рекомендуется с красного и жёлтого;
    • разнообразие материала. Предмет может быть пластмассовым, тканевым, деревянным или резиновым, но главное — крупным. Детки в этом возрасте всё тянут в рот, поэтому мелких деталей в игрушке быть не должно.

    Развитие речи

    Пятимесячный малыш радует близких различными звуками. Чуть позднее, к 6 месяцам, он освоит слоги – «буу», «ваа», «маа» и др. Это лепет. Так он тренирует артикуляционный аппарат.

    Лепет — первое упражнение, которое в дальнейшем поможет младенцу овладеть речью. Этот разговорный навык следует развивать и поощрять. Речь необходима грудничку как средство общения со взрослыми.

    Чтобы младенец заговорил правильно и в срок, с ним необходимо много и эмоционально общаться, не забывая делать паузы, чтобы малыш успел пролепетать что-то в ответ. Так, он быстро освоит сначала простые, а затем всё более сложные звукосочетания.

    Чтобы речь развивалась хорошо, все игровые действия следует сопровождать песенками, прибаутками, стишками. Малыш — это личность. Поэтому разговаривать с ним нужно на равных. Следует постоянно поддерживать с ребёнком диалог и рассказывать о каждом предмете, который попадает в его поле зрения.

    Читайте также:  Чем опасны полипы в толстой кишке и способы их лечения (удаления)

    Двигательные навыки

    В этом возрасте детки начинают манипулировать предметами: берут их в кулачок, ощупывают, перекладывают из одной руки в другую. Кроха уже отличает большой пальчик от других пальцев.

    В игрушках должны присутствовать подвижные детали, которые удивят ребёнка и будут стимулировать к действию. Занимательным элементом может стать двухсторонняя раскраска мячика, что заставит малыша поворачивать шарик.

    Другой пример — пищалка, когда при нажатии на игрушку, появляется звук. Игры с ребёнком 5 месяцев не обходятся без погремушек с ручками различной формы и фактуры. Почему это важно? Если в 4 месяца малыш осваивал первые хватательные движения и ему требовались погремушки с простыми ручками, то сейчас на первый план выходит навык по удерживанию предмета и вращению его в разные стороны.

    Поэтому ручки должны быть сложные: в виде петельки, гантельки, зверюшки, то есть такие, которые дадут малышу возможность освоить разные способы захватывания предмета с учётом его формы.

    Расширение кругозора

    Становится важным освоение нового занятия: рассматривание улицы из окна или на прогулке. Простое наблюдение — это уже расширение кругозора. Следует показывать крохе как можно больше предметов, называть и объяснять их назначение и характеристики.

    Малыш продолжает познавать мир на ощупь. Рекомендуется дать ребёнку в ручку различные материалы – шерсть, мешковину, шёлк и др. Кроме того, новорожденного в этом возрасте интересует температура предметов. Можно дать ему в ладошку холодную ягодку ил теплую бутылочку с водой.

    Во что можно играть с ребенком в 5-6 месяцев?

    Развивающие игры с малышом 5-6 месяцев — это способ освоить сенсорно-моторные навыки, испытать социально-эмоциональные переживания. Такие занятия незаменимы для интеллектуального развития младенца. Игра для ребёнка – это работа, помогающая осознать собственное «Я», развить творческие способности и самостоятельность.

    “Неваляшка”

    Важным моментом в развитии крохи является умение ориентироваться в пространстве и координировать свои движения (система «глаз-рука»). Освоить непростой навык помогает игрушка «Неваляшка».

    Нужно сделать следующее: малышу, лежащему на спинке, с расстояния в полметра показывают игрушку. Чтобы привлечь внимание малыша, «Неваляшку» нужно покачивать. Затем игрушку плавно перемещают вправо или влево и снова раскачивают.

    Младенец должен увидеть предмет и потянуть к нему ручки. «Неваляшку» подносят поближе, чтобы грудничок мог до неё дотронуться, толкнуть, покачать, то есть привести в движение. Можно показать «Неваляшку» малышу, находящемуся на руках взрослого. Когда кроха увидит игрушку, её подносят поближе, давая ребёнку возможность исследовать предмет из вертикального положения.

