Удивительные эксперименты для детей в домашних условиях

Опыты и эксперименты для проведения с детьми в домашних условиях

Бобылева татьяна Николаевна
Опыты и эксперименты для проведения с детьми в домашних условиях

Опыты и эксперименты для проведения с детьми в домашних условиях.

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Отличный инструмент для этого – опыты. Они будут интересны как дошкольникам, так и их родителям.

Правила безопасности при проведении домашних опытов!

1. Застилать рабочую поверхность бумагой или полиэтиленом.

2. В ходе опыта не наклоняться близко во избежание повреждения глаз и кожи.

3. При необходимости использовать перчатки.

Опыт №1. Танцы изюма и кукурузы

Понадобится: Изюм, зерна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка.

Ход опыта: В бутылку наливается газировка. Сначала опускается изюм, затем зерна кукурузы.

Результат: Изюм двигается вверх и вниз вместе с пузырьками газированной воды. Но достигнув поверхности, пузырьки лопаются и зерна падают на дно.

Поговорим? Можно побеседовать о том, что такое пузырьки и почему они идет вверх. Обратить внимание, что пузырьки маленькие по размеру, а могут увлечь за собой изюм и кукурузу, которая в несколько раз больше.

Опыт №2. Мягкое стекло

Понадобится: стеклянный стержень, газовая горелка

Ход опыта: стержень нагревается посередине. Затем разрывается на две половинки. Половинка стержня нагревается горелкой в двух местах, аккуратно сгибается в форме треугольника. Вторая половинка тоже нагревается, сгибается одна треть, затем на нее одевается уже готовый треугольник и половинка сгибается уже полностью.

Результат: стеклянный стержень превратился в два треугольника, сцепленные друг с другом.

Поговорим? В результате теплового воздействия твердое стекло становится пластичным, вязким. И из него можно изготавливать разные фигуры. Что заставляет стекло становится мягким? Почему после остывания стекло больше не гнется?

Опыт №3. Вода поднимается по салфетке

Понадобится: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры

Ход опыта: стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек.

Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде.

Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками.

Поговорим? Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх.

Опыт №4. Радуга из воды

Понадобится: емкость, наполненная водой (ванна, тазик, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу.

Результат: на бумаге будет видна радуга.

Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?

Опыт №5. Сладкий и цветной

Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка.

Ход опыта: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно.

Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя.

Поговорим? Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.

Опыт №6. Фигурки из желатина

Понадобится: стакан, промокашка, 10 граммов желатина, вода, формочки животных, полиэтиленовый пакет.

Ход опыта: в 1/4 стакана воды высыпать желатин и дать набухнуть. Нагреть его на водяной бане и растворить (примерно 50 градусов). Вылить получившийся раствор на пакет ровным тонким слоем и высушить. Затем вырезать фигурки животных. Положить на промокашку или салфетку и подышать на фигурки.

Результат: Фигурки начнут изгибаться.

Поговорим? Дыхание увлажняет желатин с одной стороны, и из-за этого он начинает увеличиваться в объеме и гнуться.Как вариант: взять 4-5 граммов желатина, дать набухнуть и затем растворить, затем вылить на стекло и убрать в морозильную камеру или вынести на балкон зимой. Через несколько дней достаньте стекло, снимите оттаявший желатин. На нем будет четкий рисунок кристаллов льда.

Опыт №7. Яйцо с прической

Понадобится: скорлупа от яйца с конусной частью, вата, фломастеры, вода, семена люцерны, пуста катушка от туалетной бумаги.

Ход опыта: скорлупа устанавливается в катушку таким образом, чтобы конусная часть располагалась вниз. Внутрь кладется вата, на которую насыпаются семена люцерны и обильно поливаются водой. Можно нарисовать на скорлупе глаза, нос и рот и поставить на солнечную сторону.

Результат: через 3 дня у человечка появятся «волоски».

Поговорим? Для прорастания травы не обязательна почва. Иногда достаточно даже воды, чтобы появились ростки.

Опыт №8. Рисует солнце

Понадобится: плоские мелкие предметы (можно вырезать фигурки из поролона, лист черной бумаги.

Ход опыта: на месте, где ярко светит солнце, положить черную бумагу. Трафареты, фигурки, детские формочки разложите на листах неплотно.

Результат: Когда солнце будет садиться, можно снять предметы и увидеть отпечатки солнышка.

Поговорим? Под воздействием солнечных лучей черный цвет блекнет. Почему на местах фигурок осталась бумага темной?

Опыт №10. Цвет в молоке

Понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта: в молоко насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги.

Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.

Поговорим? Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Опыт №10. Волны в бутылке

Понадобится: подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель.

Ход опыта: в бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается и кладется на бок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны.

Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море.

Поговорим? Плотность масла меньше, чем плотность воды. Поэтому оно находится на поверхности. Волны – это верхний слой воды, движущийся из-за направления ветра. Нижние слои воды остаются неподвижными.

Опыт №11. Цветные капли

Понадобится: емкость с водой, емкости для смешивания, клей БФ, зубочистки, акриловые краски.

Ход опыта: клей БФ выдавливается в емкости. В каждую емкость добавляется определенный краситель. А затем поочередно помещаются в воду.

Результат: Цветные капли притягиваются друг к другу, образуя многоцветные островки.

Поговорим? Жидкости, имеющие одинаковую плотность, притягиваются, а с разной плотностью отталкиваются.

Опыт №12. Рисуем магнитом

Понадобится: магниты разных форм, железные опилки, лист бумаги, стаканчик бумажный.

Ход опыта: опилки поместить в стаканчик. Магниты положить на стол и накрыть каждый листом бумаги. На бумагу насыпается тонкий слой опилок.

Результат: вокруг магнитов образуются линии и узоры.

Поговорим? У каждого магнита существует магнитное поле. Это пространство, в котором металлические предметы двигаются так, как диктует притяжение магнита. Возле круглого магнита образуется круг, так как его поле притяжения везде одинаково. А почему у прямоугольного магнита другой рисунок из опилок?

Опыт №13. Лава-лампа

Понадобится: Два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.

Ход опыта: стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина.

Результат: содержимое стаканов начнет шипеть, бурлить, поднимется пена.

Поговорим? Какую реакцию вызывает аспирин? Почему? Смешиваются ли слои сока и масла? Почему?

Опыт №14. Коробка катается

Понадобится: коробка из-под обуви, линейка, 10 круглых фломастеров, ножницы, линейка, воздушный шар.

Ход опыта: в меньше стороне коробки вырезается квадратное отверстие. Шар кладется в коробку так, чтобы его отверстие можно было немного вытащить из квадрата. Нужно надуть шар и зажать отверстие пальцами. Затем положить под коробку все фломастеры и отпустить шар.

Результат: Пока шар будет сдуваться, коробка будет ехать. Когда весь воздух выйдет, коробка проедет еще немного и остановится.

Поговорим? Предметы изменяют состояние покоя или, как в нашем случае, равномерного движения по прямой линии, если на них начинает действовать сила. А стремление к сохранению прежнего состояния, до воздействия силы – это инерция. Какую роль выполняет шарик? Какая сила мешает коробке двигаться дальше? (сила трения)

Опыт №15. Кривое зеркало

Понадобится: зеркало, карандаш, четыре книги, бумага.

Ход опыта: книги складываются в стопку, и к ним прислоняется зеркало. Под его край кладется бумага. Левая рука кладется перед листом бумаги. Подбородок кладется на руку, чтобы можно было смотреть только в зеркало, но не на лист. Глядя в зеркало, напишите на бумаге свое имя. А теперь посмотрите на бумагу.

Результат: почти все буквы перевернуты, кроме симметричных.

Поговорим? Зеркало изменяет изображение. Поэтому говорят «в зеркальном отражении». Так можно придумать свой, необычный шифр.

Опыт №16. Живое зеркало

Понадобится: прямой прозрачный стакан, небольшое зеркало, скотч

Ход опыта: стакан крепится к зеркалу скотчем. В него наливается вода до краев. Нужно приблизить лицо к стакану.

Результат: изображение уменьшается. Наклонив голову вправо, в зеркале можно увидеть, как она наклоняется влево.

Поговорим? Вода преломляет изображение, а зеркало немного искажает.

Опыт №17. Отпечаток пламени

Понадобится: жестяная банка, свеча, лист бумаги.

Ход опыта: банку необходимо плотно обмотать куском бумаги и держать в пламени свечи несколько секунд.

Результат: убрав лист бумаги, можно увидеть на нем отпечаток в виде пламени свечи.

Поговорим? Бумага плотно прижата к банке и не имеет доступа кислорода, значит, не горит.

