Что будет, если в вену попадет воздух (вколоть шприцем или в капельнице)

Попадание воздуха в вену — возможные последствия

Медицинский персонал обязан быть тщательно подготовлен, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности. Для практических действий – уколов, капельниц, студентов учебных заведений допускают только после практики на манекенах. Но от ошибок и человеческого фактора не застрахованы даже опытные медсестры. Многие пациенты обеспокоены, что будет при попадании воздуха в вену.

Общие сведения о воздушной эмболии

Кровеносный сосуд может закупориться воздушным пузырем, такой процесс медики называют эмболией. Это явление действительно опасно, если происходит в крупной артерии, но не фатально. Для летального исхода должен поступить большой объем газообразной смеси в кровеносную систему, но своевременная медицинская помощь прекратит необратимый процесс. Нежелательно, чтобы углекислый газ с кислородом попадал в период:

  1. Оперативного вмешательства.
  2. При патологических родах.
  3. Ранений и травм крупных сосудов.

Небольшое количество газообразного вещества вреда организму не наносит, так как рассасывается.

Каждому человеку приходилось терпеть уколы, наблюдать за действиями медсестер, когда они щелкают по шприцу и выводят газы за пределы емкости с лекарством. Но мелкие пузырьки даже в вене не доставят ущерба здоровью. Через капельницу тоже трудно ввести кислород в сосуд, из-за разности давлений в устройстве и кровеносной системе. Высокое давление защищает доступ опасных элементов. И все-таки в медицинской практике наблюдались случаи врачебных ошибок, технологические нарушения в выполнении внутривенных инъекций, при установке капельниц.

Какие возможны неприятные последствия от воздуха в вене

Лечение с уколами может излечить и навредить:

  1. Неправильным введением и дозировкой лекарства.
  2. Неаккуратными проколами.
  3. Быстрым поступлением препарата.
  4. Несоблюдением правил гигиены.

Если наблюдается эмболия, вена закупоривается, прекращается движение крови по положенному тракту, больной испытывает:

  • Болевые ощущения в грудной области.
  • Теряет сознание.
  • Дыхание учащается, выдох происходит с болью.
  • От сильного кашля мокрота выходит с кровяными выделениями.
  • Грудная клетка двигается с трудом.
  • Увеличивается пульсация, но слабая и напряженная.
  • Давление падает.
  • Рефлексы и двигательная координация нарушаются, изменяется состояние мышц.
  • Образуются судороги конечностей.

Небольшую пробку кровяное давление протолкнет, воздух растворится в артериях, циркуляция возобновится. Если развивается патологическая воздушная эмболия необходима срочная медицинская помощь, чтобы исключить осложнения:

  • Временного онемения участков тела, куда не поступает кровь, так как сосуд закупорен воздушным пузырем.
  • В месте прокола создается плотное синее образование.
  • Общее состояние ухудшается.
  • Голова кружится.
  • Кожа покрывается сыпью.
  • Вены набухают.
  • Сознание мутнеет.
  • Давление снижается, а сердцебиение увеличивается.

Если в вену поступила 20 куб. см. газа, возможно наступление кислородного голодания в области сердечной мышцы или головном мозге, отчего возникают инсульты и инфаркты, летальный исход. Но это происходит из-за отсутствия компенсаторных возможностей в организме.

В вене не всегда пробка закупоривает движение кровотока, давление может передвигать пузырьки по мелким сосудам и капиллярам. Благополучные процессы протекают в организме без патологий. При сердечно-сосудистых заболеваниях или проникновения большого количества газов, блокируется малый круг кровообращения. Скопление кислорода осуществляется в правом сердечном клапане, растягивает мышцу, что приводит к смертельным случаям.

Когда попадает в вену воздух после укола или капельницы, в медицинском учреждении специалист сразу обнаружит нарушение. При тяжелой форме эмболию лечат в стационаре:

  1. Кислородной ингаляцией.
  2. Гемостазом, оперативным методом.
  3. Обработкой пораженных сосудов физраствором.
  4. Помещением в барокамеру для кислородотерапии.
  5. Выведением пузырей через катетер.
  6. Медикаментозными средствами.
  7. Стероидами, если произошел отек.

Нарушенное кровообращение исправляют сердечно-легочной реанимацией, непрямым сердечным массажем, искусственным дыханием. Если врач допустил серьезную ошибку, это скрыть от визуальной оценки не получится. В месте прокола проявится темный след со светлым ореолом вокруг.

Что рекомендуют врачи

Не стоит доверять свои вены случайным исполнителям, тогда не будет парезов и остаточных воспалительных процессов. Нужно придерживаться простых условий и правил:

  1. Выполнять медицинские мероприятия с уколами и капельницами только в стационарных заведениях.
  2. Обращаться к врачам.
  3. Не делать инъекции даже внутримышечные, а тем более внутривенные, самостоятельно.
  4. При срочной необходимости ввести шприцем лекарство дома, не в больнице, нужно вывести воздух после набора лекарства.
  5. Выполнить санитарную обработку спиртом – руки, шприц, иглу и участков для прокола.

Соблюдение правил не только сохранит организм от попадания излишков воздуха, но и предохранит о заражения. Аппаратов, на которых выполняют плазмоферез, гемосорбцию не стоит опасаться. Устройства с фильтрами и не пропускают газообразные компоненты. Следует учесть, что не только излишки воздуха доводят до неприятных осложнений, но и уровень приобретенных навыков медсестры. Не всем удается попасть в вену с первого раза без последствий.

Как предотвратить попадание воздуха в вену

Существует миф о том, что при попадании кислорода внутрь сосудов, наступает смерть. Это не совсем так. Конечно, при набирании жидкости в шприц, внутрь проникает немного кислорода, который медсестра должна вывести. Но имеется ли угроза здоровью и жизни пациента, если медсестра забудет вывести воздушные пузырьки.

