Особенности приема антибиотиков при лечении бронхита у детей

ТОП-5 самых эффективных антибиотика: чем лечиться от бронхита, ангины, отита и других болезней

Принято считать, что антибактериальные средства эффективны для лечения многих заболеваний, но вместе с тем они имеют большой перечень побочных действий и уничтожают полезную микрофлору. Поэтому каждому человеку необходимо знать, как правильно принимать антибиотики и какие препараты данной группы считаются самыми безопасными.

Что такое антибиотики: их классификация и особенности применения

Антибиотики — это лекарственные средства прямого действия, которые угнетают жизнедеятельность бактерий, останавливают процесс их размножения и применяются для лечения заболеваний, вызванных бактериальными инфекциями.

Основные группы антибиотиков:

тетрациклины и макролиды;

карбапенемы и монобактамы;

аминогликозиды и гликопептиды.

В среднем в организме человека находится 39 триллионов бактерий [Проверенный источник] , большинство из которых безвредны, а некоторые даже полезны. Однако определенные типы данных микроорганизмов вызывают инфекционные заболевания различных систем и органов человека.

Что лечат антибиотики: перечень основных заболеваний

Для борьбы с бактериальными патологиями были созданы антибиотики. Они могут лечить инфекционные заболевания таких органов и тканей:

горла и гортани (ларингит, фарингит, тонзиллит);

ротовой полости (стоматологические инфекции);

мочевого пузыря (цистит);

головного и спинного мозга (менингит);

Обратите внимание!

Важно заметить, что антибиотики помогают исключительно при лечении заболеваний, вызванных действием бактерий. Против вирусных патологий, например, гриппа, герпеса, а также бронхита и ангины, спровоцированных вирусами, они бессильны.

Чтобы выяснить, какие виды микроорганизмов вызвали то или иное отклонение в здоровье необходимо проконсультироваться с врачом и сдать определенные анализы. Только квалифицированный специалист сможет назначить эффективное лечение.

Некоторые антибактериальные средства действуют на несколько видов бактерий. Их называют антибиотиками широкого спектра действия и применяют для борьбы с целым перечнем заболеваний. Другие же препараты данной группы нацелены на противодействие определенному типу патогенов и называются узкоспектральными.

Почему возникает резистентность к антибиотикам

Принимая любые медикаменты согласно предписаниям врача, риск возникновения побочных эффектов будет минимальным. Однако если употреблять антибиотики часто и в больших дозировках, то может возникнуть антибактериальная устойчивость (резистентность), а это означает, что используемые ранее антибиотики больше не будут оказывать воздействия на бактерии.

Также резистентность к рассматриваемым препаратам может возникнуть, если человек пропил несколько дней лекарство, ему стало лучше и он прекратил прием, но потом самочувствие ухудшилось и он снова начал пить антибиотики. За время перерыва бактерии адаптируются к принимаемому ранее медикаменту, таким образом у них вырабатывается устойчивость к антибиотику.

Согласно статистике ВОЗ [Официальный источник] каждый год увеличивается количество людей с устойчивостью к действиям медикаментов из рассматриваемой группы, вследствие чего такие инфекционные заболевания как пневмония, туберкулез, гонорея, сальмонеллез становится вылечить все труднее. Но если принимать антибактериальные препараты правильно, то вероятность возникновения резистентности будет минимальной.

Когда пить антибиотики и как принимать их без вреда для организма


Антибиотики являются рецептурными лекарственными средствами и принимать их нужно исключительно по предписанию врача. Самолечение может привести к негативным последствиям.

Антибактериальные препараты убивают не только патогенные бактерии, но и всю живую микрофлору необходимую организму. Поэтому совместно с антибиотиками советуют пить пробиотики.

Пробиотики — это живые бактерии и дрожжи, которые полезны для человека, а особенно для пищеварительной системы. Когда вследствие приема антибактериальных таблеток уничтожаются полезные микроорганизмы, пробиотики могут их заменить. Данные препараты также должен назначать врач.

Как правильно пить антибиотики: до еды или после

Многих пациентов интересует, когда лучше пить антибиотики: до приема пищи, во время или после. Каждый препарат имеет свои особенности, а все правила приема указаны в инструкции. Антибактериальные средства могут иметь несколько форм выпуска и в зависимости от этого правила их применения будут варьироваться.

Антибиотики можно принимать несколькими способами:

перорально (таблетки, капсулы);

местно (крем, спрей, мазь, глазные и ушные капли);

Неправильный прием и самостоятельное увеличение дозировки приводят к негативным последствиям, главным из которых является повышение риска возникновения побочных эффектов.

Самые часто встречаемые побочные эффекты от антибиотиков:

АНТИБИОТИКИ в лечении острых бронхитов у детей

Какова основная этиологическая причина острых и рецидивирующих бронхитов? Какова тактика выбора антибактериальных препаратов? Бронхит является одним из самых распространенных инфекционных заболеваний респираторного тракта у детей и, казалось бы, не пр

Какова основная этиологическая причина острых и рецидивирующих бронхитов?
Какова тактика выбора антибактериальных препаратов?

Бронхит является одним из самых распространенных инфекционных заболеваний респираторного тракта у детей и, казалось бы, не представляет особой проблемы для врача-педиатра. Однако это весьма обманчивое впечатление. Существует множество нерешенных вопросов, связанных с терминологией, этиологией и патогенезом этого заболевания, а также влиянием экологических, аллергических и иных агрессивных факторов. Все это создает ряд объективных трудностей и в интерпретации клинических данных, и в выборе тактики терапии.

Прежде всего остановимся на определении понятий. В настоящее время принято выделять три клинические формы бронхита: острый, рецидивирующий и хронический [5]. Острый бронхит встречается в любом возрастном периоде жизни человека и представляет собой острое самокупирующееся (т. е. самоизлечивающееся) воспаление слизистой оболочки трахеобронхиального дерева, обычно завершающееся полным излечением и восстановлением функций [6]. Чаще всего острый бронхит является одним из проявлений острого респираторного заболевания различной этиологии — вирусной, бактериальной, грибковой, паразитарной, смешанной. Существует также острый ирритативный бронхит химической, аллергической и другой неинфекционной природы.

Острый бронхит, если он не сопровождается клинически выраженными признаками обструкции, принято обозначать как острый простой бронхит, или просто острый бронхит.

В отличие от него острый обструктивный бронхит характеризуется тем, что воспаление слизистой оболочки бронхов сопровождается сужением и/или закупоркой дыхательных путей за счет отека и гиперплазии слизистой оболочки, гиперсекреции слизи или развития бронхоспазма. Возможен сочетанный характер бронхообструкции. Обструктивный бронхит несколько чаще регистрируется у детей раннего возраста, т. е. у детей до 3 лет. Причем в этом возрасте обструктивный синдром преимущественно обусловлен гиперсекрецией вязкой и густой слизи и гиперплазией слизистой оболочки. Бронхоспазм более характерен для детей старше 4 лет [1].

Одной из клинических форм острого воспаления слизистой оболочки бронхов является бронхиолит. Он, по сути, представляет собой клинический вариант острого обструктивного бронхита, но в отличие от последнего характеризуется воспалением слизистых оболочек мелких бронхов и бронхиол. Этим определяются клинические особенности заболевания, его тяжесть и прогноз. Бронхиолит встречается преимущественно у детей раннего возраста, причем чаще в грудном возрасте, т. е. до года [1, 5].

Под рецидивирующим бронхитом понимают такую форму заболевания, когда в течение года отмечается не менее трех эпизодов острого бронхита. Как правило, подобная склонность к развитию повторного воспаления слизистой бронхов не случайна, и в основе ее лежит снижение мукоцилиарного клиренса вследствие поражения мерцательного эпителия: повышенной вязкости слизи; изменения диаметра бронхов; увеличения резистентности респираторных путей; нарушения местной или общей противоинфекционной защиты.

Рецидивирующий бронхит клинически протекает в виде острого простого или обструктивного бронхитов, реже в виде эпизодов повторного бронхиолита. У детей рецидивирующий бронхит встречается в любом возрастном периоде детства, но наиболее часто регистрируется после 3 лет.

Терапия любого инфекционного заболевания и, в частности, выбор антибактериальной терапии, как известно, определяются этиологией процесса.

Причинами острого и рецидивирующего бронхитов в подавляющем большинстве случаев являются инфекционные агенты: вирусы, вирусно-бактериальные ассоциации и бактерии. Значительно менее распространены неинфекционные факторы: химические, физические, аллергические. Последние могут выступать как самостоятельные причинные факторы либо обуславливать предрасположение к развитию инфекционного воспалительного процесса или отягощать его течение.

Среди вирусов ведущее место занимают 1 и 3-й типы парагриппа, РС-вирус, аденовирусы. Реже в качестве причины бронхитов выступают риновирусы, вирусы гриппа, энтеровирусы, вирус кори, цитомегаловирус и др. Однако забывать об их этиологической значимости не следует.

Возрастной и эпидемиологический аспекты играют в развитии бронхита немаловажную роль. Такие вирусы, как парагрипп, аденовирус, риновирус, вирус гриппа практически с одинаковой частотой вызывают бронхит в любом возрасте. Здесь наибольшую значимость имеет эпидемиологическая ситуация: время года (преимущественно холодный период), «скученность» (проживание в общежитии, частое использование общественного транспорта, пребывание в детском коллективе и т. д.), эпидемия и т. д.