Опыт №18. Серебристое яйцо

Понадобится: проволока, емкость с водой, спички, свеча, вареное яйцо.

Ход опыта: из проволоки создается подставка. Вареное яйцо очищается, насаживается на проволоку, под него ставится свеча. Яйцо равномерно переворачивается до тех пор, пока не закоптится. Затем оно снимается с проволоки и опускается в воду.

Результат: Через некоторое время верхний слой очищается, и яйцо становится серебристым.

Поговорим? Что изменило цвет яйца? Какое оно стало? Давай разрежем его и посмотрим, какое оно внутри.

Опыт №19. Спасительная ложка

Понадобится: Чайная ложка, стеклянная кружка с ручкой, бечевка.

Ход опыта: один конец бечевки привязывается к ложке, второй конец – к ручке кружки. Бечевка перекидывается через указательный палец так, чтобы с одной стороны была ложка, с другой кружка, и отпускается.

Результат: Стакан не упадет, ложка, поднявшись наверх, останется возле пальца.

Поговорим? Инерция чайной ложки спасает кружку от падения.

Опыт №20. Крашеные цветы

Понадобится: цветы с белыми лепестками, емкости для воды, ножик, вода, пищевые красители.

Ход опыта: емкости нужно наполнить водой и в каждую добавить определенный краситель. Один цветок нужно отложить в сторону, а остальным подрезать стебли острым ножом. Сделать это нужно в теплой воде, наискосок под углом 45 градусов, на 2 см. При перемещении цветов в емкости с красителями, нужно зажать срез пальцем, чтобы не образовались воздушные пробки. Поставив цветы в емкости с красителями, нужно взять отложенный цветов. Разрежьте его стебель вдоль на две части до центра. Одну часть стебля поместите в емкость красного цвета, а вторую – в емкость синего или зеленого.

Результат: вода поднимется по стеблям и окрасит лепестки в разные цвета. Произойдет это примерно через сутки.

Поговорим? Обследуйте каждую часть цветка, чтобы увидеть, как поднималась вода. Закрашены ли стебель и листья? Как долго сохранится цвет?

Ход опыта: емкости нужно наполнить водой и в каждую добавить определенный краситель. Один цветок нужно отложить в сторону, а остальным подрезать стебли острым ножом. Сделать это нужно в теплой воде, наискосок под углом 45 градусов, на 2 см. При перемещении цветов в емкости с красителями, нужно зажать срез пальцем, чтобы не образовались воздушные пробки. Поставив цветы в емкости с красителями, нужно взять отложенный цветов. Разрежьте его стебель вдоль на две части до центра. Одну часть стебля поместите в емкость красного цвета, а вторую – в емкость синего или зеленого.

Результат: вода поднимется по стеблям и окрасит лепестки в разные цвета. Произойдет это примерно через сутки.

Поговорим? Обследуйте каждую часть цветка, чтобы увидеть, как поднималась вода. Закрашены ли стебель и листья? Как долго сохранится цвет?

«Вести из домашней лаборатории» опыты, эксперименты, исследования по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Люди, научившиеся наблюдениям и опыту, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Календарное планирование по теме недели: «Опыты, эксперименты» Утро 1. Игра «Назови братца» Речевое развитие. -Закреплять знания о твёрдых и мягких согласных. 2. Д. игра «Четвёртый лишний» Познавательное.

Комплексно-тематическое планирование «Опыты и эксперименты» в средне-старшей группе Дата: с 11. 02. по 15. 02. Тема: Опыты и эксперименты. Задачи: учить детей организовывать собственную деятельность экспериментирования.

Консультация для воспитателей «Опыты в домашних условиях» Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию несколько незатейливых опытов, которые.

Летние опыты и эксперименты с песком Летние опыты и эксперименты с песком Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках мы организовывали различные опыты и эксперименты,.

Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования» Опыт №1. «Воздух, воздух, появись!» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. – Дети, вы слышали, что воздух носит шапку- невидимку.

Опыты и эксперименты с водой Хочу поделиться опытом экспериментальной деятельности. Вот уже третий год я вместе с детьми провожу занимательные опыты и эксперименты.

Опыты и эксперименты с воздухом Добрый день уважаемые коллеги! Хочу продолжить свой рассказ об экспериментальной деятельности в нашей группе. Сегодня я хочу рассказать.

Проект «Приготовление шоколада в домашних условиях» Проект «Приготовление шоколада в домашних условиях» Цель проекта: Приготовить шоколад в домашних условиях. Задачи: 1. Изучить некоторые.

Сидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком дома, самое время для совместного экспериментирования.

15 поразительных развивающих опытов для детей

Дети всегда открыты чему-то новому, необычному, интересному! Теперь стать исследователем можно, не выходя из дома, подготовив для опытов самые обычные подручные материалы!

Источник: Instagram @nikolya_show

Предлагаем вам 15 ярких опытов для деток, которые очень их удивят!

Хрупкие мыльные пузыри

Вам понадобится:

  • мыльные пузыри
  • мороз на улице

Все, что понадобится для опыта — выйти на улицу в морозную погоду с баночкой мыльных пузырей. Когда вы начнете выдувать пузырь, на его поверхности будут появляться маленькие кристаллики, а через несколько секунд он полностью замерзнет.

Если вы хотите провести такой опыт, когда погода не очень морозная, выдуйте мыльный пузырь и аккуратно стряхните на него с руки снежинку. Когда она соприкоснется с поверхностью, шар начнет кристаллизоваться и постепенно замерзать.

Смотрите красивое видео такого эксперимента в морозную погоду:


Источник: YouTube
Автор: Chris Ratzlaff

«Рыбалка»

Вам понадобится:

  • вода
  • кубики льда
  • ворсистая нить

Чтобы провести такой эксперимент, наберите в любую глубокую емкость воду, бросьте в нее заранее подготовленные кубики льда. Поверх емкости положите нитку так, чтобы она прикасалась хотя бы к одной льдинке. Затем насыпьте на лед немного соли и подождите 5 минут. Теперь, потянув нитку за другой край, можно вытащить лед из воды!

Секрет такого опята очень прост: от соли поверхность льдинки немного тает, а вода, которая образовалась, вскоре примораживает веревку к кубику.

Торнадо в бутылке

Вам понадобится:

  • вода
  • прозрачная стеклянная или пластиковая бутылочка/баночка
  • средство для мытья посуды
  • блестки
Читайте также:  Розовые выделения: в середине цикла, после месячных, светло розовые, причины, тянет низ живота

Источник: Instagram dipeshkova

Для такого «торнадо» нужно набрать в бутылку воды, но не до самого горлышка. Затем капните в бутылку немного средства для мытья посуды. Осталось просто закрыть бутылку, вращать ее против часовой стрелки и любоваться вихрем внутри нее.

Чтобы вихрь был зрелищней, добавьте в воду блестки и несколько капель пищевого красителя.

Как правильно раскрутить бутылку для «торнадо» смотрите в видео:

Источник: Instagram
Автор: @dipeshkova

Бумажная ракета

Вам понадобится:

  • пакетик чая
  • зажигалка
  • поднос или противень

Чтобы ребенок увидел, как «ракета» поднимается в воздух, нужно отрезать верхушку у самого обычного пакетика чая, высыпать оттуда заварку и выровнять. Теперь такой цилиндр из пакетика поставьте на металлический поднос и подожгите сверху. Из-за того, что масса целлюлозной бумаги очень маленькая, теплый воздух поднимет пакетик в воздух!

Как правильно исполнять такой опыт для детей смотрите в видео:


Источник: YouTube
Автор: Научное шоу профессора Николя

Извержение вулкана

Вам понадобится:

  • сода
  • красная или оранжевая краска
  • вода
  • моющее средство
  • уксус

Этот эксперимент в домашних условиях всегда был одним из самых любимых для детей! Чтобы создать «вулкан», соорудите из картона конус, склейте его скотчем и отрежьте острый его конец. На любую бутылку, которая у вас есть, оденьте конус и облепите его сверху коричневым или любым темным пластилином, имитируя вид горы.

Эту конструкцию лучше поставить на большую тарелку или противень, чтобы потом ничего не вылилось. Через горлышко в бутылку, что стоит внутри конуса, засыпьте соду, краску красного цвета, каплю средства для мытья посуды и долейте воду. Размешайте эту смесь внутри емкости, а потом попросите малыша долить туда немного уксуса.

Когда бурная химическая реакция начнется, вулкан будет «извергаться» красной «лавой» из пены!

Ледяные самоцветы

Вам понадобится:

  • формы для льда или небольшая посуда
  • поднос
  • соль
  • разноцветные краски или пищевые красители
  • пипетки (можно использовать чайную ложку)

Для выполнения такого красивого опыта с детьми, необходимо заранее наморозить льда в красивых формочках разных размеров. Для этого можно использовать посуду с рифлеными краями или силиконовые формы для выпекания.

