Что означает базальная температура от 36 до 36,9 градусов

Базальная температура во время беременности

Содержание:

Если вы решили прочитать эту статью, значит, слышали о базальной температуре, но не до конца понимаете, чем она может помочь будущей маме, и как ее отслеживать. Мы расскажем вам, какая базальная температура должна быть у беременных и готовящихся к беременности женщин, научим, как ее измерить и как обнаружить на графике овуляцию, беременность и гормональные проблемы.

Что такое базальная температура?

Этот термин при подготовке и во время беременности прочно входит в лексикон каждой женщины, поэтому кажется, что он как-то связан с репродуктивным здоровьем. На самом деле, слово «базальный» означает лишь «базовый, основной» и подчеркивает следующий факт: в течение дня температура тела любого человека может меняться в значительных пределах. После занятия в спортзале или плотного обеда она будет выше, чем во время просмотра новостей, лежа на диване. Измеренная днем температура несет мало информации о состоянии человека, значение имеет лишь только самая низкая температурная точка в течение суток, и именно она называется базальной.

Базальная температура измеряется в момент наивысшего расслабления — в первые минуты после пробуждения, и график ее изменения в течение нескольких дней может рассказать о многом. В частности во время менструального цикла она может помочь вычислить день овуляции 1 .

Какая базальная температура должна быть при овуляции?

Температура тела женщины в репродуктивном возрасте меняется под воздействием гормонов, и далеко не всегда она равна классическим 36,6 °C. Базальная температура уже на ранних сроках беременности поднимается до более комфортной плоду — чуть выше 37 °C. Впрочем, гораздо важнее понимать, как она ведет себя в течение менструального цикла: наряду с концентрацией лютеинизирующего гормона в крови и моче изменение этого показателя является одним из главных признаков овуляции.

С началом месячных базальная температура чуть поднимается, затем опускается к норме и держится на этом уровне в течение всей первой фазы менструального цикла. Перед самой овуляцией из-за растущего уровня эстрогена она ненадолго проседает ниже нормы. С момента овуляции выработка эстрогена понижается, а прогестерона — повышается, поэтому температура резко подскакивает выше первоначального уровня и держится там всю вторую фазу цикла, медленно уменьшаясь с каждым днем.

Описанные выше изменения в начале возможной беременности, на самом деле, минимальны — разговор идет о долях градуса. Тем не менее, характерная картина, при которой температура «ныряет» вниз, а потом быстро «вскарабкивается» на новые высоты, позволяет обнаружить овуляцию. Значит, подготовиться к долгожданному зачатию.

Как измеряют базальную температуру во время подготовки к беременности?

Мы не будем давать вам ложных надежд и говорить, что это — простое занятие. Вовсе нет: оно требует высокой дисциплины, внимательности и неукоснительного следования правилам. Речь идет о необходимости обнаружить почти незаметные колебания в доли градуса, и любая ошибка в измерениях может стать критичной. Лучше, если вы пройдете обучение под руководством своего врача, но мы тоже дадим вам памятку с 10 главными принципами измерения базальной температуры при подготовке и на ранних сроках беременности.

Для измерения подойдет только очень точный термометр 2 . Лучше всего, если это будет современный цифровой прибор. Внимательно прочтите инструкцию по эксплуатации и не забывайте своевременно менять батарейки. В течение менструального цикла термометр менять нельзя — индивидуальные ошибки разных приборов могут исказить картину.

Измерения лучше всего проводить в прямой кишке. Допускаются измерения во влагалище или во рту, но считается, что ректальный способ — самый надежный. Какой бы метод вы ни выбрали, не меняйте его в течение цикла. Измерения подмышкой для отслеживания овуляции не подходят, потому что не обеспечивают необходимой точности.

Измерения проводят только утром, сразу после пробуждения 3 . Вставать с кровати и делать резкие движения нельзя, даже короткий поход за термометром и обратно в другой конец комнаты может все испортить . Приготовьте термометр с вечера и положите его так, чтобы он был на расстоянии вытянутой руки.

Чтобы не испортить показания, лежите неподвижно и не меняйте позу. Постарайтесь сделать все, чтобы мозг, а за ним и тело не перешли на «рабочие обороты» — не думайте о планах на день, о важных делах и проблемах. В идеале даже не открывайте глаза.