Что может произойти, если воздух попал в вену из капельницы или шприца

Может проявиться состояние организма, при котором некоторый объем кислорода попадает в сосуды. Это патологическое состояние врачи прозвали воздушной эмболией.

После проникновения в вену воздушный пузырек начинает двигаться вместе с кровью, пока не перекроет один из сосудов. Чаще всего такое случается, если недобросовестная медсестра набрала лекарство и не вывела воздух из шприца.

Все врачи утверждают, что все напрасно пугаются проникновения воздуха через капельницу. Во-первых, медицинский персонал проводит те же процедуры, что и со шприцом. Во-вторых, даже после окончания препарата в капельнице, воздух все равно не сможет проникнуть внутрь. Так как он имеет маленькое давление, чтобы проникнуть в место прокола, давление кровяных клеток просто-напросто вытесняет все инородные тела. Поэтому никакой угрозы с этой стороны не представляется.

Симптомы воздушной эмболии

Попадание воздуха в вену довольно-таки просто определить даже человеку, совсем незнакомому с медициной. Например, когда в вены человека поступают пузырьки воздуха, он чувствует не очень приятные ощущения, иногда даже болезненные. Существует ряд признаков, которые можно легко заметить на коже возле проникновения воздуха в кровяной сосуд.

  • Возникают синяки различного размера.
  • Кожа становится немного плотной.
  • Возможно легкое онемение поврежденного участка.
  • Головокружение или головная боль.
  • Вены становятся гораздо больше.
  • При сильной болезни наблюдается обморочное состояние, хрипы в грудной клетке.

Если обнаружен один или несколько симптомов из вышеперечисленных, то следует обязательно рассказать все врачу как можно быстрее. Он, скорее всего, скажет пройти прослушивание стетоскопом. Реже – пройти УЗИ. Эти процедуры позволяют обнаружить воздушнуюэмболию и назначить наиболее эффективное лечение, которое необходимо будет пройти. Если же опасения были напрасными, то доктор просто отпустит человека домой.

Опасность попадания в вену

Уровень опасности зависит от сосуда, который закупорила капелька воздуха. Если он попадет в кровяной поток, а после закупорит сосуд сердца, то возможна смерть, если не окажется быстрая первая помощь. Но вероятность таких событий низка. Так как необходимо ввести не меньше 20 кубиков, причем очень быстро, чтобы воздух не успел раствориться в кровяном потоке. Чаще всего при закупорке сердца происходит инфаркт миокарда.

Парез – это слабость мышц, вызванная поражением ЦНС, возможен паралич тела. Но наиболее вероятен инсульт или протекание болезни с не смертельными симптомами, такими как слабость.

Инфаркт и инсульт происходят очень редко. Примерно у 1% из числа всех пациентов, перенесших эмболию, возникают данные последствия попадания кислорода в кровь.

Однако закупорка сосудов может быть очень опасной в следующих ситуациях:

  • недавно перенесенные сложные операции;
  • различные проблемы с сосудами;
  • тяжелые роды.

В таких ситуациях следует внимательно наблюдать за своим самочувствием, особенно после уколов. При любых изменениях следует обратиться к врачу.

Как действовать при попадании воздушных пузырей в вену

Обычно врачи, ставящие укол, видят данное явление и начинают особые процедуры, чтобы избежать дальнейшего развития болезни. Если пациенту вкачали большой объем кислорода, то лечение происходит в стационаре, где врачи могут назначить самое разнообразную терапию. После того, как пациента выписали, он еще некоторое время наблюдается у своего врача. Процедуры, которые может назначить лечащий врач:

  • ингаляции;
  • кислородотерапия;
  • гемостаз, но только хирургическим путем.

Были перечислены только некоторые процедуры. На самом деле врач может назначить большое разнообразие лечебных процедур, если воздух попал в вену. Назначать он будет исходя из места проникновения и от того, к какому органу движется капелька воздуха.

Если человек самостоятельно обнаружил у себя признаки воздушной эмболии, то следует немедленно обратиться к врачу. Чем быстрее, тем лучше. После чего врач назначит определенный курс лечения.

Профилактика

Уколы лучше ставить только в той больницы, у которой хорошая репутация. Не давать ставить уколы человеку, который не имеет образования и навыков в этой области. И уж тем более не пытаться ставить их самим себе. Если все же придется ставить самому себе, то необходимо удалить весь воздух из шприца, даже если придется пожертвовать некоторым количеством лекарства. Но лучше найти человека, который сможет проставить весь курс уколов.

Также не лишним будет понаблюдать за действиями медсестры. Особенно тогда, когда она будет выкачивать воздух из шприца. Если кажется, что медсестра не до конца вывела воздух, то необходимо сообщить ей об этом. Сделать это нужно деликатно, но, ни в коем случае, не молчать, так как от этого зависит дальнейшее самочувствие человека.

3. Техника подсчёта частоты дыхания у детей разного возраста

Оснащение:Секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить информированное согласие.

2. Провести санитарную обработку рук. осушить.

3. Раздеть ребёнка до пояса.

Выполнение манипуляции:

1. Отвлечь ребёнка.

2. Положить руку исследователя на живот или грудную клетку ребёнка (в зависимости от возраста).

3. Считать количество экскурсий живота или грудной клетки во время вдоха в течение 1 минуты.

4. Оценить частоту дыхания у ребенка.

5. Одеть ребёнка.

Завершение манипуляции:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурный лист.

Примечание:у новорождённых и грудных детей ЧДД подсчитывают с помощью стетоскоп, раструб которого держат около носа ребёнка.

4. Техника подсчёта частоты пульса у детей разного возраста

Оснащение:Секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме или ребёнку ход предстоящей манипуляции.

2. Получить согласие мамы или пациента.

3. Провести санитарную обработку рук.

|4. Придать положение пациенту «сидя» или «лёжа».

Читайте также:  Причины хрипов в лёгких: проявления, симптоматика, лечение

Выполнение манипуляции:

1. Положить 11, III, IV пальцы на область лучевой артерии, 1 палец должен находиться со стороны тыла кисти.