Когда лед готов, приготовьте несколько мисочек и в каждой из них сделайте цветной солевой раствор, добавив в воду много соли и пищевой краситель. Разложите ваши ледяные глыбы на подносе, и с помощью пипетки наносите краску на их поверхность. Капая таким раствором на лед, соль его расплавит, оставив в нем дырочки, через которые просочится краска.

Если накапать на льдинки несколько цветов такого раствора, можно получить очень красочные узоры!

Бумажная крышка

Вам понадобится:

  • стакан
  • вода
  • лист бумаги

Это даже не опыт, а, скорее, занимательный эксперимент, который можно показать ребенку. Для этого всего лишь нужно вырезать квадрат из бумаги и накрыть им стакан с водой. Когда вы перевернете стакан вверх дном, бумага прилипнет к ободку и не отпадет!

С одной стороны на такую «крышку» будет давить вода, а с другой — воздух, давление которого намного больше давления жидкости.

Танцующие червячки

Вам понадобится:

  • кукурузный крахмал
  • вода
  • тонкая металлическая миска с широким дном (или тонкий противень)
  • музыкальная колонка
  • краска или пищевые красители

Для приготовления субстанции для этого детского опыта нужно смешать пару стаканов крахмала и один стакан воды. Затем вылейте жидкость в миску или на противень, капните туда немного разноцветной краски и поместите его сверху на колонку.

Чтобы насладиться вместе с малышом танцем разноцветных червячков, просто включите погромче музыку и прижмите миску руками к динамику. Цвета смешиваются и можно наблюдать красивое зрелище! Главное, будьте аккуратнее, чтобы краска не забрызгала все вокруг.

Как провести этот чудесный опыт для детей в домашних условиях, смотрите в видео:


Источник: YouTube
Автор: Mist8k

Самонадувающийся шарик

Вам понадобится:

  • воздушные шарики
  • пластиковая бутылка
  • бытовая воронка
  • уксус
  • пищевая сода

Чтобы показать ребенку этот забавный эксперимент, заполните бутылку уксусом на 1/3. Поставьте воронку и засыпьте в бутылку 3-4 ч. л пищевой соды. Теперь быстро натяните воздушный шарик на горлышко и наблюдайте, как он надувается без чьей-либо помощи!

После того, как шарик надуется, снимите его с бутылки, завяжите и потрите о синтетическую ткань. Благодаря этому шарик поднимется к потолку и будет держаться там несколько часов!

Смотрите подробное видео, как провести этот опыт с детьми в домашних условиях:


Источник: YouTube
Автор: fq-experimentos

Мягкое яйцо

Вам понадобится:

  • 2 куриных яйца
  • 2 стеклянных стакана или банки
  • вода
  • уксус

Необходимо взять 2 сырых яйца и положить из в разные жидкости: одно — в банку с водой, другое — в банку с уксусом. Для того, чтобы увидеть изменения, нужно подождать пол дня, когда скорлупа начнет размокать. А уже через неделю можете достать яйца и увидеть, что то, которое достали из уксуса, стало мягким и на нем нет скорлупы!

Многослойная жидкость

Вам понадобится:

  • фруктовый сок
  • растительное масло
  • спирт
  • высокая стеклянная ваза

Это опыт для детей будет не только познавательным с точки зрения азов химии, но и порадует глаз! Налейте на дно вазы сок, затем постепенно влейте растительное масло, по стенке вазы.

Добавьте в спирт краску или пищевой краситель любого цвета, чтобы было интересней, и налейте его поверх масла в вазу. Вы увидите, что жидкости не смешались и можно наблюдать красивую трехслойную палитру!

Некоторые секретики этого опыта для детей в домашних условиях смотрите в видео:


Источник: YouTube
Автор: Научное шоу профессора Николя

Зубная паста для слона

Вам понадобится:

  • пластиковая бутылка
  • поднос или стеклянная форма для запекания
  • сухие дрожжи
  • перекись водорода (6%)
  • пищевой краситель
  • средство для мытья посуды
  • вода

Предложите ребенку создать объемную зубную пасту для слона! Для этого в пустую пластиковую бутылку залейте 150 мл. перекиси, добавьте средства для мыться посуды и пищевой краситель.

В отдельной мисочке смешайте чайную ложку дрожжей и пару столовых ложек теплой воды. Вымешивайте смесь до однородной консистенции, затем влейте в бутылку. Из нее тут же начнет появляться пенистая субстанция, которая очень похожа на пасту из огромного тюбика.

Обязательно ставьте бутылку на поднос или в глубокую посуду, чтобы «зубная паста» не оказалась по всей квартире!

Дождь в кувшине

Вам понадобится:

  • стеклянный кувшин/банка
  • вода
  • пена для бритья
  • пипетка
  • жидкий пищевой краситель (можно заменить гуашью, разбавленной в воде)

Для этого очень красивого эксперимента налейте в кувшин воду, а сверху нанесите большой слой пены для бритья. Набирайте в пипетку немного пищевого красителя синего цвета и капайте сверху на пену. Наблюдайте: из белых «тучек» скоро пойдет дождь!

Как провести такой опыт для детей в домашних условиях смотрите в подробном видео:


Источник: YouTube
Автор:Polina Kids

Секретное послание

Вам понадобится:

  • лимон
  • ватные палочки
  • бутылка
  • блестки, бусины, конфетти

Предложите ребенку сделать волшебное секретное послание для друга или кому-то на подарок. Выдавите сок лимона в небольшую мисочку, пусть ребенок мокает в него ватную палочку и пишет ею на листе бумаги. Сок высохнет и на бумаге ничего не будет видно, но с помощью духовки или утюга ее можно будет проявить! Для этого достаточно прогладить лист или подержать в тепле некоторое время.

Показывая детям такой фокус, не позволяйте им самостоятельно пользоваться бытовой техникой! Также, лимонный сок можно заменить уксусом, и эффект будет такой же.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Наука дома: 10 увлекательных опытов из подручных средств

Представляем вашему вниманию 10 простых опытов, которые вы можете провести хоть сейчас. Для каждого варианта представлены подробные инструкции, а также же объяснение причин происходящего явления.

Эксперимент со статическим электричеством


Что вам понадобится:

Потрите 2 шарика о шерстяную ткань, затем попробуйте придвинуть шарики друг к другу: они притягиваются или отталкиваются?

Потрите один из шариков о ваши волосы, затем, медленно поднимая его, посмотрите в зеркало. Положите алюминиевую банку боком на стол, поднесите шарик к банке (после того как потерли его о свои волосы) и понаблюдайте, как он катится к ней, медленно отодвиньте шар от банки, и он потянется к ней.

Что происходит?

Трение воздушных шариков о шерстяную ткань или волосы создает статическое электричество. Когда вы трете воздушные шарики о свои волосы или ткань, они становятся отрицательно заряженными, забирая часть электронов из волос/ткани и оставляя их положительно заряженными.

Ваши положительно заряженные волосы притягиваются к отрицательно заряженному шару и начинают подниматься, когда вы поднимаете шар. Алюминиевая банка притягивается к отрицательно заряженному воздушному шару, когда область рядом с ним становится положительно заряженной.

В первом эксперименте оба шарика получили отрицательные заряды после втирания их в шерстяную ткань, из-за чего не притягивались друг к другу.

Музыкальный инструмент из стаканов с водой

Что вам понадобится:

Поставьте стаканы рядом друг с другом и наполните их разным количеством воды. В первом должно быть немного воды, а последний должен быть заполнен почти полностью.

Ударьте по стакану с наименьшим количеством воды и послушайте, какой звук он издаст, затем ударьте по стакану с наибольшим количеством воды. У какого стакана более “высокий” звук?

Ударьте по другим стаканам и посмотрите, какой звук они производят, посмотрите, сможете ли вы сыграть мелодию, ударяя по стаканам в определенном порядке.

Что происходит?

Каждый из стаканов будет иметь различный тон при ударе карандашом, стакан с наибольшим количеством воды будет иметь самый низкий тон, в то время как стакан с наименьшим количеством воды будет иметь самый высокий. Небольшие вибрации возникают при ударе по стеклу, что создает звуковые волны, которые проходят через воду. Чем больше воды, тем медленнее проходят вибрации и более низкий звук получается.

Хрустальная снежинка

Что вам понадобится:

Возьмите очистители для труб и разрежьте их на три части одинакового размера. Скрутите секции вместе в центре, чтобы у вас получилась форма, похожая на шестигранную звезду.