Риносинтициальный вирус как причина бронхита чаще встречается у детей раннего возраста, в основном от 6 месяцев до 3 лет, что, видимо, связано с определенным тропизмом этого возбудителя. При этом сезонность и «скученность» играют в развитии заболевания значительно меньшую роль.

Вид вирусной инфекции оказывает существенное влияние на характер поражения слизистой. Так, для парагриппа, гриппа, цитомегаловирусной инфекции характерны дистрофия и деструкция эпителия с отторжением целых слоев. Для РС-вирусной инфекции — гиперплазия эпителия мельчайших бронхов и бронхиол, подушкообразное разрастание эпителия с нарушением бронхиальной проводимости. Именно с этим связывают тот факт, что при РС-вирусной инфекции чаще развивается бронхиолит или острый обструктивный бронхит. Аденовирусная инфекция сопровождается выраженным экссудативным компонентом, нередко наблюдаются слизистые наложения, разрыхление и отторжение эпителия, имеет место образование в стенке бронха крупноклеточных инфильтратов. Это способствует формированию ателектазов и обструкции дыхательных путей.

Как отмечалось выше, вирусы могут быть самостоятельной причиной болезни. По нашим данным, у детей старше 4 лет вирусные бронхиты регистрируются примерно в 20% случаев, но у детей от 14 дней до 4 лет менее чем в 10% случаев. Роль вирусов в целом в этиологии инфекций трахеобронхиального дерева в этой возрастной группе оказалась невысока — до 15%. Как правило, они встречались в ассоциациях, чаще — с бактериями, реже — с другими представителями микробного мира: грибами, простейшими [7, 8].

Бактерии, способные становиться причиной острого бронхита, также весьма разнообразны. Причем этиологическая структура острых внебольничных и внутрибольничных заболеваний существенно различается. В этиологии внебольничных бронхитов, т. е. бронхитов, развившихся в обычных условиях жизни ребенка, принимает участие довольно большой спектр возбудителей.

В настоящее время в зависимости от характера клинических проявлений внебольничные бронхиты, так же как и пневмонии, принято делить на типичные и атипичные.

Для типичных бронхитов характерно острое начало с выраженной лихорадочной реакцией, интоксикацией, кашлем и довольно выраженными физикальными проявлениями. Типичные бронхиты обычно обусловлены пневмококком, моракселлой катарралис и гемофильной палочкой.

Для атипичных заболеваний трахеобронхиального дерева характерно малосимптомное подострое начало, с нормальной или субфебрильной температурой, отсутствием интоксикации. Самым типичным симптомом является сухой непродуктивный навязчивый кашель. Причинами атипичных внебольничных бронхитов являются хламидия пневмонии и микоплазма пневмонии [6, 7, 8]. При микоплазменной этиологии заболевания в его дебюте может отмечаться респираторный синдром при нормальной или субфебрильной температуре. При хламидийной, особенно у детей первых месяцев жизни, в половине случаев встречается конъюнктивит, а кашель носит коклюшеподобный характер.

Наблюдения зарубежных авторов и наши исследования, проведенные в 1996-1999 гг., свидетельствуют, что этиологическая значимость хламидий и микоплазм, являющихся внутриклеточными возбудителями инфекций, значительно выше, чем предполагалось ранее. Микоплазменная и хламидийная этиология бронхита и пневмонии у детей в настоящее время может составлять от 25 до 40%, причем она наиболее высока в первый год жизни и после 10 лет [7, 8].

Особенностью внутриклеточных возбудителей является их нечувствительность к традиционной антибактериальной терапии, что наряду с недостаточностью макрофагального звена защиты, характерной для этой инфекции, способствует затяжному и рецидивирующему течению воспалительного процесса в бронхах. Определенную роль играет и тот факт, что в окружении ребенка, как правило, имеются носители данного инфекционного агента, и это создает условия для реинфицирования. Поэтому микоплазменные и хламидийные бронхиты нередко приобретают затяжное (до 4–8 недель) или рецидивирующее течение.

Лечение острого бронхита в лихорадочный период болезни включает постельный режим, обильное питье, назначение жаропонижающих и противовоспалительных средств. Отдельным направлением является выбор противокашлевой терапии.

Но наиболее сложным следует признать вопрос о назначении и выборе антибактериальной терапии.

Большая значимость вирусов в этиологии болезни, преобладание легких форм, самокупирующийся характер заболевания ставят вопрос о целесообразности использования антибиотиков в терапии острых бронхитов. И вопрос этот широко обсуждается. Ряд исследований, проведенных на взрослых больных, свидетельствуют о том, что использование антибактериальной терапии не оказывает существенного влияния на исходы бронхита [4]. Это ставит под сомнение необходимость ее применения.

С другой стороны, по данным, приведенным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения России [2], заболевания органов дыхания остаются ведущей причиной смерти детей первого года жизни (21,8 на 10000 родившихся) и детей от 1 года до 4 лет (55,6 на 100 000 детей этого возраста по сравнению с 2,6 на 100000 детей в возрасте от 5 до 9 лет). Наиболее распространенной причиной смерти является пневмония — основное осложнение бронхита в раннем детском возрасте. Проведенный нами анализ причин госпитализации детей раннего возраста в стационар показал, что почти в 50% случаев поводом является острая респираторная патология. Причем непосредственными поводами для госпитализации явились тяжелое состояние ребенка, обусловленное инфекционным токсикозом или выраженным бронхообструктивным синдромом, а также наличие неблагоприятного преморбидного фона (врожденные пороки развития, наследственные заболевания, энцефалопатия).

Таким образом, следует признать, что показанием к назначению антибактериальной терапии острых бронхитов в педиатрии является наличие выраженных симптомов интоксикации и длительной гипертермии (более 3 дней), особенно в группе детей раннего возраста, а также у детей всех возрастных групп с неблагоприятным преморбидным фоном, способным создать реальную угрозу развития пневмонического процесса.

Показанием к назначению антибиотиков следует считать клинические признаки, указывающие на бактериальную природу воспалительного процесса (слизисто-гнойный и гнойный характер мокроты) в совокупности с выраженной интоксикацией.

Затяжное течение заболевания, особенно при подозрении на внутриклеточную природу возбудителя, также является показанием к проведению антибактериальной терапии.

Бронхиолит, летальность от которого составляет 1–3%, также рассматривается как показание к назначению антибиотиков.

Наиболее широко при лечении бронхитов в настоящее время используются три группы препаратов — пенициллин и его производные из группы аминопенициллинов, оральные цефалоспорины второго поколения и макролиды [3].

Пенициллин и аминопенициллины (ампициллин, амоксициллин) оказывают бактерицидное действие на стрептококки, включая пневмококк, некоторые виды стафилококков и некоторые виды грамотрицательных бактерий, включая гемофильную палочку и моракселлу катарралис, — но легко разрушаются бета-лактамазами пневмококка, гемофильной палочки и моракселлы. Так называемые ингибитор-защищенные пенициллины (ампициллин сульбактам и амоксициллин клавуланат) за счет введения в их формулу ингибиторов бета-лактамаз сульбактама и клавулановой кислоты обладают намного более высокой эффективностью по отношению к таким возбудителям, как гемофильная палочка и моракселла катарралис. Да и по отношению к пневмококку они также более активны. Но все препараты пенициллинов не оказывают воздействия на внутриклеточных возбудителей. Кроме того, они существенно влияют на биоценоз кишечника и нередко вызывают аллергические реакции.

Цефалоспорины для орального применения (в основном 1 и 2 поколений) — цефалексин, цефаклор, цефоруксим аксетил — имеют те же сильные и слабые стороны, что и пенициллиновые производные. Цефалексин разрушается b-лактамазами бактерий, цефаклор и цефуроксим аксетил обладают довольно высокой устойчивостью к ферментам бактерий и эффективны по отношению к гемофильной палочке и моракселле катарралис. Но как и производные пенициллина, они не действуют на микоплазмы и хламидии, а кроме того, нередко вызывают выраженный кишечный дисбактериоз и аллергические реакции. Однако следует отметить, что цефалоспорины высокоэффективны при стрептококковой (в т. ч. и пневмококковой), стафилококковой и грамотрицательной (кишечная палочка и др.) этиологии заболевания.

Макролиды, особенно 2 и 3 поколений, существенно отличаются от антибиотиков двух предшествующих групп. Эритромицин воздействует как на стрептококки и некоторые виды стафилококка, так и на микоплазмы и хламидии. Но этот препарат требует четырехкратного приема, что резко снижает т. н. комплаентность лечения, т. е. реальное выполнение лечебных мероприятий. Особые трудности такой частый прием препаратов представляет у детей раннего возраста. Сам же эритромицин обладает крайне неприятным вкусом и характеризуется высокой частотой (до 20-23%) побочных проявлений со стороны желудочно-кишечного тракта в виде тошноты, рвоты, диареи, болевого синдрома. Но в отличие от пенициллинов и цефалоспоринов побочные эффекты макролидов, и эритромицина в частности, обусловлены не нарушением биоценоза кишечника, а прокинетическим, мотилиумподобным действием препаратов.

Макролиды 2 (спирамицин) и 3 поколений (рокситромицин, кларитромицин, азитромицин, джозамицин) лишены недостатков, присущих эритромицину. Их следует принимать 2-3 , а азитромицин — 1 раз в сутки. Они обладают удовлетворительными вкусовыми характеристиками, особенно детские лекарственные формы (суспензии и саше). Частота побочных проявлений не превышает 4-6% случаев. Кроме того, макролиды обладают антибактериальной активностью против ряда актуальных для педиатрии грамотрицательных бактерий: палочки дифтерии, коклюша, кампилобактера.