    Суть игры в следующем: взрослый закрывает своё лицо руками, «прячась» от малыша. Спустя 20 секунд руки разводят в стороны, открывая лицо и произнося «ку-ку».

    Детки обожают эту игру, смеются и пытаются повторить звуки. Позже, когда малыш подрастёт, взрослые могут прятаться от него за шкаф, дверь или за подушку. А пока эта незатейливая игра помогает грудничку познавать окружающий мир.

    У малышей до года долгосрочная память неразвита: они запоминают лишь то, что видят. Поэтому такое простое развлечение помогает крохе понять, что предметы сами по себе не могут исчезнуть или появиться.

    И постепенно ребёнок начинает осознавать, что если объект пропал из поля зрения, это не значит, что он исчез навсегда. Такое простое развлечение совершенствует мышление и внимание ребёнка, развивает память и уверенность в себе, формирует чувство безопасности.

    Игры с пальчиками и ладошками

    Эти занятия улучшают координацию и развивают речевые навыки малыша.

    Перед игрой необходимо провести разминку рук:

    • пальчики на каждой ладошке поочередно сгибают и разгибают;
    • затем делают расслабляющую гимнастику. Движения напоминают надевание перчатки: каждый пальчик массируется сверху вниз с аккуратным надавливанием на фалангу;
    • кисть младенца берут в руку и сгибают её влево-вправо, затем сжимают в кулак и вращают.

    Теперь можно приступать к пальчиковым играм. Простейшее развлечение — «Сорока-белобока». Нужно взять ладошку ребёнка и водить по ней указательным пальцем, делая круговые движения и повторяя одноименный стишок. Затем следует загибать каждый пальчик по очереди, начиная с мизинца, одновременно их массируя.

    Можно придумать свою потешку или рассказать крохе историю про каждый пальчик. Ещё одна любимая детками игра — «Ладушки». Услышав первые слова ритмичного стишка, малыш начинает ударять в ладоши, смеяться и гулить.

    Сначала ребёнок будет хлопать ручками при помощи взрослых, но затем научится делать это самостоятельно. Эта игра полезна для развития речевых, слуховых навыков, поскольку в ней задействованы многократные повторения слов.

    Игры с малышом в 5-6 месяцев схожи с развлечениями в раннем возрасте. Новых забав не требуется, для гармоничного развития достаточно прежних, но чуточку усложнённых упражнений.

    С подручными предметами

    Занятия с подручными предметами должны носить регулярный и неутомительный характер:

    • игры с мячом. Нужно привязать к мячу веревочку и удерживать над лежащим на спинке младенцем. Он будет бить игрушку ножками, хватать руками и пытаться обнять;
    • воздушный шар. Задача игры — научить малыша противопоставлять большой палец всем остальным. Для этого нужно несильно надуть шарик и привязать к нему ленточки. Затем следует показать игрушку ребёнку, вызвав интерес. Когда кроха потянется к шарику, необходимо вложить ленточку в его руку так, чтобы ребёнок схватил её, зажав между большим пальчиком и остальной ладошкой. Малыш должен научиться притягивать шар к себе, обхватывать его и самостоятельно удерживать за ленточку;
    • ползём за игрушкой. Пятимесячного грудничка нужно стимулировать к ползанию, если он ещё не освоил эту «науку». Для игры подойдут любые предметы, которые интересны малышу. Как только новорожденный перевернётся на живот, нужно положить перед ним игрушку, но так, чтобы её было недостать. Кроха обязательно начнёт движение, пытаясь дотянуться до желанного предмета;
    • две руки. Цель занятия — научить младенца перекладывать предмет из одной руки в другую. Это отличное упражнение для развития координации и смекалки. Когда ребёнок держит в одной руке кубик, а в другой колечко, нужно предложить ему, новую, небольшую по размеру, игрушку. Что младенец будет делать? Незнакомый предмет его заинтересовал, но и прежние игрушки выпускать не хочется. И вот ребёнок перекладывает кольцо к кубику, а освободившейся рукой берёт «новинку»;
    • причинно-следственные связи. Из подручных предметов нужно соорудить возвышение. Затем взять машинку или кубик и скатить игрушку с горки. Это занятие станет для ребёнка первым уроком, развивающим логику.