Возьмите верхнюю часть одного из очистителей и прикрепите к нему нитку. Привяжите противоположный конец к маленькой деревянной палочке или карандашу. Вы будете использовать это, чтобы повесить законченную снежинку.

Аккуратно наполните банку кипятком.

В каждую чашку воды добавьте три столовых ложки буры, добавляя одну столовую ложку за один раз. Перемешайте, пока смесь не растворится, но не беспокойтесь, если часть буры осядет у основания банки.

Добавьте немного синего пищевого красителя, если хотите придать снежинке приятный голубоватый оттенок.

Поместите снежинку в банку так, чтобы маленький деревянный стержень или карандаш лежал на краю банки, а снежинка свободно сидела в растворе буры.

Оставьте снежинку на ночь, а когда вы вернетесь утром, вы найдете снежинку, покрытую кристаллами!

Что происходит?

Кристаллы состоят из молекул, расположенных по повторяющейся схеме. Бура также известна как борат натрия, она обычно существует в форме белого порошка, состоящего из бесцветных кристаллов, которые легко растворяются в воде.

Когда вы добавляете буру в кипящую воду, вы можете растворить больше, чем могли бы, если бы добавляли ее в холодную, потому что молекулы теплой воды движутся быстрее и отдаляются друг от друга, предоставляя больше места для растворения кристаллов буры.

Когда раствор остывает, молекулы воды сближаются, и он не может удерживать столько же раствора буры. Кристаллы начинают образовываться друг на друге, и у вас получается готовая кристаллическая снежинка!

Невидимые чернила из лимонного сока

Что вам понадобится:

Выдавите немного лимонного сока в миску и добавьте несколько капель воды. Ложкой смешайте воду с лимонным соком.

Окуните ватную палочку в смесь и напишите ей текст на белой бумаге.

Подождите, пока сок высохнет, чтобы он стал полностью невидимым.

Когда вы будете готовы прочитать ваше секретное сообщение или показать его кому-то, нагрейте бумагу, поднеся ее близко к лампочке.

Что происходит?

Лимонный сок – это органическое вещество, которое окисляется и становится коричневым при нагревании. Разбавляя лимонный сок в воде очень трудно заметить, когда вы наносите на него бумагу, никто не будет знать о его присутствии, пока он не нагреется и не будет раскрыто секретное сообщение.

Радуга своими руками

Что вам понадобится:

Отнесите стакан воды и бумагу в комнату с солнечным светом. Держите стакан с водой (стараясь не пролить его) над бумагой и наблюдайте, как солнечный свет проходит через стакан, преломляя и образуя на листе бумаги радугу цветов.

Попробуйте держать стакан с водой на разной высоте и под разными углами, чтобы увидеть, не оказывает ли он другого эффекта.

Хотя вы обычно видите радугу как цветную дугу в небе, она также может появляться и в других ситуациях. Солнечный свет, проходя через воду, преломляется, разделяясь на красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, и фиолетовый цвета.

Торнадо в бутылке

Что вам понадобится:

Заполните пластиковую бутылку водой примерно на три четверти.

Добавьте в воду несколько капель жидкости для мытья посуды.

Насыпьте немного блесток. Так ваш вихрь будет легче увидеть, ну а еще это приведет в восторг дошкольников.

Плотно закройте крышкой.

Переверните бутылку вверх дном и держите ее за горлышко. Быстро вращайте бутылочку круговыми движениями в течение нескольких секунд, остановитесь и загляните внутрь, чтобы посмотреть, не видно ли в воде мини-торнадо.

Что происходит?

Вращая бутылку круговыми движениями, вы создаете водяной вихрь, похожий на мини-торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря из-за центростремительной силы (внутренняя сила, направляющая объект или жидкость, такую ​​как вода, к центру его кругового пути).

Как плавится шоколад?

Что вам понадобится:

Положите один кусочек шоколада на бумажную тарелку и оставьте его лежать в тени.

Запишите, сколько времени потребовалось для того, чтобы шоколад растаял. Если он не был достаточно горячим, чтобы расплавиться в принципе, запишите, насколько он был мягким через 10 минут.

Повторите процесс с кусочком шоколада, который вы положили на солнце. Запишите свои результаты таким же образом.

Сравните свои результаты: в каких условиях шоколад расплавился?

Что происходит?

При определенной температуре кусочки шоколада претерпевают физические изменения, переходя из твердого в жидкое состояние. В жаркий день солнечного света обычно достаточно, чтобы растопить шоколад, что вы, к сожалению, уже испытали. Вы также можете повернуть процесс вспять, положив растопленный шоколад в холодильник или морозильник, где он превратится из жидкости в твердое вещество.

Домашний лимонад

Что вам понадобится:

Выдавите как можно больше сока из лимона в стакан. Налейте воду к лимонному соку.

Добавьте чайную ложку пищевой соды. Добавьте немного сахара.

Что происходит?

Смесь, которую вы создали, должна получиться газированной ​​и иметь вкус лимонада. Пузырьки, которые образуются, когда вы добавляете пищевую соду в лимонную смесь, представляют собой углекислый газ (CO2), это те же пузыри, которые вы найдете в газированных напитках.

Парашют своими руками

Что вам понадобится:

Вырежьте большой квадрат из пластикового пакета или другого гибкого и легкого материала.

Обрежьте края так, чтобы образовать восьмиугольник.

Вырежьте небольшое отверстие у края каждой стороны.

Прикрепите 8 ниток одинаковой длины к каждому из отверстий.

Привяжите нитки к предмету, который вы используете в качестве груза.

Используйте стул или найдите высокое (и безопасное!) место, чтобы опустить ваш парашют и проверьте, насколько хорошо он работает. Помните: наша задача –чтобы он падал как можно медленнее.

Что происходит?

Ваш парашют будет медленно опускаться на землю, обеспечивая грузу комфортную посадку. Когда вы отпускаете парашют, вес предмета натягивает стропы и открывает большую площадь поверхности материала, которая использует сопротивление воздуха, чтобы замедлить падение. Чем больше площадь поверхности, тем больше сопротивление воздуха и тем медленнее будет падать парашют.

Сырое или вареное яйцо?

Что вам понадобится:

Два яйца: одно вкрутую и одно сырое. Убедитесь, что яйцо вкрутую находилось в холодильнике достаточно долго, чтобы температура была такой же, как у сырого яйца.

Вращайте яйца и наблюдайте за тем, что происходит: одно яйцо должно вращаться, а другое колебаться.

Вы также можете слегка дотронуться до каждого яйца, пока они вращаются: одно должно быстро остановиться, в то время как другое продолжит двигаться после того, как вы прикоснулись к нему.

Читайте также:  Стертая дизартрия: характеристика патологии, симптомы и причины

Что происходит?

Центр тяжести сырого яйца изменяется, когда белок и желток перемещаются внутри скорлупы, вызывая колебательное движение. Даже после прикосновения к оболочке она продолжает двигаться. Это происходит из-за инерции, того же типа силы, которую вы ощущаете, когда меняете направление или внезапно останавливаетесь в машине. Инерция заставляет сырое яйцо вращаться даже после того, как вы его остановили.

Поделитесь материалом в социальных сетях с хештегом #Покавседома_яучусь и расскажите, какие еще опыты можно провести с детьми дома!

Детские опыты и эксперименты в домашних условиях

Для развития ребенка необходимо использовать все возможные средства, включая опыты для детей, провести которые в домашних условиях могут подготовленные родители. Такой вид деятельности очень интересен дошкольникам, помогает им узнать много нового об окружающем мире, принять непосредственное участие в процессе исследования. Главное правило, которого следует придерживаться мамам и папам, – отсутствие принуждения: занятия должны проводиться лишь тогда, когда сам ребенок готов к экспериментам.

Физические

Подобные научные эксперименты заинтересуют любознательного кроху, помогут ему получить новые знания:

  • о свойствах жидкости;
  • об атмосферном давлении;
  • о взаимодействии молекул.

Кроме того, под четким родительским руководством он без труда сможет все повторить.

Наполнение бутылки

Следует заранее подготовить инвентарь. Понадобится горячая вода, стеклянная бутылка и миска с холодной водой (для наглядности жидкость следует предварительно подкрасить).

Порядок действий таков:

  1. Необходимо налить в бутылку горячую воду несколько раз, чтобы емкость как следует прогрелась.
  2. Полностью вылить горячую жидкость.
  3. Перевернуть вниз горлышком бутылку и опустить ее в миску с холодной водой.
  4. Можно будет увидеть, что вода из миски начнет набираться в бутылку.