2. Прижать слегка артерию и почувствовать пульсацию артерии.

3. Взять часы или секундомер.

4. Подсчитать количество сокращений за 1 минуту в покое.

Завершение манипуляции:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурный лист.

1. У детей до 1 года пульс определяют на височной, сонной артерии, у детей старше 2-х лет – на лучевой.

2. Кисть и предплечье при подсчёте пульса не должны быть «на весу».

5. Техника постановки горчичников детям

Обязательные условия:Горчичники ставить при Т тела не более 38°С и на неповреждённую кожу.

Оснащение:Горчичники, лоток с водой Т 40-45°С. широкий бинт. подсолнечное масло, полотенце, одеяло.

Подготовка к манипуляции:

1. Сообщить маме о ходе манипуляции, получить информированное согласие.

2. Проверить пригодность горчичников (горчичники должны иметь резкий специфический запах и не должна осыпаться).

3. Провести обработку рук.

4. Раздеть ребёнка по пояс, уложить ребёнка в кроватку, осмотреть кожные покровы.

Выполнение манипуляции:

1. Смочить широкий бинт, сложенный в 1-2 слоя, в тёплом подсолнечном масле (Т 37-38°С) отжать и приложить к телу ребёнка, не захватывая область сердца и позвоночника.

2. Поверх бинта положить горчичник, смоченный в воде (Т 40-45°С).

3. Укрыть ребёнка пелёнкой и одеялом.

4. Зафиксировать время и следить за состоянием кожи. Держать горчичники до появления стойкой гиперемии (5-10 минут).

5. Снять горчичники, протереть кожу пелёнкой насухо.

6. Укрыть ребёнка тёплым одеялом.

Завершение манипуляции:

1. Тепло укрыть ребёнка и уложить в постель.

2. Вымыть, осушить руки.

6. Техника соскоба на энтеробиоз

Примечание:процедура проводиться утром, ребёнка не подмывать.

Оснащение:Глицерин 50 % раствор или изотонический раствор хлорида натрия,деревянная палочка с ватным тампоном на конце, чистая сухая пробирка, I пара стерильных перчаток, контейнер для отходов класса «В», бланк – направление.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить информированное согласие.

2. Выписать направление на исследование.

3. Провести гигиеническую обработку рук.

4. Надеть перчатки.

5. Палочку с ватой смочить в глицерине или изотоническом растворе натрия хлорида.

Выполнение манипуляции:

1. Уложить ребёнка на бок или маме на колени.

2. Раздвинуть ягодицы пациента 1 и 2 пальцами левой руки и произвести соскоб с поверхности прианальных складок деревянной палочкой с ватным тампоном на конце.

3. Поместить палочку в пробирку.

Завершение манипуляции:

1. Снять перчатки, положить в контейнер для отходов класса В

2. Вымыть и осушить руки.

3. Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН 2.1.3. 2630 -10«Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно

4. Доставить материал в клиническую лабораторию с сопроводительной документацией.

ТЕХНИКА ПОДСЧЁТА ЧАСТОТЫ ПУЛЬСА У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Оснащение: Секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме или ребёнку ход предстоящей манипуляции.

2. Получить согласие мамы или пациента.

3. Провести санитарную обработку рук.

4. Придать положение пациенту «сидя» или «лёжа».

Выполнение манипуляции:

1. Положить 11, III, IV пальцы на область лучевой артерии, 1 палец должен находиться со стороны тыла кисти.

2. Прижать слегка артерию и почувствовать пульсацию артерии.

3. Взять часы или секундомер.

4. Подсчитать количество сокращений за 1 минуту в покое.

Завершение манипуляции:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурный лист.

Примечание:

1. У детей до 1 года пульс определяют на височной, сонной артерии, у детей старше 2-х лет – на лучевой.

2. Кисть и предплечье при подсчёте пульса не должны быть «на весу».

ТЕХНИКА ТУАЛЕТА ГЛАЗ И ЗАКАПЫВАНИЯ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА ДЕТЯМ

Оснащение: Стерильный лоток, стерильная пипетка (2 шт.), кипяченая вода, капли в глаза, стерильные ватные шарики, 1 пара стерильных перчаток, лоток для отработанного материала, лоток для использованного инструментария, контейнеры для отходов класса В.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить информированное согласие, сообщить информацию о лекарственном средстве. Сравнить этикетку на флаконе с названием лекарственного вещества, назначенного ребёнку.

2. Провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки.

3. Ребёнка успокоить, усадить со слегка запрокинутой головой или уложить.

Выполнение манипуляции:

1. Провести туалет глаз ватными шариками, смоченными в кипяченой воде, от наружного угла глаза к внутреннему; для каждого глаза использовать отдельный ватный шарик. Просушить глаза сухими ватными шариками

2. Лекарство набрать в пипетку.

3. Новорождённому или грудному ребёнку развести верхнее и нижнее веко двумя пальцами; ребёнка старшего возраста просят посмотреть вверх; стерильным ватным шариком, зажатым пальцем левой руки, оттянуть нижнее веко вниз.

4. Закапать в конъюнктивальный мешок 1-2 капли в оба глаза последовательно.

5. Промокательными движениями при помощи ватных шариков убрать излишки лекарства.

Завершение манипуляции:

1. Подвергнуть изделия медицинского назначения многоразового использования обработке в соответствии с отраслевым стандартом, нормативными документами по дезинфекции и предстерилизационной очистке.

2 Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН 2.1.7.728 – 99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно – профилактических учреждений».

3. Снять перчатки, поместить в контейнер для отходов класса В.

4. Вымыть и осушить руки.

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ПРОБЫ МАНТУ, ОЦЕНКА

Оснащение: Шприц одноразовый туберкулиновый (1 мл.), 70% этиловый спирт, ампула с туберкулином, прозрачная линейка, стерильные ватные шарики, стерильные перчатки, маска, история развития ребенка (ф.112), журнал учета, пробы Манту, лоток с дезинфицирующим раствором для перчаток, лоток для использованного инструментария, контейнер для отходов класса «В», мензурка.