Базальную температуру необходимо измерять каждый день примерно в одно и то же время 4 . График, при котором в рабочие дни вы встаете, например, в 6 утра, а в субботу и воскресенье — в 10, не подходит. Чтобы обеспечить необходимую точность, вам придется и в выходные ставить будильник на 6, максимум — 7 утра.

Измерение необходимо проводить после 3 или более часов спокойного сна 4 . Постарайтесь исключить все факторы, которые могут прервать ваш сон, в частности, не пейте много жидкости вечером, чтобы ночью не было позывов в туалет. Если вы спали менее 3 часов, результат может значительно исказиться.

Измерять базальную температуру днем при подготовке к беременности можно только в крайних случаях, например, если вы работаете в ночные смены. Перед этим необходимо поспать не менее 3 часов. И, конечно, если вы планируете забеременеть, вам надо менять рабочий график или перейти на другую работу.

Как только измерения закончены, сразу же запишите результат. Не надейтесь на память — за то время, которое необходимо, чтобы посетить туалет или поставить чайник, мозг может переключиться на какую-нибудь важную мысль, и цифры вылетят из головы. Лучше всего фиксировать измерения в электронном виде. Microsoft Excel или другая подобная программа позволят автоматически нарисовать базальный график при подготовке к беременности, что значительно нагляднее, чем просто колонка чисел на листе бумаги.

Делайте комментарии к любым неожиданным отклонениям в измерениях. Если вы понимаете, что привело к ним, записывайте причину. Это может быть легкое недомогание, алкоголь, секс перед сном, прием некоторых лекарственных средств, стрессовые состояния, серьезные физические нагрузки и некоторые другие факторы.

Если вы подхватили ОРВИ, грипп или другое заболевание, при котором значительно повышается температура тела, смело прекращайте измерения 3 . Пока иммунная система борется с болезнью, ничего полезного на графике вы не увидите. Также измерения абсолютно бессмысленны при приеме оральных контрацептивов.

Как измерить базальную температуру при беременности?

Точно таким же способом, как во время планирования беременности. Желательно, чтобы при этом вы пользовались тем же самым термометром — если он немного «врет», по крайней мере, показания будут завышены или занижены в ту же сторону, что и раньше.

График температуры при беременности, на самом деле, не представляет собой ничего интересного. Наиболее комфортной для развития плода является температура 37,0–37,3 °C, и ваш организм будет стараться поддерживать ее в течение всего срока вынашивания малыша. Базальная температура у беременных может значительно измениться только при патологиях, например, при замершей беременности или угрозе выкидыша. Однако в таких ситуациях организм дает знать, что что-то пошло не так, тянущими болями внизу живота или кровянистыми выделениями. В таком случае не стоит ждать утра, чтобы провести измерения: любые опасные симптомы — повод незамедлительно связаться с врачом.

Как должен выглядеть базальный график при подготовке к беременности?

Описание того, как изменяется базальная температура во время менструального цикла, — полезная информация, но ее может быть сложно понять без конкретных примеров. Поэтому давайте рассмотрим несколько графиков, наглядно показывающих, какие измерения могут у вас получиться 4 .

Нормальный менструальный цикл

Нормальный график менструального цикла

При нормальном течении менструального цикла на графике можно увидеть две отличающиеся фазы — в первой средний уровень базальной температуры ниже, чем во второй, а их границей служит овуляция. Не обязательно, что ваш график поделится на две равные части по 14 дней, как в этом примере. Продолжительность второй фазы цикла у разных женщин может составлять от 12 до 16 дней, а первой — варьироваться в еще более широких пределах. В этом нет ничего необычного, всего лишь индивидуальные особенности организма. Однако разные циклы конкретной женщины должны проходить по одному и тому же сценарию. После пары месяцев измерений вы уже будете примерно понимать, в какой день цикла должна наступить овуляция.

Этот график дает понимание, какая базальная температура наблюдается в норме при подготовке к беременности. Во второй фазе она должна быть выше среднего уровня первого периода на 0,3–0,6 °C. При этом на кривой температуры наблюдается падение в конце цикла, перед наступлением менструации. И, конечно, важное для будущей мамы предовуляторное падение с последующим подъемом.

Ановуляторный цикл

График ановуляторного цикла

В ановуляторном цикле овуляции не происходит, а гормональный фон меняется незначительно. На протяжении всего цикла базальная температура остается почти на одном и том же уровне — в районе 36,6 °C, а на графике нет выраженных фаз и падений, которые наблюдаются в нормальном менструальном цикле.