Слабой стороной этих препаратов является их оральное применение, что ограничивает возможность использования макролидов в тяжелых случаях, и низкая эффективность при гемофильной и энтеробактериальной этиологии заболевания. Исключение составляет азитромицин, обладающий высокой антигемофильной активностью.

Читайте также:  Основы гимнастики Бутримова при остеохондрозе шейного отдела

Поскольку антибиотики при бронхите во всех случаях назначаются эмпирически, при их выборе необходимо учитывать ряд факторов: возраст ребенка, индивидуальную переносимость, внебольничный или внутрибольничный характер заражения, особенности клинической картины болезни (типичная, атипичная), характер течения (затяжное, рецидивирующее), эффективность предшествующей терапии.

Наиболее принятой практикой [6] является назначение при типичной картине острого бронхита (высокая температура, интоксикация, кашель, выраженные физикальные изменения в легких) в качестве препарата выбора амоксициллина или, лучше, амоксициллина клавуланата. Альтернативными препаратами (при неэффективности в течение 48 — 72 ч терапии, непереносимости) могут стать цефалоспорины и макролиды.

При атипичных бронхитах (нормальная или субфебрильная температура, отсутствие отчетливой интоксикации и одышки, невыразительность физикальных данных при наличии упорного, сухого или непродуктивного коклюшеподобного навязчивого кашля), при затяжном течении бронхита препаратами выбора являются макролиды.

Литература

1. Артамонов Р. Г. Состояние бронхов при затяжных и хронических сегментарных и долевых пневмониях у детей первых лет жизни. Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1958.
2. Белая книга. Здоровье матери и ребенка // Медицинский курьер. 1998. № 1 (8). С. 14-16.
3. Белоусов Ю. Б., Омельяновский В. В. Клиническая фармакология болезней органов дыхания. Справочное рук-во. М., 1996. С. 144-147.
4. Международный журнал медицинской практики. 1997. № 4. С. 29.
5. Рачинский С. В. и соавт. Бронхиты у детей. Л.: Медицина, 1978. 211 с.
6. Руководство по медицине. Диагностика и терапия. Под ред. Р. Беркоу. М., 1997, т. 1. С. 449-450.
7. Самсыгина Г. А., Зайцева О. В., Брашнина Н. П., Казюкова Т. В. // Педиатрия. 1998, № 3. С. 50-53.
8. Самсыгина Г. А., Охлопкова К. А., Суслова О. В. Болезни органов дыхания у детей. Матер. конф. М. 21-22.09.99, стр. 112.

Нужно ли пить антибиотики и какие именно для лечения бронхита у ребенка

Антибиотики – это природные или синтетические препараты, подавляющие рост патологических бактерий. Без них нельзя обойтись при терапии бактериальных инфекций, например обструктивного бронхита. Как использовать антибиотики для лечения детей раннего возраста, какие препараты получили хорошую оценку у врачей и родителей, расскажем в нашей статье.

Из этой статьи вы узнаете

Можно ли вылечить бронхит без антибиотиков

Бронхит – распространенное заболевание у детей с рождения до 5 лет. Малыши с 0 до 12 месяцев входят в группу риска по быстрому развитию осложнений бронхита – пневмонии, дыхательной недостаточности. Из 100 тысяч грудничков до года около 200 умирают из-за гипоксемии, отека слизистой вследствие воспаления бронхов и некорректной терапии стремительно развивающейся болезни.

Бронхит возникает по двум основным причинам: заражение вирусом и бактериальной инфекцией. Аденовирусы, грибки, ротовирусы лечить антибиотиками бесполезно. Эти микроорганизмы на воздействие противомикробных препаратов не реагируют. Антибиотик убивает бактерии, действуя на образование клеточной стенки, у вирусов ее нет.

Совсем другая картина при лечении бактериальной инфекции. Антибиотик разрушительно действует на синтез белка, прерывает процесс размножения вредоносной клетки. Назначение препарата противомикробной группы в этом случае необходимо.

Выбирать метод лечения нужно врачу. Но у педиатров на это слишком мало времени. Поиск причины с помощью лабораторных анализов занимает от 5 до 7 дней. За это время состояние ребеночка ухудшается, мамы истерично смотрят на доктора и ждут помощи.

Поэтому антибиотики назначаются по внешним признакам бактериальной инфекции (гипертермия, сильный влажный кашель, гной в мокроте и другие), иногда для подстраховки. Это не значит, что доктор не профессионал. Он спасает жизнь маленькому ребенку – у грудничков быстро развиваются осложнения.

В редких случаях, когда родители обращаются к врачу сразу при обнаружении малейших симптомов бронхита и педиатр правильно диагностировал начинающуюся болезнь, даже бактериальную инфекцию можно вылечивать без противомикробных препаратов.

Таким образом, лечение бронхита у детей без антибиотиков возможно, если:

  • Воспаление бронхов провоцирует вирус. Наблюдаются симптомы острого вирусного бронхита. Воспалением затронуты только верхние дыхательные пути, мокрота густая и трудно отходит, инкубационный период длился не более 2 дней. Учтите, что отличить типы бронхитов по провоцирующему фактору без анализов крови и мокроты очень сложно.
  • Младенец переносит болезнь легко. Для излечения достаточно дыхательной гимнастики, массажа и противокашлевых сиропов Состояние улучшается через 3–5 дней после появления первых симптомов.
  • У ребенка аллергический тип бронхита.

Также об этом говорит и доктор Комаровский.

Важно! Вирусный бронхит быстро переходит в бактериальный, когда воспалительный процесс спускается в нижние отделы дыхательной системы.

Когда назначаются антибиотики

Назначать антибиотики при бронхите у детей однозначно нужно при следующих симптомах бактериальной инфекции:

    Фебрильная температура держится 3 суток и дольше.

Показания градусника застывают на уровне 38–39°С.

  • Есть ощущение сильной боли в горле без кашля. Это симптом бактериальной инфекции, наблюдается 1–3 дня до проявления других симптомов болезни.
  • Начинается сильный влажный кашель. Выделяется мокрота с примесью гноя. Это признак обструктивного бронхита, который можно вылечить только антибиотиками.
  • Анализ крови показывает повышенный уровень лейкоцитов, СОЭ.
  • Самочувствие больного к 3–5-му дню болезни ухудшается. Ребенок отказывается от еды, питья, задыхается во время кашля.
  • Популярные средства

    При бронхите маленьким детям назначают антибиотики в виде сиропа, в таблетках, растворимых в воде. Уколы ставятся при тяжелом течении болезни. Противомикробные препараты принято разделять на три группы по механизму воздействия на опасные бактерии.

    Пенициллиновая группа

    Подходят для первого опыта приема антибиотиков маленькими пациентами. Действуют мягко, щадят кишечную микрофлору. Перечень популярных и эффективных средств представлен в таблице. (Важно! Таблицу можно прокрутить вправо и влево)

    Торговое названиеДействующее веществоФорма выпускаПоказанияКак приниматьС какого возраста
    «Амоксициллин»АмоксициллинСироп, гранулы, таблеткиВоспаление дыхательной системы, тканейДо 2 лет сироп принимают по 20 мг/кг на один прием три раза в сутки 5–7 дней; с 2 до 5 лет по 125 мл суспензии в сутки. С 5 лет по 1 таблетке в день – 250 мгСироп – с рождения, таблетированная форма – с 2 лет
    «Флемоксин Солютаб»
    (аналог «Амоксициллина» нового поколения)
    АмоксициллинТаблетки для приготовления суспензииОтит, бронхит, пневмонияПо 125 мл – с 1–3 лет три раза в сутки, с 3 до 6 лет – по 250 мл три раза. Курс лечения – 5–7 днейС 1 года
    «Амоксиклав»Амоксициллин с клавулановой кислотойТаблетки, сиропОстрый синусит, хронический бронхит, цистит, пневмонияСуспензия: по 30 мг/кг в сутки детям до 3 месяцев, с 4 месяцев – по 30–40 мг/кг. Суточную дозу делят на три разаС рождения в виде сиропа, с 12 лет – таблетки

    Макролиды

    Противомикробные препараты широкого спектра действия. Назначаются детям с рождения. Имеют минимальный список побочных эффектов. (Важно! Таблицу можно прокрутить вправо и влево).