Подготовка к манипуляции:

1. Перед постановкой пробы проверить в ф.112 запись о том, что ребёнок здоров и ему показано проведение профилактических прививок.

2. Провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки, маску.

3. О6ъяснить маме или ребёнку ход манипуляции, получить информированное согласие.

4. Ребёнка успокоить или усадить с помощью помощника (зафиксировать ноги и одну руку пациента).

5. На свободной руке обнажить предплечье пациенту.

Выполнение манипуляции:

1. Осмотреть соответствие надписи на коробке и ампуле, проверить срок годности туберкулина. Осмотреть ампулу на предмет целостности и годности.

2. Ватным шариком, смоченным спиртом, обработать шейку ампулы двукратно, надпилить и вскрыть её.

3. Набрать из ампулы в шприц 0.2 мл. туберкулина, вытеснить воздух. 0,1 мл. оставить в шприце.

4. Накрыть ампулу с оставшимся туберкулином стерильной салфеткой и поставить в мензурку.

5. Обработать место инъекции 2-мя ватными шариками, смоченными спиртом.

6. Просушить кожу.

7. Ввести туберкулин строго внутрикожно в среднюю треть предплечья.

8. На месте инъекции образуется папула в виде «лимонной» корочки.

9. Извлечь иглу, не обрабатывая спиртом место инъекции.

10. Спросить о самочувствии пациента или убедиться, что пациент не испытывает неудобств.

Завершение манипуляции:

1. Предупредить маму о необходимости контроля результата пробы через 72 часа.

2 Подвергнуть изделия медицинского назначения одноразового использования обработке в соответствии с отраслевым стандартом и нормативными документами по дезинфекции.

3 Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН.2.1.7.728 – 99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно – профилактических учреждений».

4. Снять перчатки, поместить в контейнер для отходов класса В.

5. Вымыть и осушить руки.

6. Заполнить медицинскую документацию.

Оценка пробы Манту

1. Наложить линейку перпендикулярно продольной оси предплечья и измерить границы папулы.

2. Если на месте инъекции отсутствует папула или диаметр папулы 1-2 мм – реакция отрицательная.

3. Папула от 2 до 4 мм. или гиперемия любого диаметра – реакция сомнительная.

4. Папула 5 мм. и более – реакция Манту положительная.

5. Папула 17 мм.и более – реакция гиперергическая.

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА НА УХО РЕБЁНКУ

Оснащение: 40% спирт (разбавленного водой 1:1) или камфорное масло,

марлевая салфетка из 6-8 слоев, вощеная бумага, вата, бинт, ножницы.

Стандарт «Подсчет частоты сердечных сокращений (пульса) у детей раннего возраста»

Приготовьте: часы с секундомером, температурный лист, ручка

Алгоритм действия

1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры

2. Вымойте пуки, осушите, согрейте.

3.Ребенка удобно усадите или уложите. Расположите предплечье и кисть на столе

4.Слегка прижмите 2,3,4 пальцами на лучевую артерию, ( 1палец находится со стороны тыла кисти) и почувствуйте пульсацию артерии.

– у новорожденных пульс определяется на плечевой артерии

– у детей до 2х лет на височной артерии;

– у детей старше 2 лет на лучевой артерии.

5.Подсчитайте пульс строго в течение 1 минуты (у детей пульс ритмичный)

6.Запишите результаты в температурный лист.

7.Вымойте руки, осушите.

Примечание: подсчет пульса у ребенка производите во время покоя в течение 1 минуты. Пульс учащается во время плача и при повышении температуры тела.

– у новорожденного – 120-140 в мин

– у детей грудного возраста – 110-120 в мин

– у детей 2-4 года – 100-105 в мин -у детей 11-14 лет-80-85 в мин

Стандарт « Промывание желудка новорожденным и детям раннего возраста»

Цель: лечебная (удаление из желудка токсического вещества)

Показания: отравление ребенка

Приготовьте: стерильные: желудочные зонды №№ 6,8,10 (тонкий желудочный зонд), пинцет, салфетки, лотки, емкость для промывных вод, 20,0 шприц или шприц Жане, перчатки; фартук, клеенку, пеленки, емкость с кипяченной водой 20-22°С, таз для промывных вод, емкости с дезраствором, ветошь,

Алгоритм действия:

1.Объясните матери цель и ход проведения процедуры.

2.Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, оденьте перчатки и фартук.

3.Обработайте поверхность пеленального стола ветошью, смоченной дезраствором, постелите клеенку, пеленку.

4.Достаньте пинцетом зонд из упаковки в лоток, измерьте глубину введения зонда от мочки уха до кончика носа и до конца мечевидного отростка, поставьте метку лейкопластырем, закройте канюлю зонда.

5.Уложите детей первых месяцев жизни и детей в тяжелом состоянии на бок со слегка повернутым вниз лицом, наденьте фартук

6.Поставьте таз для промывных вод у ног ребенка.

7.Возьмите зонд на расстоянии 7-8см от слепого конца как писчее перо, смочите кончик зонда в воде и введите через носовой ход до метки (если во время введения зонда ребенок начал задыхаться, кашлять – немедленно извлеките зонд и повторите процедуру).

8.Наберите в шприц (шприц Жане) 20-80 мл кипяченной воды 120-22°С, присоедините к зонду, поднимите шприц вверх, медленно введите жидкость в желудок.

9.Опустите конец зонда со шприцом вниз, отсосите содержимое желудка, вылейте в таз для промывных вод.

10.Повторите промывание до чистых промывных вод.

Читайте также:  Что делать, если опухло глазное яблоко? Почему возникает хемоз конъюнктивы и как его лечить?

11.Отсоедините зонд от шприца, удалите через салфетку.