Если в первый месяц измерений ваша кривая температуры выглядит так, паниковать не стоит. У каждой женщины бывает один ановуляторный цикл в год, иногда больше. Просто вашей репродуктивной системе периодически требуется отдых, и она устраивает его себе периодами, в которые забеременеть нельзя. Однако если такая картина наблюдается более двух месяцев подряд, необходимо обратиться к врачу — это уже не отдых, а возможный признак бесплодия.

Гормональные проблемы

Рассмотрим, как может выглядеть график базальной температуры при различных гормональных нарушениях.

График при недостаточности желтого тела

Желтое тело образуется после овуляции и вырабатывает прогестерон, который необходим для подготовки эндометрия к имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Если желтое тело вырабатывает мало прогестерона, уже начавшаяся беременность может прерваться.

Это состояние можно вычислить по медленному росту температуры во второй фазе, а для его лечения врач пропишет гормональные препараты.

График при недостаточности эстрогенов

Если высокий уровень прогестерона приводит к росту базальной температуры, то увеличение выработки эстрогенов — к ее понижению. Именно благодаря им наблюдается проседание температуры перед овуляцией. При недостаточности эстрогенов вероятность оплодотворения значительно падает.

Это состояние можно определить по неожиданно высокой температуре в начале цикла, медленному росту в середине и выходу на температуру выше нормы для второй фазы. Обнаружить овуляцию по такому графику не получится. При недостаточности эстрогенов также назначается прием гормональных препаратов.

Беременность

График при беременности

Вы определили день овуляции с помощью измерений, у вас уже был тот самый секс. Продолжайте вести наблюдения — возможно, вскоре вы сможете обнаружить беременность, еще до того, как тест покажет две полоски!

Базальная температура при ранней беременности падает в день, когда происходит имплантация яйцеклетки 5 . Характерное имплантационное западение делит вторую фазу на две, и в вашем графике появляется третья фаза, свидетельствующая о том, что беременность началась. Стоит помнить о возможных неточностях измерений и лучше подождать, когда этот радостный факт подтвердит ваш врач. Но, скорее всего, вас уже можно поздравить — вы начали свой путь к тому, чтобы стать лучшей мамой лучшему малышу на свете!

Что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца

В этой статье рассмотрим индивидуальные качества развития ребенка в 1 год и 3 месяца.

Основные положения о развитии ребенка возраста 1 год и 3 месяца

Вашему малышу исполнилось 15 месяцев, а это означает, что перед вами малюсенький исследователь.

Это тот период, когда он познает окружающий мир, полный новыми запахами, интонациями и существами.

Ему хочется все потрогать, прощупать, побросать на пол и попробовать на зубик.

Он постоянно старается добраться до спрятанных от него вещей.

Теперь за ним требуется тотальный контроль!

Мама и папа для него по-прежнему являются авторитетами.

Он подражает их движениям, жестам, но постепенно оказывается самостоятельным и понятие «нет» прочно входит в его лексикон.

Это промежуточный этап эволюции и родителям обязательно нужно запастись терпимостью.

Крайне важно не переборщить с запретами, но и потакать капризам тоже бессмысленно.

Об этом и не только вы сумеете прочитать в данной статье.

Физиологические параметры ребенка

Кроха значительно меняется:

A. Рост — 74-82 см

B. Набрал в весе – 10-13 кг

C. Окружность головы – 46-48, а груди – 48-51 сантиметров

Это всего лишь средние показатели, если ваши немного различаются, не стоит переживать или расстраиваться, потому что состояние здоровья, генетика у всех детишек разные.

Режим дня: сон, питание, свежий воздух, купание, гимнастика

Дневной покой сохраняется, и очень необходим пару раз в день, первый дольше второго.

Громадное значение имеет приучить карапуза к четкому распорядку.

Отдыхать следует с приоткрытым окном, а в теплое время разрешается укачивать крошку на летней мансарде на даче или в коляске на балконе.

Кормление поддерживается многоразовым четырех — пяти.

Завтрак: каша, яйца, творожки, овощи, рыбное или говяжье пюре.

Из напитков – молочко, чай, заваренный на травах

Обед: супчик из мяса, кисель, компот из сухофруктов

Полдник: Кисломолочные продукты с добавлением печенья, фруктов.