Почему же так происходит? Благодаря воздействию горячей жидкости бутылка наполнилась теплым воздухом. Остывая, газ сжимается, вследствие чего объем, занимаемый им, уменьшается, образуя в бутылке среду с пониженным давлением. Вода, поступая, восстанавливает равновесие. Этот опыт с водой без проблем можно провести дома.

Со стаканом

Каждый малыш даже в 3-4 года знает, что если перевернуть наполненный водой стакан, жидкость выльется. Однако есть интересный опыт, способный доказать обратное.

Порядок действий:

  1. Налить воды в стакан.
  2. Накрыть его куском картона.
  3. Придерживая лист рукой, осторожно перевернуть конструкцию.
  4. Руку можно убирать.

Удивительно, но вода не выльется – молекулы картоны и жидкости в момент соприкосновения перемешаются. Поэтому лист будет держаться, став своеобразной крышкой. Ребенку также можно рассказать об атмосферном давлении, что оно есть как внутри стакана, так и снаружи, при этом в емкости оно ниже, снаружи – выше. За счет этой разницы вода и не выливается.

Подобный опыт лучше всего проводить над тазом, поскольку постепенно бумажный материал промокнет, и жидкость будет капать.

Развивающие эксперименты

Есть большое количество по-настоящему интересных экспериментов для малышей.

Извержение вулкана

Этот опыт по праву считается одним из самых увлекательных и потому любимых детьми. Для его проведения потребуется:

  • сода;
  • краска красного цвета;
  • лимонная кислота или сок лимона;
  • вода;
  • немного моющего средства.

Сначала следует соорудить сам «вулкан», сделав конус из плотной бумаги, скрепив по краям скотчем и прорезав сверху отверстие. Затем получившаяся заготовка надевается на любую бутылку. Для сходства с вулканом ее следует покрыть коричневым пластилином и поставить на большой противень, чтобы «лава» не испортила поверхность стола.

Порядок действий:

  1. Насыпать в бутылку соду.
  2. Добавить краску.
  3. Капнуть моющего средства (1 каплю).
  4. Налить воды и как следует перемешать.

Чтобы началось «извержение», нужно попросить ребенка добавить немного лимонной кислоты (или лимонного сока). Это простейший пример химической реакции.

Танцующие червячки

Этот простой забавный эксперимент можно провести как с дошкольниками, так и с младшими школьниками. Необходимое оборудование:

  • крахмал кукурузный;
  • вода;
  • противень;
  • краски (пищевые красители);
  • музыкальная колонка.

Сначала необходимо смешать 2 стакана крахмала и стакан воды. Получившееся вещество налить на противень, добавить краску или краситель.

Осталось только включить громкую музыку и приложить противень к колонке. Цвета на заготовке перемешаются в хаотичном порядке, создав красивое необычное зрелище.

Используем продукты питания

Чтобы сделать эксперимент – необычный, интересный малышу и познавательный, – вовсе не обязательно приобретать сложное оборудование и дорогостоящие материалы. Предлагаем познакомиться с очень простыми вариантами, доступными для исполнения дома.

С яйцом

  • стакан с водой (высокий);
  • яйцо;
  • соль;
  • вода.

Суть проста – яйцо, погруженное в воду, опустится на дно. Если же добавить в жидкость поваренной соли (около 6 ст. л.), то оно поднимется на поверхность. Такой физический опыт с солью помогает проиллюстрировать малышу понятие плотности. Так, у подсоленной воды она больше, поэтому яйцо может держаться на поверхности.

Можно показать и обратное действие (именно поэтому и рекомендовалось взять высокий стакан) – при добавлении в подсоленную жидкость простой водопроводной воды плотность уменьшится, и яйцо опустится на дно.

Невидимые чернила

Очень интересный и простой трюк, который сначала покажется малышу настоящим волшебством, а после объяснения родителей поможет узнать об окислении.

Необходимое оборудование:

  • ½ лимона;
  • вода;
  • ложка и тарелка;
  • лист бумаги;
  • лампа;
  • ватный тампон.

Если лимона нет, можно использовать аналоги, например, молоко, луковый сок или вино.

Порядок действий:

  1. Выжать сок цитруса, добавить его в тарелку, смешать с равным количеством воды.
  2. Обмакнуть тампон в получившуюся жидкость.
  3. Написать с его помощью что-то понятное ребенку (или нарисовать).
  4. Подождать, пока сок высохнет, став полностью невидимым.
  5. Нагреть лист (при помощи лампы или подержав над огнем).

Текст или простой рисунок станет виден из-за того, что сок окислился и при повышении температуры приобрел коричневый окрас.

Цветной взрыв

Самых маленьких можно порадовать веселым опытом с молоком и красками, который без проблем можно провести на кухне.

Необходимые продукты и оборудование:

  • молоко (желательно большой жирности);
  • пищевые красители (нескольких цветов – чем больше, тем интереснее и ярче получится);
  • средство для мытья посуды;
  • тарелка;
  • ватные палочки;
  • пипетка.

Если жидкость для мытья посуды отсутствует, допустимо использовать жидкое мыло.

Порядок действий:

  1. Налить молоко в тарелку. Оно должно полностью скрыть дно.
  2. Дать жидкости немного постоять, чтобы она стала комнатной температуры.
  3. При помощи пипетки осторожно капнуть в тарелку с молоком несколько разных пищевых красителей.
  4. Слегка дотронувшись ватной палочкой до жидкости, нужно показать малышу, что происходит.
  5. Далее берется вторая палочка, обмакивается в моющем средстве. Ею касаются поверхности молока, задерживают на 10 секунд. Смешивать красочные разводы не надо, достаточно острожного прикосновения.

Далее малыш сможет понаблюдать самое красивое – краски начинают «танцевать», словно стремясь убежать от мыльной палочки. Даже если сейчас ее убрать, «взрыв» продолжится. На этом этапе можно предложить ребенку поучаствовать самому – добавлять краситель, погружать в жидкость намыленную палочку.

Секрет опыта прост – моющее средство уничтожает содержащийся в молоке жир, что и становится причиной «танца».

С сахаром

Для детей 3-4 лет очень интересными будут различные эксперименты с продуктами питания. Ребенок с удовольствием узнает о новых качествах привычной ему еды.

Для этого занимательного развлечения потребуется:

  • 10 ст. л. сахара;
  • вода;
  • пищевые красители нескольких цветов;
  • две ложки (чайная, столовая);
  • шприц;
  • 5 стаканов.

Сначала нужно добавить в стаканы сахар по такой схеме:

  • в первый стакан – 1 ст. л.;
  • во второй – 2 ст. л.;
  • в третий – 3 ст. л.;
  • в четвертый – 4 ст. л.

В каждый из них добавить по 3 ч. л. воды. Перемешать. Затем необходимо добавить в каждый из стаканов краситель своего цвета и вновь перемешать. Следующий шаг – при помощи шприца или чайной ложки аккуратно взять цветную жидкость из четвертого стакана и перелить ее в пятый, который был пустым. Затем аналогично по порядку добавляется окрашенная вода из третьего, второго и, наконец, из первого стаканов.

Если действовать осторожно, цветные жидкости смешиваться не будут, а, наслаиваясь друг на друга, помогут создать яркую необычную пирамидку. Секрет фокуса в том, что плотность воды меняется в зависимости от количества добавленного в нее сахара.

С мукой

Рассмотрим еще один интересный детям опыт, простой и безопасный. Проводить его можно как в детском саду, так и дома.

Необходимое оборудование:

  • мука;
  • соль;
  • краски (гуашь);
  • кисть;
  • лист картона.

Порядок действий:

  1. В небольшом стаканчике нужно смешать по 1 ст. л. муки и соли. Это заготовка, из которой в дальнейшем будем делать краску одного цвета. Соответственно, число таких заготовок равно количеству цветов.
  2. В каждый стакан добавить по 3 ст. л. воды и гуашь.
  3. При помощи краски попросить малыша нарисовать картинку на картоне, используя кисть или ватную палочку, для каждого цвета свою.
  4. Поместить готовое творение в микроволновку (мощность 600 Вт) на 5 минут.

Краски, представляющие собой тесто, поднимутся и затвердеют, сделав рисунок объемным.

Лавовая лампа

Еще один необычный детский эксперимент позволяет создать самую настоящую лавовую лампу. Посмотрев всего один раз, даже начинающий исследователь сможет повторить опыт своими руками, без помощи взрослых.

Необходимое оборудование и материалы:

  • растительное масло (стакан);
  • соль (1 ч. л.);
  • вода;
  • пищевой краситель (несколько оттенков);
  • стеклянная банка.

Порядок действий:

  1. Наполнить банку водой на 2/3.
  2. Добавить растительное масло, которое на этом этапе образует толстую пленку на поверхности.
  3. Добавить пищевой краситель.
  4. Медленно насыпать соль.