12. Передайте ребенка матери или положите в кроватку

13. Поместите в емкость с дезраствором пинцет, зонд.

14. Снимите фартук, перчатки, поместите их в КБУ.

15. Вымойте и осушите руки.

-объем раствора для одномоментного введения: новор.-1 мес – 5-8мл/кг; 2-6мес –

8-12мд/кг; 7-12мес – 15-20мл/кг; 1-6 лет – 16мл/кг.

-общее количество раствора для промывания желудка детям: до 1 года определяют по формуле lOOxn, где п число месяцев ребенку, старше года 1000мл*т, где m – число лет;

-во время промывания контролируйте общее состояние ребенка;

-детей старшего возраста можно усадитьна колени помощника так, чтобы он удерживал ноги ребенка своими скрещенными ногами, голову фиксирует одной рукой за лоб, другой обхватывает руки;

-при необходимости соберите содержимое желудка в стерильную емкость для промывных вод и отправьте в лабораторию в сопровождении направления;

Стандарт «Обработка полости рта при стоматите»

Приготовьте: 2% раствор натрия гидрокарбоната или 10-20% натрия тетрабората в глицерине, противогрибковые антибиотики, деревянные палочки с ватой, ватные шарики, марлевые салфетки, резиновый баллон или шприц, пинцет, лоток для стерильного материала, лоток для использованного материала, емкость, пеленку, фартук клеенчатый, емкое! 1 с дезинфицирующим раствором, резиновые перчатки, инструментальный столик.

Алгоритм действия

1.Объясните матери цель и ход проведения процедуры.

2.Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

3.Поставьте на инструментальный столик необходимое оснащение

4.Приготовьте лекарственный раствор для орошения: 1 чайную ложку соды на 200мл воды.

5.Орошение полости рта с помощью стерильной салфетки ими палочки с ватой:

-уложите ребенка на пеленальный стол, помощник фиксирует его положение;

-захватите зажимом стерильную салфетку, обернув ее вокруг зажима, смочите в растворе, вращая осторожно зажим легкими движениями, снимите налет;

6.Орошение полости рта резиновым баллоном (шприцем):

-уложите ребенка на колени помощника, фиксируйте левую руку на лоб, правой охватите руки, скрещенными ногами помощник удерживает ноги ребенка;

-грудь и шею ребенка закройте передником внизу, возле подбородка подставьте лоток;

-наберите в резиновый баллон (шприц), лекарственный раствор, откройте рот ребенку и введите баллон (шприц) в полость рта

-сожмите баллон, направив струю к твердому небу

– голову ребенка наклоняйте вначале на одну сторону, затем на другую;

7.Осушите лицо ребенка.

8.Использованные предметы сложите в емкость с дезинфицирующим раствором.

9.Обработайте рабочие поверхности дезинфицирующим раствором.

10.Снимите перчатки поместите в КБУ, вымойте руки, осушите.

Стандарт «Соскоб на энтеробиоз с перианальных складок»

Приготовьте: резиновые перчатки, стеклянную баночку с лопаточкой, смоченной в клеоле, стеклограф, бланк направления, емкость с дезинфицирующим раствором

Алгоритм действия

1.Объясните матери цель и ход проведения процедуры.

2.Маркируйте баночку стеклографом,

3.Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

4.Уложите ребенка на левый бок, верхнюю ногу согните в коленном суставе и отведите вверх (если ребенок грудной -уложите на спину и поднимите ноги вверх).

5.1 и 2 пальцами левой руки раздвиньте ягодицы.

6.Возьмите палочку и приложите несколько раз клейкой поверхностью к перианальным складкам и к анальному отверстию.

7.Вложите палочку в баночку.

8.Вымойте и обработайте антисептическим раствором руки в перчатках, снимите перчатки поместите в КБУ.

9.Вымойте руки и осушите.

10.Транспортируйте материал в лабораторию, сопровождайте направлением.

Примечание: перед исследованием – ребенка не подмывать!

Стандарт «Сбор мочи на общий анализ у детей до 1 года»

Показания: диспансерное наблюдение.

Приготовьте : чистая, сухая банка (200мл) с крышкой, резиновый круг, клеенку, пеленку, тарелку, лейкопластырь, направление-бланк,

Алгоритм действия

1.Объясните матери цель и ход проведения процедуры.

2.Выпишите направление в клиническую лабораторию.

3.Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

4.Постелите на кровать ребенка клеенку.

3. Надуйте наполовину резиновый круг- оберните его пеленкой.

6.Поставьте на клеенку тарелку, поверх тарелки резиновый круг, края пеленки не должны находиться в тарелке.

7.Подмойте тщательно девочку, обсушите, уложите на резиновый круг, фиксируйте вынужденное положение ребенка, накройте пеленкой

8.При затруднении выделения мочи для рефлекторной стимуляции откройте кран с водой или поглаживайте живот и т.д.

9.Слейте осторожно мочу в чистую, сухую банку.

10.Организуйте доставку мочи в лабораторию, прикрепив бланк-направление.

11.Снимите перчатки, вымойте руки, осушите.

Примечание: у мальчиков для сбора мочи используйте пробирку или резиновый напальчник или презерватив, предварительно промойте от талька и смазки.

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Нормальные показатели пульса у ребенка

Пульс – это колебательные движения стенок сосудов вследствие сокращения сердечной мышцы. Его очень легко измерить с целью получения ценной информации о состоянии здоровья.

ЧСС – один из важных объективных показателей работы сердечно-сосудистой системы. Пульс ребенка зависит от возраста, эмоционального состояния, условий окружающей среды.

Сердцебиение у детей может измеряться пальпаторно на проекции артерий, аускультативно непосредственно в области сердца, а также с помощью аппаратов (пульсометры, кардиографы).

Характеристики пульса в детском возрасте

Пульс – колебание стенок сосудов (артерий), распространяющееся от аорты в ответ на изменение внутри нее количества крови и давления на протяжении сердечного цикла. Эти толчки синхронны с систолой желудочков и в норме равны ЧСС. Основной метод определения частоты и ритмичности пульса – пальпаторное исследование больших артерий (лучевых, сонных, бедренных, подколенных).