    Видео по теме

    О том, как играть с малышом в 5 месяцев, в видео:

    Играть с младенцем можно в любое время, но при условии, что он бодр и активен. Нужно замечать его настроение и самочувствие. Если развлечение малышу наскучило или он устал, занятия следует прекратить. Полезно привлекать в игру с новорожденным всех, кто находится дома: старших детей, бабушек и дедушек. Ребёнок должен учиться выстраивать отношения со всеми членами семьи.

    Как развивать ребенка в возрасте 5 месяцев: в какие игры лучше играть

    Многих молодых родителей беспокоит, нужно ли деток развивать дополнительно? Какие методики и способы для этого придуманы учеными и врачами? Возникает ли такая необходимость дополнительного развития малышей в 5 месяцев? На эти и подобные вопросы дают ответы наши эксперты в данной статье.

    Особенности ребенка в 5 месяцев

    Вашему малышу уже 5 месяцев, и он себя проявляет вполне самостоятельно. Его основные занятия – наблюдать, рассматривать, общаться, анализировать и сопоставлять. Но они не исключают и его повседневной активности, ведь если раньше малыш больше спал, то в 5 месяцев он много бодрствует и, конечно же, двигается.

    К пятимесячному возрасту ребенок с момента рождения заметно подрастает – в среднем на 15 сантиметров, и вес его увеличивается почти в два раза. Значительные изменения происходят и с его интеллектуальным развитием:

    • выговаривает некоторые звуки (гласные – а, ы, и, е, согласные – б, м, к, д);
    • наблюдает за отражением в зеркале;
    • берет и бросает игрушки;
    • выражает радость и недовольство;
    • понимает интонации речи;
    • различает своих и чужих.

    Малыш в этом возрасте достаточно подвижен: он уже может переворачиваться с живота на бок и на спину, хорошо и крепко держит голову, даже пытается самостоятельно сидеть на руках у родителей или в подставленных подушках. Поэтому за ребенком нужно внимательно следить и наблюдать, чтобы он не нанес себе неумышленно травму.

    Уже в этом возрасте поведение вашего ребенка зависит от вас самих, а также того, с каким настроением вы общаетесь с ним. Ваши раздражающие интонации вызовут у малыша негативные и отрицательные эмоции, а спокойствие и ласка будут награждены доверчивой улыбкой.

    Мнения экспертов: нужно ли дополнительно в 5 месяцев развивать ребенка

    Мнения экспертов по поводу дополнительного развития пятимесячных детей различаются. Одни – за природное развитие малышей этого возраста без стороннего (родительского) вмешательства со стороны. Другие – за развитие ребенка под наблюдением взрослых и с их помощью.

    Какие же методики раннего развития существуют для ребенка 5 месяцев? Специалисты выделяют из их множества несколько основополагающих:

    1. Вальфдорская – ее основателем является австрийский ученый-педагог Р. Штайнер, особенность данной методики состоит в следующем:
      • развитие ребенка в собственном воображаемом мире до семи лет;
      • на первом месте – образное мышление, творческие и физические упражнения;
      • интеллектуальность следует развивать только тогда, когда ребенок будет к этому готов.
    2. Монтессори – разработана итальянкой Марией Монтессори, в основе данного подхода:
      • самовоспитание;
      • саморазвитие;
      • особая среда для развития способностей ребенка, создаваемая родителями (с учетом личности воспитуемого);
      • роль взрослого – наблюдение и коррекция самообучения малыша;
      • для каждого возраста детей есть свои специальные развивающие игры и упражнения;
      • дети самостоятельно оценивают свои успехи и достижения.
    3. Домана – основателем данной методики является Глен Доман (американский врач), ее суть состоит в том, что ребенка следует развивать до трех лет:
      • физическое развитие ведется за счет предоставления полной свободы передвижения и специальных гимнастических упражнений;
      • преобладание зрительного опыта через слуховое восприятие (карточки Домана).
    4. Никитиных – эта развивающая система придумана и разработана русскими педагогами Никитиными, и заключается в игровой практике:
      • всестороннее развитие через игру;
      • ребенок сам выбирает время обучения какому-либо навыку;
      • нет строгого расписания занятий;
      • простор для творческих способностей;
      • возможность самосовершенствования;
      • физическое воспитание с помощью спортивных упражнений, правильного питания, закаливания всего организма.