    Торговое названиеДействующее веществоФорма выпускаПоказанияКак приниматьС какого возраста
    «Сумамед»АзитромицинПорошок для суспензииАнгина, тонзиллит, бронхит, скарлатина, отит1 раз в сутки по 30 мг на 1 кг веса, курс – 3 дняС рождения
    «Макропен»МедикамицинТаблетки, суспензияОИВДП, скарлатина, дифтерия, бронхитыКурс – 7–10 дней. Доза рассчитывается по весу: на 1 кг 0,7 мл лекарстваС рождения – в форме суспензии
    «Азитромицин»АзитромицинСуспензия, таблеткиСинусит, гайморит, трахеит, дерматит, отитМежду приемами пищи 1 раз в сутки. Суспензия принимается по 0,5 мл медикамента на 1 кг весаС рождения
    «Клацид»КларитромицинПорошок для суспензии, таблеткиБронхит, отит, пневмония2 раза в любой форме по 250 мгС 3 лет

    Цефалоспорины

    Сильный антибиотик, назначается чаще в уколах. Из-за большого списка побочных эффектов детям до 5 лет применяют редко. Полезен для лечения гнойного бронхита, если пенициллиновые и макролидные препараты не помогли. (Важно! Таблицу можно прокрутить вправо и влево)

    Торговое названиеДействующее веществоФормы выпускаПоказанияКак приниматьС какого возраста
    «Зиннат»ЦефоруксимГранулы, таблеткиИВДПКурс – 5–10 дней. Суспензию принимают 2 раза в день по 10 мг/кг веса.
    Таблетки – 3 раза по 125 мг
    С рождения, таблетки – в 3 года и старше
    «Супракс»ЦефиксимКапсулы, гранулыОбструктивный бронхитОднократно в следующих дозировках:
    • с полугода – по 4 мл ежедневно;
    • с 2–4 лет суточная доза – 5 мл;
    • с 5 до 11 лет – суточная доза 6–10 мл;
    • с 12 лет –8 мл в день.
    Курс – 5–7 дней
    С полугода
    «Цефтриаксон»ЦефтриаксонУколыОИВДП, бронхит, тонзиллит, ангина, циститВнутримышечно, внутривенно, курс – 5–7 днейС рождения

    Как правильно принимать

    Терапия антибиотиками не проводится хаотично и бесконтрольно.

    Есть четкие правила приема медикаментов:

    1. В домашних условиях пользуйтесь разрешенными формами препаратов по возрасту: таблетками и сиропами. Колоть инъекции лучше в больнице или поликлинике, приглашать домой медицинскую сестру.
    2. Принимайте лекарства в одно время суток.
    3. Соблюдайте кратность приемов, временной промежуток между ними.
    4. Сироп встряхивайте до полного растворения осадка.
    5. Давайте лекарство детям во время еды или сразу после. Пусть запивают водой в небольших количествах.
    6. Придерживайтесь дозировки, пользуйтесь мерными ложками или шприцами.
    7. Не принимайте противомикробные одновременно с отхаркивающими, энтеросорбентами и антигистаминными, сделайте перерыв от 30 минут до 2 часов.
    8. Не прекращайте лечение, когда бронхит, по вашему мнению, начал проходить. Курс терапии нужно доводить до конца.
    9. Давайте больному больше питья.
    10. Ведите дневник наблюдений за малышом раннего возраста при приеме антибиотиков. Это поможет определить эффективность лекарства, заметить аллергическую реакцию.
    11. Покупайте медикамент по рецепту. Не нужно приобретать взрослую дозировку, а потом делить таблетку пополам.

    Как часто можно давать

    Использовать аптечные лекарства нужно реже. Частое и бесконтрольное применение противомикробных медикаментов приводит к потере резистентности к терапии. Это осложняет процесс лечения серьезных заболеваний в будущем.

    Любовь к антибиотикам чревата потерей естественных защитных функций, поэтому при выборе методов терапии учитывайте следующие рекомендации педиатров:

      Не используйте противомикробные препараты для вылечивания ОРВИ, насморка, несерьезных заболеваний бактериальной природы.

    В чем есть опасность

    У антибиотиков есть противопоказания и побочные эффекты. Чтобы не навредить детскому здоровью, врачам и родителям нужно знать:

    • Лекарства из группы аминогликозидов оказывают сильнейшее воздействие на почки и органы слуха. Детям их принимать нельзя.
    • «Миноциклин», «Тетрациклин», «Доксициклин» нарушают усвоение кальция, в результате истончается зубная ткань, замедляется рост ребенка. До 8 лет запрещены.
    • «Пефлоксацин», «Офлоксацин» нарушают формирование хрящей, суставов.
    • «Левомицетин» развивает апластическую анемию, угнетает кроветворную систему в костном мозге, поражая стволовые клетки.
    • Детский организм чаще взрослого отрицательно реагирует на антибиотики в любых дозах. Дети жалуются на тошноту, мигрень, диарею, головокружения. У малышей дошкольного возраста наблюдаются аллергические реакции даже на разрешенные по возрасту противомикробные препараты.

    Лечение бронхита у детей антибиотиками – эффективный метод борьбы с тяжелым бактериальным недугом, но препараты не могут действовать только положительно. Под ударом находятся почки, печень, кровеносная система, ЦНС. Используйте инъекции и таблетки противомикробной группы только в том случае, если без них никак обойтись нельзя.

    Как поднять иммунитет после лечения

    Антибиотики принимают для уничтожения вредоносных бактерий, но вместе с ними погибают и полезные, живущие в кишечнике. В результате у детей начинаются поносы, нарушается пищеварение, пропадает аппетит, снижается содержание витаминов и минералов в крови.

    Оказать помощь и поддержку маленькому организму нужно в первые дни терапии противомикробными препаратами. Одновременно с антибиотиками и еще пару недель после завершения курса лечения давайте детям пробиотики. Это препараты для восстановления микрофлоры кишечника. Список пробиотиков очень широкий, действуют они примерно одинаково. При выборе ориентируйтесь на кошелек и собственные предпочтения:

    • «Бифидумбактерин». Разрешен с рождения, производится на основе живых кисломолочных бактерий. Восстанавливает работу ЖКТ, повышает иммунитет. Выпускается в виде свечей, в сухом виде. Хранить ампулы с порошком нужно в холодильнике. Детям до 3 лет использовать суппозитории нельзя.
    • «Лактобактерин». Продается во флаконах, содержимое растворяется кипяченой водой. Дозировка зависит от возраста и показаний к применению. Противопоказаний, побочных действий нет.
    • «Линекс». Порошок, суспензия. Предназначен для терапии и профилактики дисбактериоза.
    • «Хилак форте». Разрешен с первых дней жизни. Выпускается для детей в форме капель. Быстро нейтрализует расстройства ЖКТ, повышает местный иммунитет.
    • «Бифиформ Бэби». БАД к пище, разрешен для грудничков с 0 месяцев. Нормализует кишечную флору.
    • «Лактив-ратиофарм». Рекомендуется при ощущении тяжести, вздутиях, повышенном газообразовании, в период лечения антибиотиками. Можно давать детям с 2 лет. Курс лечения – 1–2 недели. Детям с непереносимостью, атопическим дерматитом «Лактив-ратиофарм» принимать нужно с осторожностью, препарат может вызвать аллергическую реакцию.

    Хронические бронхиты чаще атакуют малышей с пониженным иммунитетом, прием антибиотиков для излечения бронхов дополнительно ухудшает ситуацию. Таким пациентам рекомендуется принимать иммуномодуляторы:

    • «Афлубин». Гомеопатический препарат в каплях, дозировка назначается по возрасту. Укрепляет иммунитет, помогает снять воспаление, нормализует терморегуляцию.
    • «Иммуноглобулин человеческий». Способствует повышению уровня сопротивляемости вирусам и бактериям. Детям назначается только по показаниям, запрещен при аллергиях. Выпускается в виде раствора для инъекций, инфузий.
    • «Интерферон». Для повышения иммунитета используется препарат в жидкой форме (пероральный раствор). Обладает противовирусными свойствами, активизирует защитные функции детского организма.
    • «Анаферон». Таблетки и капли иммуностимулирующего действия. Используются для восстановления после затяжных болезней, как средство профилактики вирусных и бактериальных инфекций.

    Рекомендации для родителей

    Терапия противомикробными препаратами будет более эффективной, если соблюдать следующие рекомендации:

    • Проводите полный курс терапии антибиотиками, даже если малыш чувствует себя здоровым. Прекращение лечения приведет к возвращению симптомов бронхита. Сколько и какое время принимать лекарства, спрашивайте не в аптеке, а у лечащего врача.
    • Четко соблюдайте кратность, дозировку препарата, рекомендации по количеству жидкости для запивания, времени приема.
    • Обеспечьте ребенку полноценный покой, возможность лежать весь день, спать в любое время суток.
    • Поите больного чаще. Вода помогает выводить патологические бактерии и токсины.
    • Не забывайте о профилактике дисбактериоза. Если не начать прием пробиотиков в период приема противомикробных препаратов, диарея и недомогание дополнят список проблем со здоровьем через 1–2 недели. Просите доктора выписать антибиотики, полезные бактерии и иммуномодуляторы одновременно.
    • Не отказывайтесь от госпитализации. Детей до 5 лет лучше пролечивать в больнице под круглосуточным наблюдением врачей.

    Лечение бронхита антибиотиками требует от родителей внимательного отношения к самочувствию ребенка. Следите за температурой, проявлением аллергических реакций, прислушивайтесь к жалобам на ухудшение состояния или появление нетипичных для бронхита симптомов – тошноты, мигрени, поноса.

    ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/zdorovie/antibiotiki_pri_bronhite_u_detej.html

    Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

    Как вылечить бронхит у детей

    Наверное, в мире нет таких людей, которые не сталкивались с такой проблемой, как бронхит. Бронхит представляет собой воспаление слизистой оболочки бронхов. Как лечить бронхит знают далеко немногие родители. Для лучшего понимания этого заболевания необходимо для начала разобраться в строение и функции бронхов.

    Строение и функция бронхов

    Бронхи представляют собой полые трубки, стенка которых состоит из трех оболочек: внутренней (слизистой), средней и наружной. Разветвляясь, бронхи образуют густое бронхиальное дерево, а главные функции бронхов состоят в проведении, согревании, увлажнении и очищении воздуха.

    Бонхит представляет собой воспаление слизистой оболочки бронхов.