Показатели пульса напрямую зависят от работы сердца, которое в детском возрасте отличается от взрослого анатомо-физиологическими особенностями.

Орган новорожденного имеет большую массу относительно тела. При этом размер желудочков меньше предсердий. Вследствие этого при каждом их сокращении в аорту выбрасывается малое количество крови. Потому для обеспечения необходимого кровотока сердце вынуждено работать быстрей.

В первые три года жизни масса миокарда возрастает в 3 раза, а к 15 годам – в 10. У мальчиков его размеры больше чем у девочек. При этом разные отделы сердца растут неравномерно:

  • до 2 лет – преимущественно предсердия;
  • 2-10 лет – все отделы;
  • с 11 лет – в основном желудочки.

У детей исследование пульса оптимально проводить во время сна или покоя, поскольку ЧСС в этом возрасте отличается высокой лабильностью и может сильно ускорятся от волнения, минимальных физических нагрузок, движений, после пробуждения, при повышенной температуре вследствие болезни.

Техника пальпации пульса на лучевой артерии:

  1. ЧСС определяют на обеих руках одновременно.
  2. Руки пациента обхватить в области лучезапястного сустава так, чтоб указательный, средний и безымянный пальцы оказались на лучевой артерии.
  3. Ребенок должен быть спокойным, расслабленным, руки расположены на уровне сердца без напряжения.
  4. Кончиками трех пальцев мягко прижать артерию к лучевой кости и провести оценку основных параметров.

Характеристики определяемого пульса:

  1. Синхронность на обеих руках (если показатели одинаковые, дальнейшее исследование проводят на одной руке);
  2. Частота (не менее чем за минуту из-за высокой вариабельности ритма). До двух лет ЧСС определяют только при аускультации сердца.
  3. Ритмичность. У здоровых детей раннего возраста наблюдают физиологическую аритмию, связанную с дыханием (при его задержке ритм восстанавливается).
  4. Напряжение, наполненность. Эти показатели указывают на изменения артериального давления, клапанного аппарата сердца, силы его сокращений, объема циркулирующей крови.

Важно при исследовании пульса параллельно измерить ЧСС аускультацией (по сердцу).

Для недоношенных детей вследствие очень сильной симпатикотонии характерна высокая лабильность пульса (от 120 до 200 уд./мин.). Сердцу требуется более длительная адаптация, во время которой:

  • улучшается сократительная способность миокарда;
  • снижаются энергетические затраты;
  • повышается уровень артериального давления;
  • закрываются пути эмбрионального кровотока (артериальный проток и овальное окно);
  • снижается сопротивляемость кровотока в периферических сосудах.

Таблица норм по возрастам

Таблица норм пульса у детей от 0 до 18 лет:

ВозрастМинимальный ЧССМаксимальныйСреднее значение
0-2 месяца120180140-160
3-5 месяцев115170135
6-12 месяцев105170125
1-2 года90160120
2-3 года85150115
3-4 года80130100
4-5 лет8012095
5-6 лет7511590
6-7 лет7011590
7-8 лет7011585
8-9 лет6511585
9-10 лет6511080
10-11 лет6011080
11-12 лет6011080
12-13 лет6010580
13-14 лет6010580
14-15 лет6010080
15-16 лет6010075
16-18 лет559570

Доктор, лечащий детей, на рабочем столе имеет перцентильную таблицу норм пульса по возрастам и при необходимости сверяет показания с полученными во время осмотра.

Для нарушения сердечного ритма в детском возрасте характерны:

  • превалирование функциональных аритмий (без органического повреждения миокарда);
  • связь нарушений ритма с врожденными пороками сердца;
  • нарушения образования импульса;
  • пароксизмальные приступы;
  • быстроразвивающиеся декомпенсация сердечной деятельности и недостаточность кровообращения.

0-5 лет

Первые месяцы после рождения ЧСС младенца такая же, как в утробе. Высокая частота пульса обусловлена преимущественно симпатической иннервацией сердца.

Для годовалого ребенка характерна синусовая аритмия (ускорение пульса на вдохе и замедление на выдохе). Это результат усиления тонуса блуждающего нерва и интенсивности кровоснабжения миокарда в определенные фазы дыхания.

В связи с высокой частотой сердечных сокращений для новорожденных и детей раннего возраста характерно укорочение рабочего цикла (всех изменений в миокарде на протяжении одной систолы и диастолы). У малышей он уменьшается за счет фазы расслабления желудочков. Вследствие этого полости не успевают наполняться большим количеством крови. Поэтому за счет тахикардии организм новорожденного обеспечивается в полной мере кислородом и питательными веществами.

В раннем детском возрасте наиболее распространены:

  1. Суправентрикулярная гетеротопная тахикардия. Это предсердный ритм высокой частоты, возникающий из-за аномального возбуждения миокарда. У 30-50% детей к 1,5 годам наступает спонтанное выздоровление, обусловленное дозреванием структур проводящей системы сердца.
  2. Идиовентрикулярный ритм. Наблюдают у детей с врожденными пороками сердца и повреждением миокарда.
  3. Мерцание предсердий.
  4. Атриовентрикулярные блокады II-III степени.
  5. Желудочковые аритмии.

5-10 лет

В этом возрасте сердце продолжает интенсивно набирать массу, увеличивается вместимость желудочков, что обеспечивает большую фракцию выброса. Созревает регуляция ритма блуждающим нервом. Вследствие этого ЧСС постепенно замедляется при сохранении необходимого минутного объема крови. И норма пульса у ребенка 5 лет уже колеблется от 80 до 115 уд./мин.

Нарушения ритма чаще всего связаны с патологией автоматизма синоатриального узла, превалированием эктопических центров возбуждения, неполными блокадами проводимости.