    Как видно, методики хоть и различаются между собой, но также имеют много общего. Каждое методическое направление помогает малышу в 5 месяцев всесторонне развиваться.

    Как правильно развивать пятимесячного ребенка: советы специалистов

    Опытные специалисты склоняются к тому, что неплохо малыша развивать на основе одной методической системы, а можно совмещать сразу несколько. Но для детей в 5 месяцев все же важны социальные моменты общения с взрослыми, тем более родителями, и, конечно же, игра!

    Рассмотрим, как можно разнообразить активный досуг ребенка в 5 месяцев с помощью:

    1. Физических нагрузок:
      • занятия с большим гимнастическим мячом (помимо физической активности, улучшается пищеварительные процессы);
      • активные подкидывания, подбрасывания, переворачивания малыша в воздухе (прекрасно развивается координация движений и умение поддерживать и сохранять равновесие своего тела);
      • водные процедуры – помогать ребенку делать гребные движения;
      • ежедневный массаж всего тела.
    2. Игровых занятий:
      • «брось – поймай» – для данной игры лучше использовать любую мягкую игрушку небольшого размера. Суть ее состоит в том, чтобы малыш не только смог бросить игрушку, но и сумел ее поймать (или хотя бы сделал попытку этого – протянул ручки, сделал хватательные движения в сторону интересующего предмета);
      • «ку-ку» – попеременно платочком закрывайте лицо ребенка или свое лицо, «ку-ку» следует говорить, когда взгляд малыша встретиться с вашим;
      • «попробуй, достань» – малыша выкладывают на животик, а перед ним на некотором расстоянии положить яркую игрушку, его задача достать ее ручкой.
    3. Игрушек из подручных средств:
      • подвесной мобиль – для этой конструкции можно использовать нитки пряжи и деревянные палочки, на них подвесить конфетные фантики, яркие коробочки с вложенными в них бусинами, колокольчики и т. д.;
      • развивающий игровой коврик – на любой мягкий материал самостоятельно нашиваются цветные лоскутки из материала различной фактуры – шерстяные, меховые, шелковые, целлофановые (на его мягкой поверхности дети могут ползать, переворачиваться, без ущерба для своего здоровья);
      • кубики разных цветов, размеров и фактуры, которые можно сделать самим из картонных коробок разных размеров (их достаточно склеить, чтобы коробка в процессе игры не раскрывалась), можно в каждую коробочку-кубик положить небольшую бусину или пуговицу, которая при движении будет издавать звук;
      • шелестуны – изготавливаются из шелестящих конфетных фантиков, которые связываются между собой в форме бабочки или цветка (малыш будет стремиться их потрогать и помять, чтобы услышать новый шелестящий звук);
      • банки-погремушки – в маленькие закручивающиеся баночки (можно из-под детского питания) поместить яркие пуговицы крупного размера, данную конструкцию используют в качестве разбирающейся погремушки.

    Развивая способности своего малыша в 5 месяцев, родители не должны забывать и об увеличении его словарного запаса. Для этого специалисты рекомендуют озвучивать все свои действия, называть предметы, которые даются ребенку в руки, рассказывать ему сказки и потешки, петь колыбельные и веселые детские песенки.

    Ссылка на основную публикацию