    Бронхит и причины его развития

    Бронхит неразрывно связан с респираторными вирусными инфекциями. По данным всемирной организации здравоохранения , острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) занимают первое место в структуре заболеваемости детей раннего возраста. Таким образом, вирусы являются одной из самых частых причин развития острого бронхита. Помимо вирусов, к бронхиту приводят бактерии, воздействие химических и токсических веществ, физических факторов. Существуют различные формы бронхита у детей: острый бронхит (простой), острый бронхиолит, острый обструктивный бронхит, хронический бронхит. Именно такие записи врачей вы можете увидеть в амбулаторной карточке или выписке своего заболевшего ребенка. Остановимся более подробно на каждой из форм и постараемся объяснить сложные термины более понятным и доступным языком.

    Виды бронхита у детей

    Острый простой бронхит характеризуется воспалением слизистой оболочки бронхов без сужения просвета бронха. Соответственно при обструктивном бронхите у ребенка имеется обструкция (сужение) бронхов. Бронхиолит представляет собой вариант обструктивного бронхита и развивается при воспалении самых мелких по диаметру бронхов у детей первого полугодия жизни. Как правило, бронхиолит является одной из тяжелых форм бронхита у детей. Хронический бронхит — это более длительное, глубокое и выраженное поражение бронхов, при котором идет перестройка слизистой оболочки. Он может быть самостоятельным заболеванием, но у детей чаще развивается на фоне других болезней (муковисцидоз, бронхиальная астма, пороки развития).

    Симптомы бронхита у детей

    • Повышение температуры тела. Температура тела колеблется в пределах 37,2-37,8, а в ряде случаев, может достигать 38 и более градусов. Редко бронхит может протекать без температуры.
    • Вялость, слабость, сонливость.
    • Основной симптом бронхита – кашель, сухой и навязчивый в начале заболевания, в дальнейшем – влажный и легко откашливающийся. При хроническом бронхите длительность кашля может быть в течении нескольких месяцев.
    • Может отмечаться частое дыхание, появление синевы над верхней губой, втяжение отдельных участков грудной клетки при дыхании. Данные симптомы появляются у детей при сужении просвета бронха из-за отека, повышенного образования слизи и сокращения мышечных клеток бронхов.

    При усилении у ребенка слабости, вялости, кашля, появлении тошноты и рвоты, повышении температуры выше 38,0-38,5 в течение нескольких суток необходимо в срочном порядке обратиться к врачу!

    Лечение бронхита

    Лечение детского бронхита должно быть комплексным и включать в себя:

    • Диету. У детей первого года жизни очень важно уменьшить суточный объем питания, при этом увеличить количество кормлений за сутки. Что касается детей старшего возраста, также рекомендуется питаться не обильно и малыми порциями. Необходимо пить много жидкости. Это могут быть различные морсы, некрепкий чай, соки, вода. Важно отметить, что указанные напитки должны быть теплыми, но не горячими или холодными!
    • Лечение причины появления бронхита. Как было сказано ранее, основными причинами развития бронхитов являются вирусы и бактерии. Воздействовать на вирусы можно противовирусными препаратами. В данном случае можно использовать интерферон, лаферон в нос (перед применением проконсультируйтесь с врачом). На бактерии губительно действуют антибиотики. В лечении бронхитов у детей могут использоваться различные антибиотики: полусинтетические пенициллины (ампициллин, амоксициллин, аугментин, амоксиклав и др.), цефалосоприны (зиннат, цефтриаксон, цефепим и др.), макролиды (азитромицин, кларитромицин, джозамицин и др.). Обращаем ваше внимание, что определить причину появления бронхита может только лечащий врач с учетом ваших жалоб, опроса и результатов обследования.
    • Лечение, направленное на разжижение и улучшение отхождения мокроты, расширение бронхов. Применяются отхаркивающие препараты и муколитики. Из отхаркивающих препаратов предпочтение отдается гербиону, мукалтину и проспану. При густой, вязкой мокроте используют муколитики (препараты, разжижающие мокроту), а именно: ацетилцистеин, карбоцистеин, бромгексин, амброксол. При сужении бронхов используют ингаляции с бронхорасширяющими препаратами: сальбутамол, беротек, атровент, беродуал, комбивент. Для проведения ингаляций используют небулайзер. Его очень удобно использовать в домашних условиях. Небулайзер представляет собой ингалятор, который распыляет лекарственное средство на очень маленькие частицы и, тем самым, способствует его попаданию во все отделы дыхательной системы.

    Для правильного и эффективного проведения ингаляций используют небулайзер.

    • Противокашлевые препараты. У детей могут применяться коротко, на этапе сухого мучительного кашля, имеют противопоказания по возрасту. Из препаратов данной группы стоит отметить синекод, коделак.
    • Антигистаминные препараты. Применяются прежде всего у детей с аллергическими проявлениями. Часто используется лоратадин, аллергодил, зиртек.
    • Жаропонижающие препараты. Необходимо применять при повышении температуры тела выше 38,5-39,0. Препарат выбора – парацетамол. Использовать ацетилсалициловую кислоту (аспирин) у детей при лихорадке на фоне вирусной инфекции категорически запрещено!
    • Физиотерапевтическое лечение, местное лечение. Из физиотерапевтических методов используются УВЧ, ЭВТ на грудную клетку. Механизм действия данных методов основан на законах физики, которые использовали в качестве терапии при заболевании. Местная терапия утратила свою актуальность и используется в редких случаях. К таким методам относятся горчичники, мази «Доктор Мом», «Детский бальзам», «Пульмекс».

    Использовать ацетилсалициловую кислоту (аспирин) у детей при лихорадке на фоне вирусной инфекции категорически запрещено!

    Бронхит у детей является заболеванием, которое хорошо поддается лечению. Ребенок, у которого отмечаются симптомы бронхита, должен быть своевременно осмотрен педиатром. Лишь лечащий врач сможет оценить тяжесть состояния и решить вопрос о лечении ребенка на дому или в профильном стационаре .

    6 причин для лечения бронхита антибиотиками и обзор препаратов, которые часто назначают педиатры

    С простудными и вирусными заболеваниями сталкиваются все малыши, нередко болезнь сопровождается кашлем. Диагноз «бронхит» неоднократно звучит на приёме у педиатра – это часто встречающееся заболевание. Но, несмотря на свою распространенность, существует множество споров о правилах лечения недуга и необходимости применения антибактериальных средств.

    Антибиотики при бронхите у детей назначаются педиатром с учетом состояния малыша, клинической картины болезни, чувствительности возбудителя. Родители в свою очередь должны понимать, когда и как следует давать антибиотик, как он повлияет на здоровье малыша. Следует осознавать, что бывают ситуации, при которых применение антибактериальных средств не только не улучшит состояние крохи, но и навредит ребёнку.

    Почему возникает бронхит?

    Бронхит – заболевание органов дыхания, которое сопровождается воспалением слизистой оболочки бронхов. К наиболее частым причинам развития недуга относится попадание вирусов в организм малыша. Повышенное образование слизи, отёчность и воспаление – защитная реакция бронхов на внедрение инфекционных агентов. Стимулируется кашлевой рефлекс ребёнка, поскольку кашель помогает крохе избавиться от скопившейся слизи.

    Но не всегда кашель эффективно удаляет мокроту из бронхов, особенно если она вязкая и густая. В таких случаях развивается закупорка бронхов (обструкция), присоединяется бактериальная инфекция с развитием тяжелых осложнений: бронхоспазма и пневмонии. Малыша мучает навязчивый кашель с трудноотделяемой мокротой, одышка, общая слабость.

    Иногда причиной бронхита является аллергия, несоответствие воздуха в помещении гигиеническим нормам, грибковые инфекции.

    Зачем назначаются антибиотики при бронхите у детей?

    Хотя в большинстве случаев природа бронхита вирусная, антибиотики широко используются для лечения заболевания. Вирусная инфекция ослабляет защитные силы организма, а сухой воздух в помещении и недостаточное питье способствуют высушиванию слизи в бронхах, что создает условия для развития микробной инфекции.

    В небольшом количестве случаев бронхит изначально имеет бактериальную природу и проявляется тяжелым состоянием малыша с явлениями сильной интоксикации. Процесс протекает с серьёзными осложнениями и требует стационарного лечения.

    Когда необходимо давать антибиотик?

    Существуют симптомы, которые указывают на необходимость лечения малыша антибиотиками.

    1. Температура более 38 °С в течение 3 дней указывает на присутствие бактерий в организме человека.
    2. Одышка, затруднение дыхания, хрипы в лёгких.
    3. Выраженная интоксикация, нарушение общего состояния малыша.
    4. Выделение вязкой, гнойной мокроты.
    5. Изменение лабораторных показателей крови, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, увеличение СОЭ.
    6. Возраст малыша меньше года.

    Какие антибиотики самые эффективные при бронхите у детей?

    Ассортимент антибактериальных средств огромен и на первый взгляд очень трудно разобраться в обилии лекарств. Но многие лекарственные средства имеют одинаковое действующее вещество и различные торговые названия, лекарственную форму препарата. Кроме того, все антибиотики делятся на группы по своей противомикробной активности.

    Для терапии бронхита врачи назначают 3 основные группы антибиотиков.