У детей этого возраста распространены:

  1. Суправентрикулярная тахикардия (ближе к шести годам).
  2. Синдром слабости синусового узла.
  3. Непароксизмальные тахикардии.
  4. Атриовентрикулярные блокады I-II степени.
  5. Экстрасистолические аритмии.

10-18 лет

Со взрослением норма ЧСС у детей снижается. В подростковом периоде гормональная перестройка, обусловленная половым созреванием и ростовыми скачками, и дисбаланс между отделами вегетативной нервной системы становятся причиной функциональных нарушений ритма. Это транзиторные состояния, для которых характерно отсутствие органической патологии проводящих путей в сердце.

Основные расстройства пульса в этом возрасте:

  1. Синусовая тахи-, брадикардия.
  2. Пароксизмальная суправентрикулярная тахикардия.
  3. Экстрасистолия.
  4. Ускоренный эктопический ритм.
  5. Трепетание предсердий.

Когда обращаться за медицинской помощью – тревожные симптомы

Хоть большинство нарушений ритма в детском возрасте неопасны, существует риск внезапных пароксизмов с быстрым развитием сердечной недостаточности, которые создают реальную угрозу для жизни ребенка и требуют немедленного проведения комплекса неотложных мер.

Нарушения со стороны пульса говорят о различных заболеваниях:

  1. Врожденные пороки сердца.
  2. Миокардит.
  3. Кардиомиопатия.
  4. Артериальная гипертензия.
  5. Ревматизм.
  6. Вегетативные дисфункции.
  7. Интоксикации.
  8. Опухоли сердца.
  9. Внутричерепная гипертензия.
  10. Эндокринные заболевания (тиреотоксикоз, гипотиреоз).
  11. Анемия.
  12. Лихорадка.
  13. Генетические патологии.

Диапазон симптоматических проявления аритмий невероятно широк – от бессимптомных нарушений до клинической смерти.

Дети первых двух лет жизни не могут объяснить, что именно их беспокоит. Поэтому основные признаки нарушения ЧСС, которые подает младенец:

  • беспокойство, плач;
  • вялость, сонливость;
  • одышка, влажный кашель (в тяжелых случаях с пенистой мокротой);
  • потеря сознания;
  • побледнение кожи, иногда с цианотическим оттенком;
  • потливость;
  • учащенное мочеиспускание.

Если родитель положит руку на область сердца грудничку, то ощутит быструю, чересчур медленную и неравномерную пульсацию.

У детей постарше из симптомов присутствуют:

  • сердцебиение;
  • ощущение перебоев, замирания в работе сердца;
  • одышка;
  • нарушение сознания;
  • страх, испуг, депрессивные состояния;
  • повышенная утомляемость;
  • головные боли, вертиго;
  • кардиалгии.

Нормы пульса у каждого ребенка – относительны. Для этого возраста характерны функциональные отклонения от заданных. Синусовая брадикардия (урежение ЧСС на 15% сравнительно с нормой) развивается у здоровых детей при конституциональной ваготонии или спортсменов.

Часто нарушения ритма на обычном приеме у педиатра не выявляют. Поэтому для определения адаптации сердечно-сосудистой системы к возрастным нормативам в школе или спортивных кружках доктор проводит специальные нагрузочные пробы. Суть заключается в сравнении пульса в состоянии покоя и сразу после дозированной физической нагрузки (приседаний, наклонов, велотренажера), через одну и пять минут. Полученные результаты подставляют в формулу: итоговый коэффициент соответствует группе занятий физкультурой.

Все дети со стойкой аритмией освобождены от занятий физкультурой и участия в спортивных состязаниях. Ребенку с эпизодическими нарушениями показана подготовительная группа на протяжении года, далее – основная.

Выводы

Часто родители обеспокоены быстрым сердцебиением у младенца, принимая это за патологию. Педиатр разъяснит, какой пульс должен быть у ребенка в зависимости от возраста, и вовремя заметит отклонения.

Для детей с аритмиями разработана программа диспансерного наблюдения и реабилитации для предупреждения пароксизмов, снижения тяжести приступов. Она предусматривает специальный режим дня и учебы, благоприятный психологический микроклимат в семье, рациональное питание, дозированные физические нагрузки.

Для подготовки материала использовались следующие источники информации.

Статьи

Частота сердечных сокращений (ЧСС) у детей: когда стоит волноваться?

“Только сердце больного человека бьется как часы” Джеймс Маккензи, 2010г.

“При помощи пульса можно узнать существование в организме болезни и предвидеть грядущие”. Герофил Халкедонский, ок. 335 до н.э.

По моему мнению, каждый родитель должен уметь подсчитывать пульс (количество ударов сердца в 1 минуту). Это можно проводить, прижимая крупные сосуды обычно указательным, средним, иногда и безымянным пальцами. Пульс можно исследовать на плечевой, бедренной, подколенной области, на тыле стопы, на висках.
Но удобнее всего на лучевой артерии – на латеральной стороне запястья.

В экстренных ситуациях чаще используют исследование каротидного пульса: на сонной артерии, расположенной в области шеи, ниже подъязычной кости и кнаружи от щитовидного хряща (см.картинку).

При данном методе измерения следует мягко пальпировать артерию, при этом обследуемый должен сидеть или лежать. Чрезмерное сдавление сонных артерий может привести к обмороку или ишемии мозга. Нельзя пальпировать обе сонные артерии одновременно!
Можно научиться считать ЧСС и через фонендоскоп, но в этом случае Вам, скорее всего, понадобится консультация специалиста, так как выслушиваются два тона и надо различать, какой из них первый, по которому собственно ЧСС и считается. Подсчитывается количество колебаний сосудов за 15 секунд и умножается на 4 или за 10 секунд и умножается на 6.
Итак, будем исходить из того, что Вы уже умеете считать пульс у своего малыша.

Учащение ЧСС (тахикардия).