Под тяжестью соли масло начнет опускаться на дно, а краситель сделает зрелище более красочным и эффектным.

С газировкой

Для демонстрации ребенку дошкольного возраста отлично подойдет эксперимент с газировкой:

  1. Налить напиток в стакан.
  2. Опустить в него несколько горошин или вишневых косточек.
  3. Понаблюдать, как они постепенно будут подниматься со дна и вновь опускаться.

Удивительное зрелище для малыша, который пока не знает, горошины окружены пузырьками углекислого газа, который и выносит их на поверхность. По аналогичному принципу работают и подводные лодки.

С водой

Есть несколько познавательных оптических опытов, которые при своей простоте очень любопытны.

  • Пропавший рубль

В банку наливается вода, в нее опускается железный рубль. Теперь необходимо попросить кроху найти монетку, посмотрев через стекло. Из-за оптического явления преломления взгляд не сможет разглядеть рубль, если будет направлен сбоку. Если же заглянуть в банку сверху, монета окажется на месте.

  • Изогнутая ложка

Продолжим исследовать оптику с дошкольником. Этот легкий, но наглядный эксперимент проводится так: нужно налить в стакан воды и опустить в него ложку. Попросите малыша посмотреть сбоку. Он увидит, что на границе сред – воды и воздуха – ложка кажется изогнутой. Достав ложку, можно убедиться, что с ней все в порядке.

Ребенку следует пояснить, что луч света при прохождении через воду искривляется, поэтому мы и видим измененное изображение. Можно продолжить водную тему и опустить эту же ложку в небольшую банку. Искривления не произойдет, поскольку стенки этой емкости ровные.

Проращивание семян

Этот биологический эксперимент поможет ребенку познакомиться с миром живой природы, понаблюдать за тем, как формируется росток. Для проведения необходимы фасоль или горошины.

Родители могут предложить юному ботанику самостоятельно смочить сложенный в несколько раз кусок марли водой, положить его на блюдце, поместить на ткань горошины или фасоль и накрыть влажной марлей. Задача малыша – внимательно следить за тем, чтобы семена все время были увлажнены, регулярно их проверять. Через пару дней появятся первые росточки.

Процесс фотосинтеза

Этот опыт с растениями и свечой лучше всего подойдет для младших школьников, которые знают, что деревья и травы поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Суть такова:

  1. В две банки осторожно поместить горящие свечи.
  2. В одну из них поставить живое растение.
  3. Обе емкости накрыть крышкой.

Понаблюдать, что в банке с растением свеча продолжает гореть, поскольку в ней присутствует кислород. Во второй банке почти сразу гаснет.

Занимательные

Ловим электричество. Этот небольшой и безопасный опыт вполне может быть проведен с малышами.

  1. На стене размещают один надутый воздушный шарик, несколько других лежат на полу.
  2. Мама предлагает ребенку поместить на стену все шарики. Однако держаться они не будут и упадут.
  3. Мама просит малыша натереть шар о свои волосы и попробовать еще раз. Теперь шарик удалось прикрепить.

После этого нужно рассказать, что «чудо» произошло благодаря электричеству, которое образовалось при натирании шара о волосы.

Еще один вариант для любознательных – опыт с фольгой. Проводится так:

  1. Небольшой листок фольги нужно нарезать на полоски.
  2. Попросить кроху причесаться.
  3. Теперь нужно прислонить расческу к полоске и понаблюдать. Фольга пристанет к расческе.

Можно продемонстрировать детям и «Пропавший мелок». Для этого кусочек обычного мела помещают в уксус. Известняк начнет шипеть, уменьшаться в размере. Через некоторое время он полностью растворится. Связано это с тем, что мел при соприкосновении с уксусом превращается в другие вещества.

Опыты с детьми-дошкольниками – отличная возможность развить у них любознательность, ответить на многие вопросы в наглядной и понятной форме. Кроме того, предлагая малышам разнообразные эксперименты, внимательные родители помогут им в раннем возрасте очертить собственный круг интересов. А само проведение исследований станет отличным и веселым времяпрепровождением.

Что означает удельный вес в анализе мочи

Все без исключения диагностические процедуры, проводимые в отношении человека, не обходятся без сдачи анализов. Одним из наиболее информативных и простых является общий анализ мочи, который помогает врачу дать оценку не только функции почек, но и рассказывает о состоянии всего организма. Одним из основополагающих показателей данного анализа является удельный вес мочи, норма которого будет рассмотрена ниже. Этот показатель определяет способность почек фильтровать и выводить вторичную мочу.
Разного рода отклонения в обследовании помогут обнаружить различные патологии и начать скорейшее лечение.

Суть анализа

Удельный вес мочи в норме является определяющим звеном в оценки способности почек производить мочу большей или меньшей концентрации. Эта биологическая субстанция образуется в несколько этапов.

  • Фильтрование крови в клубочковых структурах с образованием первичной мочи, очень схожей с плазмой. Отличие в том, что плазменные белковые и углеводные частицы значительно крупнее. Такой жидкости за сутки образуется до 160 литров.
  • Осаждение мочи в канальцы почек, где обратно всасываются все необходимые вещества.
  • Образование вторичной мочи из оставшейся жидкости, содержащей отходы.

Таким образом получается моча, которая выделяется наружу. Она имеет жидкую часть и сухой остаток, в составе которого присутствует ряд компонентов, определяемых в ОАМ.

  1. Мочевина.
  2. Соляные кристаллы мочевой кислоты.
  3. Соли сульфаты.
  4. Хлориды.
  5. Аммиачные ионы.

Не имеет значения, сколько всего жидкостей поступает в организм в течение суток, выводятся все продукты обмена. Если человек мало пьёт, моча будет просто более концентрированной. Если же пациент пьёт очень много, то сухого остатка будет мало, а моча разбавленная, так как почки выводят не только побочные продукты, но и лишнюю воду.

Проведение анализа

Определение плотности производится при помощи аппарата урометра. Моча по стеночке помещается в специальный цилиндр, если процесс сопровождается появление пены, то её нужно убрать. Весь цилиндр помещают в прибор. Нужно отметить, что если больной не может сам сходить в туалет, то мочу нужно забирать катетером.
Плотность определяется по уровню нижележащего мениска шкалы аппарата, следовательно, цилиндр и аппарат не должны контактировать.
Бывают ситуации, что объём полученной мочи слишком мал, тогда его разводят дистиллированной водой и все подсчёты производят, учитывая степень разведения.
И так, при диагностике данным способом в учёт берутся качественные и количественные показатели. В цилиндр помещают смесь хлороформа и бензола, туда капают каплю исследуемой жидкости. Если она утонула, то плотность мочи слишком высокая, если всплыла, то низкая. Добавляя по частям каждый из компонентов, добиваются того, чтобы исследуемый материал находился посередине жидкостей. Плотность мочи будет равна плотности получившегося раствора.
Стоит помнить, что калибровка урометра произведена на 15 С, а значит, обязательно нужно делать поправку на окружающую температуру. При высокой температуре человек всегда пьёт больше и больше жидкости теряет, а при низкой очень мало потребляет жидкости. Всё это, безусловно, влияет, да суточные изменения в плотности.

Нормальные значения удельного веса

Как уже было сказано выше этот показатель определяет активность работы почек к разбавлению или концентрации мочи. Он зависит от количества выпитого, потраченного и от окружающей температуры. Есть даже ряд факторов, которые предрасполагают к изменению удельного веса.

  • Употребление пациентом соли, жирной и жареной пищи.
  • Изменение количества выпитого.
  • Сильное отделение пота ввиду разных причин.
  • Отделение жидкости при дыхании.

Анализ мочи, удельный вес которой варьирует от 1,010 до 1,025, является нормой для взрослого. У детей плотность несколько разнится со взрослыми и связана с возрастом. Как только ребёнок родился, его показатель имеет самое низкое значение и составляет 0,010. С ростом малыша отмечается рост плотности его мочи. Стоит отметить, что время суток так же отражается на показателе. Например, утром плотность наивысшая, так как сухого осадка в данный момент наибольшее количество.

Читайте также:  Синдром Золлингера-Эллисона. Что это такое, симптомы, лечение, клинические рекомендации

Отклонение от нормальных показателей

Есть два вида изменений данного показателя.
1. Удельный вес превышает норму
Повышение концентрации урины является последствием некоторых процессов патологического характера.

  • Возникаю т нарастающие отёки, которые вызываются гломерулонефритом или недостаточностью функции почек.
  • Разнообразные патологии гормонального происхождения.
  • Чрезмерная потеря жидкости организмом при ожогах, рвоте, поносе, потере крови.
  • Повреждения органов живота и непроходимость кишечника.
  • Рвота у беременных.
  • Высокие дозы антибиотиков.
  • Патологии почек острого или хронического характера.