    1. Группа пенициллинов. Такие препараты оказывают очень мягкое действие, поэтому назначаются первыми при острых бактериальных инфекциях у детей. Выпускают пенициллины в различных формах: суспензиях для детей, таблетках, инъекциях. Сиропы с этим антибиотиком обладают приятным вкусом и не вызывают отвращения у детей. Лекарства эффективно борются с нетяжелыми инфекциями, которые часто встречаются в детском возрасте. Наиболее часто назначаются препараты: «Ампиокс», «Амоксициллин», «Флемоксин», «Ампициллин», «Флемоклав», «Оспамокс», «Аугментин».
    2. Макролиды. Назначаются детям при неэффективности первой группы антибиотиков, при выраженности симптомов болезни, появлении осложнений. Макролиды хорошо переносятся детьми, обладают минимальным числом побочных эффектов и разрешены в педиатрической практике. Названия препаратов: «Азитрокс», «Сумамед», «Азитромицин», «Макропен», «Кларитромицин».
    3. Цефалоспорины. Средства с широким противомикробным действием, выраженным лечебным эффектом. Прибегают к этим лекарствам, когда лечение другими препаратами оказалось неэффективным, или болезнь имеет тяжёлое течение. Действует антибиотик на множество болезнетворных бактерий, хорошо себя зарекомендовал в лечении сложных форм бронхита, при бронхообструктивном синдроме. Нередко эти лекарства назначают в виде инъекций, особенно если малыш находится в стационаре. Препараты: «Кетоцеф», «Цефаксон», «Нацеф», «Анцеф», «Зиннат», «Зинацеф».
    4. Фторхинолоны. К этим препаратам прибегают в крайних случаях, при тяжелом состоянии ребёнка, в случае атипичного течения болезни. Назначают их по строгим показаниям и применят под контролем медицинских работников. Детям в возрасте до 12 лет вместо фторхинолонов лучше подобрать другое лекарственное средство, с меньшим количеством противопоказаний и побочных реакций. Лекарства: «Ципролет», «Ципронол», «Левофлоксацин».

    5 антибиотиков, которые назначаются врачами чаще всего

    1. «Флемоксин Солютаб». Антибиотик, относящийся к пенициллиновому ряду, содержит в своем составе самое простое действующее вещество – амоксициллин. Применять можно при первых симптомах бронхита у малышей, проблемах с ЛОР-органами и при заболеваниях верхних дыхательных путей. Хотя лекарство выпускается в твердой форме, таблетку с антибиотиком не обязательно глотать. Диспергируемые таблетки легко растворяются в воде и имеют приятный вкус и аромат, малыши с удовольствием пьют образовавшийся сироп. Кроме того, жидкая лекарственная форма быстрее всасывается и лучше усваивается, начинает действовать практически сразу.
    2. «Аугментин». Этот препарат также относится к пенициллиновому ряду, но в состав лекарства кроме антибиотика входит клавулановая кислота. Благодаря особому составу препарат является более действенным, по сравнению с другими пенициллинами. Клавулоновая кислота защищает антибиотик от разрушения некоторыми бактериями, увеличивает его активность. «Аугментин» выпускается в форме таблеток, суспензии и раствора для инъекций. Жидкая форма сиропа подходит малышам до 5 лет, а ребята постарше смогут проглотить таблетку, покрытую оболочкой. Инъекции «Аугментина» назначаются при тяжелом состоянии ребёнка и проводятся в условиях лечебного учреждения.
    3. «Сумамед». Антибактериальный препарат, входящий в состав лекарства, представлен азитромицином и относится к группе макролидов. Вещество прекрасно борется с воспалением в бронхах и легких. Подходит для лечения затяжных и хронических бронхитов, бронхопневмоний, пневмоний. Выпускается лекарство в виде таблеток и сиропа различной дозировки, поэтому легко подобрать подходящую для каждого ребенка форму. Удобен и режим дозирования, достаточно употреблять антибиотик один раз в день для создания необходимой концентрации лекарства в крови. Минимальный курс лечения «Сумамедом» составляет всего 3 дня, но даже при таком коротком приеме, вещество определяется в крови в течение 5 – 7 дней.
    4. «Биноклар» («Клацид»). Кларитромицин – действующее вещество лекарства, относится к полусинтетическим макролидам и обладает выраженной противомикробной активностью. Препарат помогает побороть многие инфекционные заболевания, в том числе тяжелый бронхит и пневмонию. Хотя лекарство быстро и эффективно справляется с болезнью, имеется много противопоказаний и побочных эффектов. Например, приём «Клацида» может вызывать расстройство пищеварения, боль в животе, головокружение, нарушение функции печени и почек. Поэтому принимать лекарство нужно с осторожностью, при неэффективности других средств.
    5. «Зиннат». Основным веществом «Зинната» является цефуроксим – антибиотик цефалоспоринового ряда. Применяется при бронхитах, особенно эффективен антибиотик при хронических формах болезни, пневмониях. «Зиннат» разрешен с трёхмесячного возраста, при наличии показаний к применению лекарства. Хотя лекарство обычно хорошо переносится, нужно с осторожностью применять вещество для малышей до года. Из побочных эффектов антибиотик часто вызывает нарушения пищеварения, аллергические высыпания, нарушение работы печени.

    Правила приёма антибиотиков

    • лекарство выбирает только врач. Антибиотики имеют огромное число противопоказаний и побочных эффектов, самостоятельное употребление этих лекарств опасно, особенно для детей. Никогда не слушайте советов подруг, лекарство эффективное для одного ребёнка, может принести вред другому малышу. К тому же, перед выбором антибиотика врач назначит необходимые анализы, проведёт тщательный осмотр и опрос пациента.
    • правильная дозировка. В педиатрии дозировка препарата рассчитывается на килограмм массы тела ребёнка. Поэтому дозировка для детей одного возраста может немного отличаться. Никогда не меняйте дозировку указанную врачом, не удваивайте дозу, чтобы быстрее справиться с инфекцией. Такие эксперименты могут вызывать нежелательные последствия, дисбактериозы и токсические реакции. Не следует уменьшать назначенную врачом дозировку или прекращать раньше времени прием лекарства. Таким образом микроорганизмы полностью не погибают, а наоборот, приобретают устойчивость к препарату. При повторных заболеваниях антибиотик может оказаться неэффективным, придётся пользоваться более серьёзными лекарственными средствами.
    • соблюдайте время и кратность приема. Принимать антибиотик нужно в одно и то же время, соблюдая одинаковые интервалы между приёмом лекарства. Это создаст постоянную концентрацию вещества в крови, поможет быстро справиться с инфекцией. Курс приема обычно составляет от 5 до 7 дней, при тяжелых заболеваниях возможно продление терапии до двухнедельного периода.
    • запивать лекарство нужно чистой негазированной водой. Строго запрещено запивать лекарственные средства газированными напитками, молоком, соками. Такие жидкости меняют кислотность среды и нарушают всасывание вещества. Не стоит пить антибиотик вместе с другими препаратами, особенно это касается жаропонижающих, противоаллергических и отхаркивающих средств.
    • соблюдать диету. Поскольку на систему пищеварения ложиться повышенная нагрузка, а для выздоровления нужно потреблять достаточный каллораж, стоит отдать предпочтения здоровому питанию. Рекомендуется включать в рацион достаточное количество овощей и фруктов, меньше употреблять рафинированных, консервированных, острых продуктов. Позаботьтесь о достаточной количестве потребляемой малышом жидкости, пусть кроха сам выберет любимый напиток. Тёплое обильное питье поможет разжижить мокроту и уменьшить явления интоксикации.
    • ведите дневник приёма антибиотика. Заведите дневник наблюдения за болеющим малышом, отмечайте повышения температуры, изменения состояния крохи и введённые препараты. Обязательно укажите дату и время первого приёма антибиотика. Рассчитайте временной интервал и придерживайтесь вашего графика приёма противомикробных средств. Будьте внимательны к своему ребёнку, отмечайте все нежелательные реакции, возникшие при лечении недуга. Это поможет быстрее найти причину ухудшения состояния крохи и вовремя принять меры.

    Выводы

    Бронхит – распространенный недуг, который чаще всего вызывается вирусами. Несмотря на это, антибиотики нередко входят в схему терапии заболеваний бронхов. Ведь неправильное лечение вирусной инфекции может вызывать бактериальные осложнения, а бронхит из вирусного заболевания становится бактериальным.

    Хотя противомикробные препараты обладает выраженным действием и способны быстро побороть недуг, принимать лекарства можно только после консультации специалиста. В противном случае не исключено развитие побочных эффектов и ухудшение состояния крохи. Используя антибиотики, родители должны помнить правила их применения и неукоснительно соблюдать их. Это поможет обезопасить кроху от негативных последствий антибиотикотерапии и сохранит здоровье малыша.

    Чем интересным можно заняться с ребенком в годик

    Один годик – это ответственный период в жизни крохи и его родителей. Маленький человек стремится за день узнать как можно больше ведь в этом мире столько всего интересного.

    Кто, как не родители смогут помочь ему в этом благодаря интересным и увлекательным играм, совместному времяпровождению.

    С пользой провести время можно зная, чем занять ребенка в 1 год. Ведь существует масса интересных игр, которые непременно понравятся малышу, и принесут родителям удовольствие, заключающееся в наблюдении за его достижениями.

    Из этой статьи вы узнаете

    Дельные советы

    Дождавшись годовалого возраста крохи, родители могут начинать заниматься с ним, знакомить его с интересными играми.

    Но главное не перестараться, чтобы не отбить желание у малыша заниматься дальше. Для этого следует обратить внимание на следующие советы:

    • Заниматься с ребенком нужно только тогда, когда он пребывает в хорошем настроении и его ничего не беспокоит.
    • В графике следует выбрать время, в которое будут проводиться игры, занятия.
    • При выборе очередного развлечения для крохи следует учесть тот факт, что чрезмерная их длительность, скорее всего, утомит кроху, и он потеряет интерес к происходящему.