Ужин: легкий и легко усваиваемый (творожок, банан)

Ночное скармливание по надобности

Перерыв между приемом пищи насчитывает около четырех часов.

Зубиков к этим годам увеличивается, даже появляются уже коренные, поэтому в рацион чуть добавляется более твердая пища (хлеб, печенки).

Прогуливаться не мешает многократно по полтора часа, а летом и все 2, 5.

Мыться довольно в неделю два — три раза.

Ребятишки обожают купаться и поплескивать в воде комфортной температуры, поэтому проблем не возникнет.

Также рекомендуется вводить закаливание (мокрое полотенце, перед тем как собрались полдничать).

Особенности физического, социального и психологического развития

Индивидуальность становления детей не дает возможности достоверно предсказать все изменения, которые произойдут к этому моменту.

Но основные подробности представить, что должен уметь ребенок к этому сроку вполне предсказуемо:
— Быстро ползать
— Понимать имя и проговаривать его
— Смело ступать без посторонней помощи.

Кстати, мальчики неторопливее девочек и начинают ходить позже.

Это уникальность психического и эмоционального фона
— Подыматься и опускаться по лесенкам, удерживаясь за перила
— Залезать на невысокие кресла и диваны
— Садиться на стульчик без опоры
— Менять положение туловища
— Держать в руках мячик или неваляшку
— Искать и различать названия

— Указывать на объект (пальцем показать на погремушку, лежащую высоко, и попросить «дай»)
— Делать нетрудные маневры с вещицами (открыть и закрыть дверки ящиков, нажимать на кнопки)
— Выполнять безошибочно небольшие просьбы, потому что увеличивается пассивный словарный запас, например, «принести куклу», «подойти к столу»
— Произносить краткие слоги, которые обозначают слова («ба», «па»)
— Повторять звуки, что импровизируют животных (кошка «мяу», корова «му»)
— Определять голосок своих и чужих людей
— Просить, чтобы покачали на спине или покатали на шее
— Воспроизводить повадки и манеру поведения родных (разговор по мобильному телефону)
— Пытаться: сходить на горшок, пить из чашки и орудовать ложкой

Читайте также:  Правила пользования ингаляторами при лечении заболеваний органов дыхания

Главное – общение!

Специалисты рекомендуют не забывать о пользе обучения через коммуникации и специальные развлечения для формирования речи, мышления, мимики и двигательных функций:

*Называйте части тела: считалки и песенки про рот, лицо («Чтоб смеялся ротик, чтоб кусался зубик»)
*Описывайте свои телодвижения и давайте шанс пощупать то, о чем повествуется («одеваемся: достаем кофточку, штаны и надеваем их на рученьки и ноженьки», «молоко белое, вкусное»)
*Рассказывайте о том, что видится на картинке, в книжке, сравнивайте их с реальными вещами
*Принимайтесь учить прибаутки или стишки при этом изображайте, то, что там происходит («Бычок качается», « Мишка косолапый по лесу идет», «Сорока белобока кашку варила»)

Игры и занятия: интеллектуальное воспитание

Порой взрослым кажется, что их чадо недостаточно внимательно и не обладает способностью концентрироваться на каком-либо содержании или действии.

На самом деле это не так. У маленьких жизненный ритм другой.

То, что для большого минутка – для них год. Им достаточно чуточку времени, чтобы изучить материал.

Ведь вокруг еще столько всего интересного и надо везде успеть.

Детишки именно сейчас очень резвые, поэтому увлекательны и полезны будут:
перекатывание мяча, обруча
залезание на детскую лошадку верхом
ходьба
изучение предметов и их свойства (бумагу мять и рвать, переливать и плескать водичку)
познание формы и их признаков (катать шары, сооружать замки из кубиков)
рисование (красками, мелками, карандашами)
играйте с тестом, пластилином, конструктором
упражнения на развитие мелкой моторики и укрепление мышц: вытаскивание кастрюли из шкафов, пересыпание круп
осваивание вежливости и умение делиться («спасибо», «пока»)

Благодаря живому и насыщенному контакту, прогулкам, игрушкам, терпению и любви возможно в скором будущем абсолютно полноценные диалоги между детьми, матерями и отцами.

Берегите, любите, уважайте и цените свое грядущее.

В заключении советую посмотреть ролик о ребенке в 1 год и 3 месяца

Всем хорошего дня.
С уважением,
Анастасия

Что нужно знать родителям о развитии ребенка в 1 год и 3 месяца?