Очень много факторов, увеличивающих плотность мочи. Это могут быть нарушения обмена веществ или болезни полового и мочевого аппарата. Такое явление может наблюдаться и при физиологических изменениях – повышенном отделении пота и при жажде после употребления соли.
Как не странно повышенный удельный вес урины имеет свои чёткие проявления

  • Объём мочи снижен.
  • Урина имеет более тёмную окраску.
  • Запах мочи достаточно неприятный.
  • Отмечается появление отёков.
  • У больного становятся видны отёки.
  • Пациент слаб, сонлив и склонен быстро утомляться.
  • Нередкими являются боли в пояснице и в животе.

У малышей повышение плотности может возникнуть из-за наличия патологий, имеющих врождённый или приобретённый характер. Очень часто детей поражают кишечные инфекции из-за слабости иммунитета, а при отравлениях, как известно, теряется много жидкости.
Можно отдельно рассмотреть сахарный диабет, при котором повышение веса урины основано на высоком содержании в ней сахаров. Или же при наличии в моче белка и продуктов распада. Урина будет более плотной. Для выявления любой такой патологии нужно проводить определённые пробы.

2. Снижение относительной плотности
Иногда, после каких-либо заболеваний, врач рекомендует пациенту потреблять побольше воды и других напитков, чтобы быстрее вывести токсины, и восполнить баланс жидкости. Такое восполнение наиболее вероятно снизит концентрацию сухого осадка и разбавит мочу, подобное разбавление носит физиологический характер. Так же нормальным считается снижении концентрации мочи в жару, когда человек много пьёт, или при приёме диуретиков.
Есть ряд причин, вызывающих патологическое разбавление.

  1. Нейрогенный диабет, характеризующийся уменьшением синтеза гормонов гипофиза.
  2. Нефрогенный диабет, возникающий при толерантности клеток нефрона к антидиуретическому гормону.
  3. Диабет, возникающий при беременности.
  4. Нервные нарушения на фоне стресса и депрессии.
  5. Воспаление канальцев почек.

Состояние пониженной плотности (гипостенурии) требует диагностических мероприятий, так как может иметь довольно серьёзную почву.
Для дальнейшей диагностики необходимо назначение проб, которые определяют именно функциональную составляющую. Проба Зимницкого, проводима в питьевом режиме и концентрационная проба.
Стоит помнить, что если изменение плотности ночи имеет постоянный характер, нужно срочно обратиться к врачу, который поможет разобраться с проблемой и найти её причину.

Общий анализ мочи. Нормы общего анализа мочи. Общий анализ мочи, расшифровка. Нормы мочи у взрослых, женщин и мужчин. Норма мочи у детей.

Информация подготовлена врачами лабораторий и клиник ЦИР.

Общеклиническое исследование мочи (общий анализ мочи, ОАМ) включает определение физических свойств, химического состава и микроскопического изучения осадка.

Физические свойства мочи

Основные физические свойства мочи, определяемые при ОАМ:

  • цвет
  • прозрачность
  • удельный вес
  • рН (реакция мочи)

Цвет мочи

Цвет мочи в норме колеблется от светло-желтого до насыщенного желтого и обусловлен содержащимися в ней пигментами (урохром А, урохром Б, уроэтрин, урорезин и др.).

ДетиРазличные оттенки желтого цвета
МужчиныРазличные оттенки желтого цвета
ЖенщиныРазличные оттенки желтого цвета

Интенсивность цвета мочи зависит от количества выделенной мочи и ее удельного веса. Моча насыщенного желтого цвета обычно концентрированная, выделяется в небольшом количестве и имеет высокий удельный вес. Очень светлая моча мало концентрированная, имеет низкий удельный вес и выделяется в большом количестве.

Изменение цвета может быть результатом патологического процесса в мочевой системе, воздействием компонентов рациона питания, принимавшихся лекарств.

Прозрачность (мутность)

Нормальная моча прозрачна. Помутнение мочи может быть результатом наличия эритроцитов, лейкоцитов, эпителия, бактерий, жировых капель, выпадения в осадок солей, рН, слизи, температуры хранения мочи (низкая температура способствует выпадению солей).

В случаях, когда моча бывает мутной, следует выяснить, выделяется ли она сразу же мутной, или же это помутнение наступает через некоторое время после стояния.

ДетиПолная прозрачность
МужчиныПолная прозрачность
ЖенщиныПолная прозрачность

Удельный вес мочи (г/л)

У здорового человека на протяжении суток может колебаться в довольно широком диапазоне, что связано с периодическим приемом пищи и потерей жидкости с потом и выдыхаемым воздухом.

Дети до 1 месяца1002-1020
Дети 2 – 12 месяцев1002-1030
Дети 1 год – 6 лет1002-1030
Дети 7 – 14 лет1001-1040
Дети 15 – 18 лет1001-1030
Мужчины1010-1025
Женщины1010-1025

Удельный вес мочи зависит от количества растворенных в ней веществ: мочевины, мочевой кислоты, креатинина, солей.

  • Уменьшение удельного веса мочи (гипостенурия) до 1005-1010 г/л указывает на снижение концентрационной способности почек, увеличение количества выделяемой мочи, обильное питье.
  • Повышение удельного веса мочи (гиперстенурия) более 1030 г/л наблюдается при уменьшении количества выделяемой мочи, у больных с острым гломерулонефритом, системными заболеваниями, при сердечно-сосудистой недостаточности, может быть связано с появлением или нарастанием отеков, большой потерей жидкости (рвота, понос), токсикозом беременных.

Реакция мочи (pH)

pH мочи у здорового человека, находящегося на смешанном пищевом режиме, кислая или слабокислая.

Дети до 1 месяца5,4 – 5,9
Дети 2 – 12 месяцев6,9 – 7,8
Дети 1 год – 6 лет5,0 – 7,0
Дети 7 – 14 лет4,7 – 7,5
Дети 15 – 18 лет4,7 – 7,5
Мужчины5,3 – 6,5
Женщины5,3 – 6,5

Реакция мочи может меняться в зависимости от характера пищи. Преобладание в пищевом рационе белков животного происхождения приводит к резко кислой реакции, при овощной диете реакция мочи щелочная.

  • Кислая реакция мочи наблюдается при лихорадках различного генеза, сахарном диабете в стадии декомпенсации, голодании, почечной недостаточности.
  • Щелочная реакция мочи характерна для цистита, пиелонефрита, значительной гематурии, после рвоты, поноса, употребления щелочной минеральной воды.

Химическое исследование мочи

В настоящее время химическое исследование мочи проводят на автоматических анализаторах с использованием метода сухой химии.

Химическое исследование включает в себя определение в моче:

  • белка
  • глюкозы
  • кетоновых тел

Белок в моче, норма белка в моче

В нормальной моче содержится очень незначительное количество белка (менее 0,002 г/л), которое не обнаруживается качественными пробами, поэтому считается, что белка в моче нет. Появление белка в моче называется протеинурией.

Материалы по теме

  • Нормы анализов. Расшифровка анализов. Референсные значения, интервал. «Норма» и «патология» в лабораторной диагностике.
  • Посев мочи на микрофлору, анализ мочи на степень бактериурии, с определением чувствительности к антибиотикам выделенных культур, в том числе Candida c определением чувствительности к антимикотикам
  • Суточная потеря белка (суточная моча) (определение в моче)
  • Общий анализ мочи
  • Мочевая кислота (определение уровня в крови)
  • Мочевина (определение уровня в крови)
  • Креатинин (определение уровня в крови)
  • Плохая спермограмма? Врач уролог-андролог, к.м.н., Лиля Михайловна Александрова проводит полный цикл лечения
  • В блоге опубликована новая тема: цистит.
  • О компании
  • Сертификаты и награды
  • Контакты

Лицензия № ЛО-77-01-013791 от 24.01.2017

Лаборатории ЦИР — независимые медицинские лаборатории © «Лаборатории ЦИР» 2006–2021

© ООО «КИиР»; © ООО «КИР»; © ООО «ЦИР-П» Карта сайта

Удельный вес мочи: низкий, повышенный, норма. Удельный вес мочи у детей

Сегодня ни одно обследование пациента не обходится без сдачи лабораторных анализов, к которым относится и общий анализ мочи. Несмотря на его простоту, он является весьма показательным не только при заболеваниях мочеполовой системы, но и при других соматических расстройствах. Удельный вес мочи считается одним из основных функциональных показателей работы почек и позволяет оценить их фильтрационную функцию.