В связи с эластичностью грудной клетки, тонким подкожно-жировым слоем у ребенка, даже при небольшом учащении пульса, можно увидеть вибрацию передней грудной стенки, синхронную с сокращением сердца, что порой пугает родителей. Растущему организму необходим интенсивный обмен веществ, высокая потребность в кислороде. Поэтому, чем младше ребенок, тем ЧСС у него выше. Это знают все. Но где та граница, превышение которой уже нормой не является – это важный вопрос, вызывающий у многих родителей волнение.
Нормы ЧСС в покое и после нагрузки разные. Нагрузкой для грудного ребенка является кормление, плач, двигательная активность. Для более старших – ходьба, бег, сильные эмоции (как положительные, так и отрицательные).

Нормы ЧСС у детей в покое.

В таблице N1 представлено процентильное распределение ЧСС по возрастам – от 25‰ до 75‰ – это норма. От 75‰ до 98‰ – тахикардия, выше 98‰ – выраженная тахикардия, которая, как правило, всегда патологическая.

ЧСС после нагрузки определяется по формуле: (220-возраст) х 0,85.
Например, для 3-х летнего малыша это (220-3)х0,85 = 184 удара в минуту (для сравнения – в покое допускается до 137). Для самых дотошных родителей: если Вы посчитали и получили цифру, превышающую указанные нормы на 1-5 ударов, не стоит волноваться. Кроме того, Вы могли ошибиться, есть смысл измерить несколько раз. Все нормы – это усредненные величины и небольшое отклонение вполне допустимо. Кроме цифры, которую Вы получили при подсчете пульса, обязательно учитывается общее состояние ребенка: если он активный, веселый, с нормальным цветом кожных покровов, поводов для беспокойства, вероятнее всего, нет.
Кроме частоты пульса, многие родители обращают внимание на его ритмичность. Неритмичность пульса у ребенка, связанная с дыханием, является нормой. Если Вы можете попросить малыша задержать ненадолго дыхание, то пульс сразу становится ритмичнее.

NB! Если пульс значительно (на 10-20 и более ударов) превышает норму, если его неритмичность не связана с дыханием, ребенок бледный, вялый, носогубный треугольник серый, одышка – это повод обратиться к врачу.
Регистрация патологически учащенного пульса не обязательно связана с проблемами сердечно-сосудистой системы, но и патологией других внутренних органов, особенно ЖКТ и эндокринной системы. В рутинной практике, чаще всего, это дебют какого-то острого инфекционного заболевания, которое еще не проявило себя.

Урежение ЧСС (брадикардия). Как практикующий педиатр и кардиолог могу сказать, что на протяжении последних 10 лет число детей с пульсом реже средних показателей значительно увеличилось. Доказательной базы этого явления в доступной мне медицинской литературе нет, поэтому могу только предположить, что это может быть результатом повальной гиподинамии, увлечении гаджетами, о чем мы поговорим в отдельной беседе.
Если выявлен редкий пульс, это повод обратиться к детскому кардиологу. Но не удивляйтесь, если врач вместо ожидаемого Вами лечения посоветует больше двигаться, пребывать на открытом воздухе и контролировать данную ситуацию.? Иногда назначаются препараты, но их эффективность не доказана. Учитывая, что с возрастом пульс физиологически должен становиться реже, то у ребенка с брадикардией возможно его патологическое урежение, которое нельзя упустить.

Детей с редким пульсом часто беспокоят головные боли, головокружение, повышенная утомляемость, плохая переносимость физической нагрузки. Границы умеренной и выраженной брадикардии представлены в таблице N2.

NB! : Обморок (синкопе) или предобморок (пресинкопе) – это повод к немедленному обращению за медицинской помощью. Большинство таких ситуаций, особенно в подростковом возрасте не опасны, но есть ряд патологических состояний, которые нуждаются в немедленном лечении.

Таблица N2. Интерпретация изменения ЧСС (уд/мин) у детей 5-18 лет (протокол ЦСССА ФМБА России)

Несколько слов о современных возможностях инструментальной регистрации пульса:
1. Стандартная ЭКГ, известная всем, ограничена 30-40 секундами регистрации, но в связи с простотой и доступностью незаменима в данном вопросе.
2. Суточное (Холтеровское) мониторирование (ХМ) ЭКГ дает информацию о каждом биении сердца в течение суток, его изменчивости в период сна и бодрствования, нагрузки и покоя. Одновременно ведется дневник наблюдения и, если он достаточно информативен, можно доказать или отвергнуть связь жалоб с изменениями на ЭКГ. Это «золотой стандарт» диагностики нарушений ритма сердца и проводимости в любом возрасте, начиная с рождения. Очень важно знать, что нормы, определяемые в покое, значительно отличаются от норм для суточного мониторирования, так как за сутки допускается больший диапазон изменений. Их приводить не буду, так как они – удел специалистов.
3. Наружные мониторы, так называемые Event recorder (регистраторы событий) – могут быть прикреплены к иповерхности тела от 7 до 28 дней, при этом для регистрации ЭКГ необходимо нажимать на кнопку, когда есть симптомы.
4. Ривил (Reveal) – имплантируемый под кожу прибор, напоминающий флешку – используются, если есть угрожающие симптомы, но на ХМ ЭКГ ничего не удается зарегистрировать. Такой прибор может находится под кожей до двух лет.

При регистрации редкого пульса на ЭКГ бывает полезным проведение пробы с физической нагрузкой, когда ЭКГ регистрируется в покое (лежа), после нагрузки 30 приседаний в течение 20 секунд) и через 3 минуты после нагрузки. Простая, но очень информативная проба: если пульс увеличивается адекватно нагрузке, своевременно восстанавливается и нет патологических изменений на ЭКГ, то поводов для беспокойства, как правило, нет. Тест с нагрузкой можно проводить и на специальных приборах – тредмил-тесте, велоэргометре и др..

Статью подготовил кардиолог медицинского центра “ТИГРЕНОК” Конопко Н.Н.

Ссылка на основную публикацию