    Максимальным временем, на протяжении которого можно задержать внимание ребенка в полтора года, является 10 минут.

    • Для того чтобы игра была интересной, а кроха усвоил что-то новое, родители должны наглядно показать, что именно он должен делать.
    • В процессе занятия не нужно скупиться на хвалебные слова, ведь они поощряют малыша, являются стимулом для того, чтобы в следующий раз сделать что-либо еще лучше.

    Несмотря на занятость родителей, с ребенком в 1 год нужно проводить как можно больше времени. Ведь в этом возрасте он нуждается в коллективе.

    Даже если игру заменить обычным общением, это положительно скажется на эмоциональном состоянии малыша.

    Как провести время с пользой

    Занятия дома с годовалым ребенком родители могут подобрать самостоятельно. Ведь все дети разные, и то, что для одних является увлекательным, у вторых не вызывает никакого интереса.

    Для того чтобы развлечь кроху дома, заняться его развитием, родителям следует отдать предпочтение играм, которые:

    • Помогают развивать мышление. В процессе занятия очень важно использовать игрушки, карточки с изображением животных, предметов, которые нас окружают.
    • Положительно влияют на усовершенствование физических возможностей. Как правило, это активные развлечения, в ходе которых ребенок может подражать взрослым либо выполнять их просьбы.
    • Связаны с привитием любви к творчеству. Несмотря на то, что занять кроху такими занятиями дома надолго не получится, да и результат не всегда будет ожидаемым, заниматься нужно.

    Важно чтобы и родители принимали участие в этом, ведь их поддержка для крохи важна.

    • Развивают речь. Как раз в годик многие дети начинают издавать первые осознанные слога, которые вскоре превращаются в долгожданные слова.

    Поэтому, не зная, чем занять годовалого ребенка, можно рассмотреть варианты игр, в которых данный навык можно развивать. Например, можно ознакомить кроху со звуками, которые издают животные, и попросить их повторить.

    Ориентируясь на данные рекомендации, занятия принесут малышу удовольствие, как и его родителям. Ведь с усладой наблюдать за тем, как старается, учится кроха, который совсем недавно умел только агукать – это истинное счастье.

    Игры для детей годовалого возраста

    Занятия ребенку требуются в любое время года. Даже лето, предусматривающее длительные прогулки на свежем воздухе, не должно стать преградой для развития крохи.

    В приведенном ниже списке представлен перечень того, чем занять ребенка в год. Ведь именно эти игры больше всего нравятся детям.

    Интересные и полезные игры:

    • Использование предметов. Так как дети в 1 год с интересом изучают все, что их окружает, знакомство с новым им точно понравится.

    К примеру, ребенка можно посадить напротив себя и поиграть с ним в мяч, катая его. Или же разложить перед крохой предметы разной величины, формы, цвета и текстуры.

    При этом каждый предмет, который им будет взят, родитель должен описывать. Для игры можно использовать игрушки, изучать их, просить ребенка дать ту или иную.

    • Развитие мелкой моторики за счет пальчиковых игр. Это не только интересное занятие, но и полезное, особенно для детей, которые в этом возрасте не спешат произносить первые слоги.

    Поиграть с ребенком можно в популярную много лет «Сороку-ворону». Использовать можно и другие сценарии.

    • Лепка из теста. Занять малыша этой игрой можно надолго, но без помощи родителей ему не справится.

    Развлечение заключается в том, чтобы научить кроху делать элементарные вещи с теста, приготовить которое в домашних условиях невероятно просто, да и по сравнению с пластилином, оно является безопасным.

    Ребенок может расплющивать шарики, которые сделает мама, пытаться соединить несколько деталей в одну композицию. Со временем ребенок научится делать свои первые поделки без помощи родителей.

    • Использование сыпучих материалов. Несмотря на то, что такие игры для некоторых родителей считаются уместными за пределами дома, для детей они являются не только интересными, но и полезными, так как тренируют мелкую моторику рук.

    Они предусматривают использование песка, сыпучих круп, которые имеются в хозяйстве. Для ребенка 1 – 2 лет увлекательным станет пересыпание предложенного материала из одной емкости в другую.

    Если использовать игрушечную посудку, то можно поиграть в «повара», который приготовит еду и накормит ею свои игрушки.

    • Складывание пирамид, кубиков, сортеров. Это, пожалуй, одни из самых интересных игр, в которые любят играть малыши в этом возрасте.

    Показав, как собирается пирамида, или как правильно складывать сортер, завлечь маленького исследователя можно надолго.

    Кроме самостоятельных занятий, в них могут участвовать и родители, которые будут ставить перед крохой задания, требующие выполнения. Например, поставить кубик на кубик.

    • Игры с бытовыми предметами. Наверняка, каждая мама успела заменить интерес, который ее ребенок проявляет к бытовым предметам, а особенно к кухонному инвентарю, несмотря на изобилие игрушек.

    Это нормально, ведь так проявляется интерес к тому, что его окружает. Если кроха хочет поиграть с бытовыми предметами, то такую возможность ему можно предоставить.

    Но все что попадет ему в руки должно быть чистым и безопасным. Можно использовать пластиковые судочки, которые малыш может легко открыть, закрыть, поместить в них что-либо, кастрюли, ложки и прочее.

    • Рисование. Развлекать кроху можно, рисуя с ним пальчиковыми красками. Они безопасны, и рассчитаны на этот возраст.

    Ведь рисование кистью малышу еще сложно освоить, а нанеся краску на пальчик или ладошку, он сделает свой первый рисунок.

    С помощью красок и помощи родителей кроха может рисовать все что угодно, например, солнце, цветы, животных.

    Для того чтобы игры не надоедали детям, их нужно чередовать. Со временем кроха выделит для себя одно или несколько занятий, которые увлекают его больше всего.

    А пока, зная во что поиграть с малышом, родители смогут провести время с пользой, учить и развивать его в процессе игры. А наградой за это станут новые навыки и достижения малыша, а также его сияющие от счастья глаза.

    Чем занять годовалого ребенка дома

    Когда ребенку исполняется год, родители могут вздохнуть с облегчением – самое сложное осталось позади. Впереди – самое интересное: время быстрого развития, познания окружающего мира и приобретения новых навыков.

    Годовалый ребенок играет на коврике

    Занятия для годовалого ребенка с мамой

    Годовалые малыши всегда в движении: с любопытством исследуют дальние уголки квартиры, открывают дверцы шкафов, проверяют содержимое ящиков, кастрюль и горшков с цветами.

    В годик малыши нуждаются в том, кто поможет совершать новые открытия и сделает это безопасным. Детки внимательно слушают все, что говорят родители, и даже отвечают на своем языке, многое понимают. С удовольствием поддерживают любую игру, предложенную взрослым. Маме не составит труда придумать, чем занять ребенка в 1 год. Увлекает все: ватные палочки, салфетки, коробочки с крышками, тряпочки, кухонные принадлежности.

    В этом возрасте малыши радуются мыльным пузырям, музыкальным инструментам. Они легко запоминают и повторяют те действия с предметами, которые делают взрослые: изображают, как мама выдувает пузыри, вслед за папой перебирают гитарные струны, с уверенностью орудуют барабанными палочками и даже производят звуки музыки из дудочки.

    Дети любят наблюдать и за своими действиями и последствиями этих действий. Рвут вату, разбрасывают одежду, которую вытащили из шкафа, разливают воду из чашки. Стоит предоставить поверхность, которую можно разукрасить пальчиковыми красками и можно забыть о проблеме, чем занять годовалого ребенка дома.

    Совместные занятия с мамой способствуют развитию ребенка в разных направлениях:

    • Развитие речи;
    • Развитие сенсорики и мелкой моторики;
    • Творческое развитие;
    • Общее развитие;
    • Развитие навыков самообслуживания;
    • Физическое развитие.

    Все занятия проходят в игровой форме и доставляют только радость.

    Зачем годовалому ребенку режим

    Распорядок дня создает ощущение стабильности. Маме легче, если она знает, во сколько ребенок просыпается, когда ложится на дневной сон и ночной. Это помогает разумно распределять и планировать время на работу по дому, приготовление еды для малыша, прогулку, игры и занятия с ребенком.

    Режим дня базируется на знании ритмов ребенка: когда он обычно просыпается, когда бодр и готов играть, а когда хочет есть или готов спать. Эти знания позволяют предугадывать желания малыша и правильно реагировать на его поведение. Годовалые дети еще не умеют сообщать о своих желаниях, поэтому капризное поведение говорит о необходимости отдыха или о том, что подошло время еды.

    Режим помогает создавать для карапуза комфортные условия: укладывать спать и кормить так, чтобы избегать нежелательного поведения. Во время дневного сна у мамы есть возможность решить, чем можно будет занять годовалого ребенка, когда он проснется, и подготовиться к этому.

    Ребенок рассматривает игрушку

    Распорядок дня положительно влияет на детей. Периоды покоя и отдыха сменяются периодами активности, после подвижных игр, прогулки на свежем воздухе и приема пищи детям хочется спать. Порядок и стабильность формируют чувство защищенности, без него ребенку сложнее правильно развиваться.