Сказать точно, какие именно навыки должны быть у ребенка в 1 год и 3 месяца, довольно трудно. Все детки развиваются по-разному. У одних что-то получается лучше, у других хуже. Одно точно: это довольно непростой возраст, когда малыш стремится везде успеть, но еще не отдает себе отчета о последствиях своих действий. Итак, что же должен уметь ребенок на 15-м месяце жизни?

Физические достижения

В этом возрасте детки весьма подвижны. Это усиливает интерес ко всему, что находится вокруг. Малыши уже умеют оценивать расстояние, ориентируются в расположении предметов в пространстве. Сейчас они активно совершенствуют и закрепляют все полученные ранее навыки. Прежде всего – касающиеся ходьбы.

  • Малыш в 15 месяцев может совмещать ходьбу с другими действиями: идти и нести что-то в руках или идти и одновременно толкать (тянуть) игрушку, коляску.
  • Стоя, уже умеет тянуться на полку за игрушкой.
  • Ползком может преодолеть на лестнице несколько ступеней вверх и вниз.
  • Ходит без поддержки по ровной поверхности, по ступеням – с поддержкой.
  • Переступает небольшие препятствия.
  • Учится слезать с высокого стула.
  • Может чередовать ходьбу и ползание.
  • Уверенно стоит, наклоняется, приседает.
  • Пятится назад.
  • Забирается на мебель.
  • Уверенно сидит в своем детском стульчике.
  • Любит открывать все дверцы, ящички, вытаскивать их содержимое.
  • Пользуется бытовыми предметами (расческой, ложкой, чашкой, зубной щеткой).
  • Сам кушает.
  • Умеет бросать и катать мячик, пробует пинать его ножкой (хотя часто еще промахивается).
  • Помогает взрослому, когда тот его одевает (сует ручку в рукав, вставляет ножку в ботинок).
  • Выполняет различные движения руками (может поднять их, вытянуть вперед, развести в стороны, заводить за спину, вращать кистями рук, шевелить пальчиками).

Используйте эти навыки для веселой гимнастики. Это поможет укрепить мышцы, сделать тело более гибким.

Психоэмоциональные изменения

Ребенку в 1 год и 3 месяца хочется демонстрировать свою самостоятельность. Он становится упрямым, капризным, может не слушаться и перечить во всем. Особенно если с ним говорить приказным тоном.

Однако при этом малыш постоянно ищет поддержки взрослых, во всем старается им подражать (кашляет, как дедушка, «читает книжку», как папа, «говорит по телефону», как мама). Он может расстраиваться, если что-то не получилось, или радоваться удаче. Его внимание сейчас легко можно переключить на другой предмет или действие.

Чем еще наполнен мир переживаний ребенка?

  • Любимые игры – с мячом. Они вызывают бурю ярких эмоций.
  • «Выпотрошив» шкафчики и тумбочки, ребенок подолгу увлеченно может рассматривать каждый предмет.
  • Ему нравится собирать предметы в коробку и вытаскивать обратно.
  • Очень любит гулять – ведь на прогулке его ждут новые открытия и эмоции.
  • Выражает свои чувства к любимым людям и игрушкам (объятиями, поцелуями).
  • Понимает, о ком из близких говорят, если произнести конкретное имя.
  • Выполняет простые поручения (дай, принеси, возьми, брось, подними).
  • С интересом строит башенку из кубиков.
  • Кроме игрушек интересуется бытовыми приборами, их устройством (стремится разобрать и изучить).
  • Роль игрушек уже могут выполнять предметы обихода (обувь, посуда, мамина косметика, коробки, банки, одежда).
  • Во время игры «общается» с игрушками, проявляет яркие эмоции.
  • Пробует рисовать.
  • Начинает подражать сверстникам (может заплакать, если рядом плачет малыш, засмеяться, если тот смеется).

Познавательная деятельность

Весь «разгром», который учиняет ребенок в этом возрасте вокруг себя, это стремление не к беспорядку, а к активному познанию: что лежит в шкафу? Каковы эти предметы на ощупь? Что с ними можно делать? Для чего нужны мамины тюбики? Что спрятано внутри телефона? Почему пульт от телевизора на него похож? Поэтому неправильно отбивать у него познавательный интерес, ругая за разбросанные вещи, запрещая их трогать. Кроме яркого протеста, родители такими мерами ничего не добьются. Лучше присоединиться к его занятиям. Тем более что сейчас он начинает осознавать, как здорово играть вместе. С ровесниками это пока не получается (кроха еще не может воспринимать игрушки как свои и чужие, поэтому драки с отниманием неизбежны), а вот с мамой может быть весело.