Образование мочи

Моча в организме человека образуется в два этапа. Первый из них, образование первичной мочи, происходит в почечном клубочке, где кровь проходит через многочисленные капилляры. Так как это осуществляется под высоким давлением, то происходит фильтрация, отделяющая клетки крови и сложных белков, которые задерживаются стенками капилляров, от воды и молекул аминокислот, сахаров, жиров и других продуктов жизнедеятельности, растворенных в ней. Далее, следуя по канальцам нефрона, первичная моча (за сутки ее может образовываться от 150 до 180 литров) подвергается реабсорбации, то есть под действием осмотического давления вода вновь всасывается стенками канальцев, а находящиеся в ней полезные вещества за счет диффузии вновь поступают в организм. Оставшаяся вода с растворенными в ней мочевиной, аммиаком, калием, натрием, мочевой кислотой, хлором и сульфатами представляет собой вторичную мочу. Именно она через собирательные трубочки, системы малых и больших почечных чашечек, почечную лоханку и мочеточник поступает в мочевой пузырь, где накапливается и затем выводится в окружающую среду.

Как определяется удельный вес?

Для определения плотности мочи в лаборатории используют специальный прибор — урометр (ареометр). Для проведения обследования мочу наливают в широкий цилиндр, образовавшуюся при этом пену удаляют фильтровальной бумагой и погружают прибор в жидкость, стараясь, чтобы он не касался стенок. После прекращения погружения урометра на него слегка надавливают сверху и, когда он закончит колебаться, отмечают положение нижнего мениска мочи на шкале прибора. Эта величина будет соответствовать удельному весу. Проводя измерение, лаборант должен учитывать и температуру в кабинете. Дело в том, что большинство урометров калиброваны для работы при температуре в 15°. Это связано с тем, что при повышении температуры происходит увеличение объема мочи, соответственно, ее концентрация снижается. При понижении процесс идет в обратную сторону. Для того чтобы убрать эту погрешность? на каждые 3° свыше 15° к полученному значению прибавляют 0,001 и, соответственно, на каждые 3° ниже — вычитают эту же величину.

Нормальные показатели удельного веса

Показатель относительной плотности (это еще одно название удельного веса) характеризует способность почки, в зависимости от потребности организма, разводить или концентрировать первичную мочу. Его величина зависит от концентрации мочевины и солей, растворенных в ней. Эта величина не является постоянной, и в течение дня ее показатель может значительно изменяться под влиянием пищи, питьевого режима, процессов выделения жидкости с потом и дыханием. Для взрослых удельный вес мочи в норме будет составлять 1,015—1,025. Плотность мочи у детей несколько отличается от показателей взрослых. Самые низкие цифры фиксируются у новорожденных в первые дни жизни. Для них удельный вес мочи в норме может варьироваться от 1,002 до 1,020. По мере роста ребенка эти показатели начинают повышаться. Так, для пятилетнего ребенка нормой считают показатели от 1,012 до 1,020, а удельный вес мочи у детей 12 лет уже практически не отличается от значений у взрослых. Он составляет 1,011—1,025.

Если удельный вес мочи понижен

Гипостенурия, или понижение удельного веса до 1,005—1,010, может указывать на снижение концентрационной способности почек. Она регулируется антидиуретическим гормоном, в присутствии которого процесс всасывания воды происходит активнее, и соответственно, образуется меньшее количество более концентрированной мочи. И наоборот — при отсутствии этого гормона или малом его количестве моча образуется в больших объемах, которые имеют более низкую плотность. Причиной того, что удельный вес мочи понижен, могут стать следующие состояния:

острая патология почечных канальцев;

хроническая почечная недостаточность;

полиурия (большой объем выделяемой мочи), наступившая вследствие обильного питья, при приеме мочегонных препаратов или при рассасывании больших экссудатов.

Почему снижается удельный вес?

Принято выделять три основных причины, приводящие к патологическому снижению удельного веса.

Полидипсия — избыточное употребление воды, которое приводит к снижению концентрации солей в плазме крови. Для того чтобы компенсировать этот процесс, организм усиливает образование и выведение мочи в больших объемах, но со сниженным содержанием солей. Существует такая патология, как непроизвольная полидипсия, при которой наблюдается низкий удельный вес мочи у женщин с неустойчивой психикой.

Причины, имеющие внепочечную локализацию. К ним можно отнести нейрогенный несахарный диабет. В этом случае организм утрачивает способность продуцировать антидиуретический гормон в необходимых количествах и, как следствие, почки теряют возможность концентрировать мочу и удерживать воду. Удельный вес мочи при этом может снижаться до 1,005. Опасность при этом состоит в том, что даже при уменьшении потребляемой воды количество мочи не снижается, что приводит к обезвоживанию. К этой же группе причин можно отнести повреждения гипоталамо-гипофизарной области вследствие травмы, инфекции или хирургического вмешательства.

Причины, связанные с поражением почек. Низкий удельный вес мочи часто сопровождает такие заболевания, как пиелонефриты, гломерулонефриты. К этой же группе патологий можно отнести и другие нефропатии с паренхиматозными поражениями.

Удельный вес мочи повышен

Гиперстенурию, или повышение удельного веса мочи, обычно можно наблюдать при олигурии (снижении объема выделяемой мочи). Она может возникнуть вследствие недостаточного употребления жидкости или при больших ее потерях (рвота, диарея), при нарастании отеков. Также повышенный удельный вес может наблюдаться в следующих случаях:

у больных с гломерулонефритом или сердечно-сосудистой недостаточностью;

при внутривенном введении маннитола, рентгеноконтрастных веществ;

при выведении некоторых лекарственных средств;

повышенный удельный вес мочи у женщин может быть при токсикозе беременных;

на фоне протеинурии при нефротическом синдроме.

Отдельно нужно упомянуть повышение плотности мочи при сахарном диабете. В этом случае она может превышать 1,030 на фоне увеличенного объема выделяемой мочи (полиурии).

Функциональные пробы

Для определения функционального состояния почек недостаточно просто сделать анализ мочи. Удельный вес может изменяться в течение дня, и для того чтобы точно определить, насколько почки способны выделять или концентрировать вещества, поводят функциональные пробы. Одни из них направлены на то, чтобы определить состояние концентрационной функции, другие — выделительной. Часто бывает, что нарушения затрагивают оба этих процесса.

Проба на разведение

Проба проводится при соблюдении больным постельного режима. После ночного голодания пациент опорожняет мочевой пузырь и в течение 30 минут выпивает воду из расчета 20 миллилитров на килограмм его веса. После того как вся жидкость была выпита и далее с интервалом в один час 4 раза, собирается моча. После каждого мочеиспускания дополнительно больной выпивает тот же объем жидкости, который был выделен. У отобранных проб оценивают количество и удельный вес.

Если у здоровых людей удельный вес мочи (норма) у женщин и у мужчин не должен снижаться ниже 1,015, то на фоне водной нагрузки плотность может быть и 1,001—1,003, а после ее отмены повышается от 1,008 до 1,030. Кроме того, на протяжении первых двух часов проведения пробы должно выделиться более 50% жидкости, а при ее завершении (по прошествии 4 часов) – более 80%.

Если же плотность превышает 1,004, то можно говорить о нарушении функции разведения.

Концентрационная проба

Для проведения этого обследования из рациона больного на сутки исключают питье и жидкую пищу и включают в него пищу с высоким содержанием белка. В случае если больной страдает от сильной жажды, допускается питье малыми порциями, но не более 400 мл в сутки. Через каждые четыре часа собирают мочу, оценивая ее количество и удельный вес. В норме после 18 часов без поступления жидкости относительная плотность должна составить 1,028—1,030. Если концентрация не превышает 1,017, то можно говорить о снижении концентрационной функции почек. Если же показатели составляют 1,010—1,012, то диагностируется изостенурия, то есть полная утрата почкой способности концентрировать мочу.

Проба Зимницкого

Проба Зимницкого позволяет одновременно оценить как способность почек концентрировать, так и способность выводить мочу и сделать это на фоне обычного питьевого режима. Для ее проведения мочу собирают порционно через каждые 3 часа в течение суток. Всего за сутки получается 8 порций мочи, в каждой из которых фиксируется количество и удельный вес. По результатам определяют соотношение ночного и дневного диуреза (в норме он должен составлять 1:3) и общее количество выделенной жидкости, что наряду с контролем за удельным весом в каждой порции позволяет оценить работу почек.

Удельный вес мочи (норма у женщин и мужчин приведена выше) является важным показателем способности почек нормально функционировать, а любое отклонение позволяет с большой долей вероятности вовремя определить проблему и принять необходимые меры.

Ссылка на основную публикацию