    Развивающие игры для годовалых деток

    Любая игра, которой родители могут развлечь детей в этом возрасте, становится развивающей. Малыши, как губки, впитывают все новое, что им показывают взрослые. Самое эффективное развитие – то, которое приносит удовольствие. Это достигается в игровой форме. Для того чтобы достичь лучшего результата надо знать, как развивать ребенка в 1 год, и какие игры больше для этого подходят:

    1. Для развития речи:
    • игры для развития крупной моторики (пальчиковые и жестовые);
    • игры для развития артикуляции – помогающие научиться дуть;
    • чтение стишков и потешек, которые помогают произносить звуки;
    • чтение мамой книг для детей от года;
    • прослушивание песенок.
    1. Для развития сенсомоторных навыков:
    • раскладывание маленьких предметов по ячейкам, перекладывание их из одной емкости в другую;
    • игры с кинетическим песком: набирать в лопатку песок, наполнять в формочку, стучать по перевернутой формочке лопаткой;
    • извлечение предметов средней величины из емкостей при помощи ложки или половника;
    • игры с водой, лучше в ванной во время купания с игрушками;
    • строительство башни из кубиков и пирамидки из колец;
    • проталкивание предметов через отверстие;
    • скатывание мячика или машинки с горки или наклонной поверхности;
    • катание каталки, игрушки на веревочке;
    • разворачивание спрятанных в фольгу игрушек;
    • открывание и закрывание баночек и коробочек.
    1. Для творческого развития:
    • рисование;
    • лепка;
    • работа с тестом.
    1. Для общего развития:
    • изучение размеров, цветов, геометрических фигур;
    • изучение овощей и фруктов, предметов одежды и быта;
    • занятия с игрушечными зверюшками или их изображениями на картинках: каждого животного называют, затем изображают звуки, которые он издает;
    • изучение машины, самолета, поезда и звуков, которые они воспроизводят;
    • сюжетные игры в доктора, повара, строителя.
    1. Для развития навыков самообслуживания:
    • стимулирование малыша пить из чашки,
    • пробовать есть ложкой,
    • чистить зубы щеткой,
    • знакомиться с горшком.

    Дополнительная информация. Как бы ни хотелось развивать ребенка, не стоит давить на него и заставлять заниматься тем, что ему не по душе. Следует переключить внимание на другую игру или на то, чему можно учить ребенка в год.

    Ребенок играет в кубики

    Развивающие игрушки

    Игрушки для годовалых деток не обязательно должны быть яркими. К ним предъявляются требования безопасности и пользы. В соответствии с направлениями развития подбираются предметы, книги и игрушки:

    1. Для развития речи:
    • мыльные пузыри;
    • дудочка.
    1. Для развития сенсорики и мелкой моторики:
    • кинетический песок;
    • самые простые рамки-вкладыши и самые крупные паззлы;
    • разноцветные и различные по размеру стаканчики;
    • кубики, пирамидки;
    • сортеры;
    • шнуровка;
    • бизиборд.
    1. Для творческого развития:
    • пальчиковые краски;
    • пластилин;
    • тесто;
    • конструктор;
    1. Для общего развития:
    • матрешки;
    • шарики разных цветов;
    • куклы и мягкие игрушки в виде зверят;
    • книги или картинки из плотного материала с реалистичными изображениями фруктов, овощей, ягод, предметов одежды и быта, видов транспорта;
    • игровые набор доктора и набор строительных инструментов.
    1. Для развития навыков самообслуживания:
    • игровые наборы разрезанных овощей, столовых приборов и посуды;
    • чашка с носиком;
    • ложка с изогнутой ручкой;
    • зубная щетка детская с мягкой щетиной;
    • красивый горшок.

    Интересные идеи для занятий дома

    Нет необходимости ограждать ребенка от выполнения домашних обязанностей. Это и поможет малышу быстрее развиваться, и воспитает помощника на радость родителям. Стоит позволить ребенку:

    • Вытирать стол тряпочкой. Можно смочить водой тряпочку, которой обычно протирают обеденный стол или детский столик, показать, какими движениями протирают поверхность, и дать малышу. Он с радостью будет повторять действия. Пусть не все получится идеально с первого раза. Чем чаще родители дают ребенку возможность проявить себя, выполняя простые поручения, и хвалят его, тем быстрее ребенок научится выполнять все правильно, увидит ценность собственной работы, научится ценить чужой труд и поймет, что родители доверяют ему.

    Малыш помогает маме

    • Подметать пол щеткой. Этой работой лучше заниматься в паре. Для этого стоит приобрести детский комплект щетки и совочка. Малыш будет наблюдать за родителями и пытаться повторять. Ощущение важности и нужности сыграет роль, ребенок будет рад своему участию.
    • Загружать белье в стиральную машинку. Дети любят подражать взрослым: помогают нести белье из корзины в стиральную машинку или вытаскивать чистое белье из машинки, помогая маме его развесить.

    Активное времяпрепровождение для малышей в годик

    Умственное и физическое развития детей связаны друг с другом, поэтому в годовалом возрасте необходимо побуждать кроху двигаться побольше. Многие уже ходят и нуждаются в каждодневных тренировках и упражнениях для улучшения навыка. Можно начинать делать простую гимнастику, зарядку по утрам. Через пару месяцев – прыгать.

    Становится возможно поиграть в подвижные игры. Это могут быть догонялки и прятки за дверью шкафа или занавесками, игра в мяч или с машиной, предполагающая катание по полу или построенной дороге. Можно бросать и ловить мяч вместе с мамой, катать его.

    Хорошим занятием будет забираться и спускаться по ступеням стремянки под присмотром взрослого. Подойдут стопки книг, сложенные в виде ступеней. Если есть шведская стенка, можно позаниматься на ней. Диваны, стулья и кресла можно использовать, чтобы забираться на них и спускаться.

    Обратите внимание! Во время активных игр взрослые всегда должны находиться рядом с малышом.

    Самостоятельные игры

    Помимо игр с крохой, маме необходимо свободное время, выделенное для выполнения домашних дел. Удобно делать какую-то часть работы, пока ребенок спит, но в этом случае следует исключить шумные виды работ. Их придется отложить на время бодрствования карапуза. Чтобы малыш предоставил маме возможность заняться делами, его следует научить играть самостоятельно.

    Можно чередовать самостоятельные игры и совместные. Как только внимание малыша занято игрушкой, маме следует заняться делами, при этом находясь рядом, чтобы ребенок чувствовал ее присутствие.

    Конечно, на 3 часа отвлечь годовалого ребенка без участия другого взрослого не получится, но на 15-20 минут организовать такое вполне возможно.

    Ребенок играет в конструктор

    Малыши в год очень любознательны, им все интересно. Обычные для взрослых вещи и предметы воспринимаются детьми совершенно иначе. Стоит показать новые объекты, которые могут заинтересовать ребенка:

    1. Пакеты из супермаркета. Они большие, шуршат, их можно подбрасывать, с ними можно ходить, в них можно складывать игрушки. Если показать, как использовать пакеты, малыш будет играть с ними.

    Важно! Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не одевал пакет на голову, – возможно удушье.

    1. Сыпучие предметы: крупы, макароны. Занятие полезно тем, что способствует развитию мелкой моторики. Пересыпание этих предметов в емкости, например, кастрюли, предоставленные мамой, позволит отвлечь малыша. Все может закончиться разбрасыванием этих сыпучих предметов по всей комнате или даже квартире, но этот мелкий вред, нанесенный чистоте дома, не сравнить с пользой от самостоятельно играющего ребенка и развития его мелкой моторики, от которой зависит скорость развития мышления, координации и речи.
    2. Рулон туалетной бумаги. Детям нравится рвать в клочья мягкую туалетную бумагу. Им доставляет огромную радость наблюдать, как она разматывается, когда они ее дергают. Когда рулон полностью размотан, ребенок может еще долго сидеть, обмотавшись бумагой, перебирать ее пальчиками и дорывать то, что еще осталось целым.
    3. Бизиборд. Сооружение из доски с крючками, ручками, замочками, шпингалетами, открывающимися дверцами, колесиками, выключателями, стопперами и прочими атрибутами, которые обычно запрещены, занимают малышей.
    4. Коробка со старыми игрушками. Родителям советуют не покупать много игрушек, а разделить уже купленные на две части и выдавать их ребенку по очереди. В одну часть игрушек ребенок играет, другая – складывается в коробку и достается при необходимости, чтобы занять карапуза. Вытащить и посмотреть все игрушки из коробки – это так увлекательно.

    Малыш занят бизибордом

    Показатели правильного развития

    Полезные и интересные занятия для карапуза при условии их регулярности принесут свои плоды. Любой малыш сможет:

    • найти знакомый предмет, который попросит принести мама;
    • отличить большую игрушку от маленькой и показать, где какая;
    • строить башню из кубиков или стаканчиков;
    • разбирать и собирать пирамидку из колец;
    • прятать небольшие игрушки под перевернутыми стаканчиками;
    • прятаться, закрывая глаза руками;
    • ставить детали конструктора друг на друга;
    • показать, как ездит машинка, как ложится спать кукла;
    • держать руку у уха, подражая маме, говорящей по телефону;
    • повторять простые слова и восклицания, которые слышит от взрослых;
    • пытаться изображать знакомые звуки, например, работающего пылесоса или стиральной машинки.

    Развитие ребенка, по словам доктора Комаровского, всегда волнует родителей. Беспокоиться совершенно не стоит тем, кто уделяет своему чаду достаточное количество времени. Рассказывать, объяснять, показывать и знакомить со всем тем, что нас окружает, – лучший способ развивать ребенка.

    Видео

    Ссылка на основную публикацию