Например, мама может не просто показать картинки в книжке, но и прочесть, о чем она, позволить ребенку самому переворачивать страницы.

Что уже успел познать и освоить к этому возрасту карапуз?

  • Простые причинно-следственные связи (если построить высокую башню – кубики рассыплются; если толкнуть игрушку со стола, она упадет; если схватиться за утюг – будет горячо);
  • Формы шара (мяча) и кубика, размеры и цвета предметов.
  • Собирание пирамидки и башенок из кубиков.
  • Простейшие сюжетные действия (кормление куклы, укачивание ее, катание машинки).

Начинайте прививать малышу полезные привычки: чистить зубки, умываться, каждый день перед сном убирать игрушки, складывать одежду. Показывайте ребенку последовательность таких действий, он будет подражать вам: после года для этого самый подходящий возраст. Повторяйте эти действия ежедневно, чтобы малыш привык: так делать – правильно.

Что говорим?

Прежде всего, на данном этапе у ребенка заметно увеличивается пассивный словарный запас. Это названия многих окружающих предметов (одежды, посуды, мебели, игрушек, частей тела, продуктов), имена членов семьи и близких людей, названия домашних животных. Ребенок этого возраста должен уметь понимать и выполнять простые поручения или просьбы (что-то подать, принести, найти), даже не умея самостоятельно произнести соответствующие фразы.

Малыш употребляет в своей речи до 20 простых слов (мама, папа, баба, деда), несколько слов-звукоподражаний («бибика», «ав-ав», «ам-ам»). Возможны употребления искаженных или неполных слов, характерных для периода автономной речи (подробнее об этом – здесь «Когда ребенок говорит первое слово»). Речь ребенка дополняется мимикой, интонациями, жестами.

Ребенок с интересом разучивает новые звуки и слова, при этом бесконечно повторяя их в течение дня.

Для развития речи в этом возрасте полезно развивать мелкую моторику (о ней рассказано тут – «Моторика рук для развития речи»), проводить артикуляционные игры (описанные в этой статье – «Артикуляционная гимнастика»).

Также весьма полезна активная речевая среда: постоянное общение, чтение сказок, стихов, потешек, разучивание песенок. Это, к тому же, учит ребенка правильному темпу речи, развивает чувство ритма, память малыша.

Помогаем развиваться

Полноценное развитие ребенка в любом возрасте во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют этому вопросу, занимаются ли с крохой физическими упражнениями, развивающими играми.

Для возраста 15 месяцев подойдут такие занятия.

  • Гимнастика. Под приятную ритмичную музыку можно проделывать несколько простых упражнений (повороты туловища, махи руками, вращения кистями рук, наклоны в стороны или вперед – из положения сидя, наклоны к полу или приседания за игрушкой).
  • Игры с мячом. Это может быть перекатывание мяча в положении сидя от мамы к малышу в разных направлениях, бросание мячика ребенком вперед двумя руками.
  • Приседания с обручем. Мама и малыш держат обруч обеими руками и вместе по команде мамы приседают, не отпуская обруч.
  • Проползание через обруч за любимой игрушкой. Ребенок должен проползти сквозь обруч и взять предмет.
  • Проползание под препятствием (доской, палкой, расположенной на расстоянии 30–40 см от пола).
  • Залезание на возвышение. Сначала ребенок залезает на стульчик или коробку небольшой высоты (до 20 см), затем – на кровать или диван.
  • Полоса препятствий. На полу размещаются различные предметы (коробки, подушки, табуретки, книжки) разной высоты. Невысокие препятствия малыш перешагивает, высокие – обходит сбоку, под табуретом пролезает.
  • Поднимание ног. Лежа на спине, ребенок старается, поднимая ноги, дотянуться ними до палки, поднятой на 40–50 см от пола.

Все эти упражнения, регулярно повторяемые по несколько раз, сделают малыша более ловким, сильным, укрепят его мышцы и вестибулярный аппарат.

Следующие «развивашки» направлены на стимулирование интеллектуальной деятельности.

  • Нанизывание колец на стержень пирамидки и снимание с него. Это и увлекательная игра, и тренировка логики, внимания, моторики. Даже если ребенок будет уделять этому занятию 5–7 минут в день, это принесет свои плоды.
  • Собирание простого пазла из 3–4 деталей. Это может быть как готовая игра для данного возраста, так и сделанная самостоятельно (разрезанная картинка).
  • Поиск пары. Перед малышом на столе или полу раскладывают несколько парных предметов (носочки, туфельки, варежки – по одному от пары). Мама достает вторые парные предметы по одному и предлагает ребенку найти им «братцев». Так же можно предложить найти по картинке детеныша или птенца в пару к его маме, если кроха уже знаком с этими животными.
  • Знакомство с разными тактильными ощущениями полезно всегда. Что такое горячее или холодное, мягкое или твердое, мокрое или сухое, большое или маленькое.
  • Детали. Гуляя с малышом, мама обращает его внимание не только на окружающие предметы, но и на их части: листья деревьев, колеса машин, ножки скамеек, окна, двери домов.

Вот такой он, возраст года с четвертью: активный во всех смыслах. Основного внимания сейчас требуют речевое, интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Что касается ухода, то новостей тут немного: начинаем приучаться к горшку (малыш уже понимает его предназначение и сам просится), меньшее число раз подмываем кроху после туалета в течение дня, поскольку его кишечник сейчас работает уже не так активно. Остальные гигиенические и закаливающие мероприятия остаются теми же.

Давно установлено: чем больше внимания ребенок получает в детстве, чем больше любви, ласки и заботы ему дарят родители, тем более успешным он вырастает. Не нужно бояться «залюбить» своего малыша. Именно наша любовь и участие – ключ к его будущим победам.

Развитие ребенка в 1 год

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.

Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

Показатель

Среднее значение в 1 год

Мальчики в 1 год

Девочки в 1 год

Окружность грудной клетки

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль (конечно, на своем «малышковом» уровне).
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.
Читайте также:  Что такое стеатоз печени и как его лечить? Симптомы и методы лечения стеатогепатоза

Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.

Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.

Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.

Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.

Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.


Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Развитие и режим питания ребенка в 1 год и 3 месяца

Развитие и режим питания ребенка в 1 год и 3 месяца имеют свои особенности. Малыш уже очень активен, интересуется окружающим миром, понимает слова родителей, выполняет простые поручения. Спит грудничок днем 1-2 раза. Рацион питания очень разнообразен. В меню имеются: мясо, рыба, хлеб, мясные супы, овощи, фрукты, а также другие продукты.

Оглавление
Физическое развитие

Для определения физического развития младенца в педиатрии используют специальные нормы (центили) роста, веса, окружности головы, груди.

Эти параметры помогают увидеть наличие отставания в росте, если таковое имеется.

Нормальные значения находятся в пределах 4 центиля. Если показатели измерений веса, роста и массы укладываются в этот коридор, то малыш развивается правильно и пропорционально.

Таблица норм по ВОЗ

ПараметрМальчикиДевочки
Рост74.1 – 84.2 см72 – 83 см
Окружность головы44.2 – 49.4 см42.9 – 48.4 см
Вес8.3 – 12.8 кг7.6 – 12.4 кг

Если у грудничка имеются отклонения развития, это говорит о заболевании, недостаточном питании или других факторах, замедляющих рост.

К таким факторам относят:

недоношенность;

внутриутробные инфекции;

гидроцефальный синдром (увеличение окружности головы, отставание в росте);

перенесенные детские инфекции;

патологии суставов;

пороки сердца;

болезни легких;

перинатальное поражение центральной нервной системы;

гипоксия во время вынашивания плода или родов.

Что умеет ребенок 1.3 года

Помимо физического развития педиатры на приеме смотрят нервно-психическое состояние. Врач собирает анамнез о навыках грудничка.

К основным умениям малыша относятся:

пытается ходить без помощи родителей;

ориентируется в пространстве, наклоняется, приседает, поворачивается;

выполняет мелкие поручения, задачи: принести игрушку, показать предметы, собрать пирамидку;

запоминает названия предметов, имена родителей, домашних животных, братьев, сестер, откликается на свое имя;

может говорить несколько простых слов, жестикулирует, показывает на предметы, о которых хочет рассказать;

просит пить или взять на руки, зовет куда-нибудь идти;

реагирует на новых людей стеснением или плачем, узнает знакомых, бабушек, дедушек.

Малыш катает машинки, кормит из ложки игрушки, складывает, разбирает пирамидку, строит башню из кубиков, имитирует разговор по телефону.

Грудничок способен держать ложку, делать попытки самостоятельно кушать.

Есть также ряд познаний:

знает формы мяча, кубика, чем они отличаются;

определяет размеры предметов: большой, маленький;

различает цвета, но не произносит их;

знает, что если собрать высокую пирамидку из кубиков, она рассыплется, что игрушки падают со стола;

понимает простые действия (кормление, укачивание игрушки, катание машины).

Грудничок после года запоминает, что перед сном обязательно нужно мытья, купаться, менять подгузник.

Если мама начинает делать эти манипуляции, малыш часто начинает капризничать, отказывается идти спать.

К 1 году и 3 месяцам можно уже приучать младенца чистить зубы, умываться.

Также разрешается обучать его собирать свои игрушки, складывать одежду.

Распорядок дня

Режим дня – это рациональное распределение времени на различные действия на протяжении суток.

Распорядок помогает правильно организовать отдых, физическую активность и питание малыша.

Жизнь по часам позволяет приучить младенца к режиму детского сада, сохранить здоровье, улучшить самочувствие.

Полезные советы мамочкам: РЕБЕНОК ДО 3 ЛЕТ

Если распорядок дня не соблюдается, у малыша отмечается: сонливость, капризы, плохое настроение, задержка нервно-психического развития.

Время дняДействие
7:30завтрак
10:001 сон днем
12:00-12:30обед
13:30-14:30прогулка
15:002 сон днем
16:30полдник
17:00-18:00прогулка
20:00ужин
20:30-21:00ночной сон

Режим можно сдвигать на час раньше или позже в зависимости от предпочтений грудничка.

Спит младенец ночью до 10-11 часов, реже просыпается. Днем ребенок спит 2-3.5 часа. Укладывать в дневное время рекомендуется 1-2 раза.

Двухразовый (дневной+вечерний) – продолжительность одного сна – 1.5-2 часа;

Одноразовый (середина дня) – длительность 3.5 часа.

Общая продолжительность сна за сутки составляет 13-14 часов.

Сон имеет большое значение для ребенка. Он способствует усвоению информации, полученной за сутки и повышению иммунитета.

Во время сна грудничок растет, за счет выработки гормона соматостатина.

Прогулки

Гулять необходимо каждый день 2 раза. Рекомендуемая температура для прогулок составляет:

  • зима – до -20ᵒ;
  • лето – до +30ᵒ.

Гулять следует только в парках, на набережных, аллеях, где не ездят автомобили.

Одевать грудничка нужно по погоде, чтобы он не вспотел или не замерз.

Перегрев или переохлаждение снижает иммунитет, ухудшает самочувствие, настроение.

Свежий воздух способствует насыщению мозга кислородом. Особенно полезно гулять детям с гипоксией или другими поражениями центральной нервной системы.

Спортивные занятия, игры

Во время игр младенец учится разговаривать, запоминать слова, артикуляцию.

Зарядка по утрам или днем позволяет укрепить мышцы, усилить кровоток в органах и тканях.

  • приседания;
  • ходьба вперед, приставным шагом, назад;
  • прыжки.

Полезен также массаж спины, рук, ног, живота. К 1 году и 3 месяцам разрешены более интенсивные занятия на фитболе.

На большом мяче осуществляются пружинистые движения и перекаты, гимнастика. Ребенку можно предложить заниматься с палочками, мячиками, легким грузом.

Днем или вечером во время игры ребенку предлагают кубики, пирамидку (не более 10 колец), колечки, большой конструктор. Обязательно во время активного отдыха дают задания: построить башню, принести игрушку, сходить к папе и так далее.

Во время игры можно давать разноцветные предметы (кубики, колечки). Грудничок должен раскладывать их по цвету.

Цвета и названия предметов обязательно проговаривает мама. Малыш при этом смотрит на движение губ (артикуляцию). Это стимулирует развитие речи.

К 1 году и 3 месяцам многие дети могут складывать большие пазлы или головоломки. Такие игры развивают мышление.

При покупке пазла или головоломки рекомендуется смотреть отметку на коробке: «1+».

После года грудничок пытается рисовать. Для этого используют карандаши, фломастеры, краски. До полутора лет дети любят рисовать руками.

Рисование развивает воображение, мелкую моторику, позволяет ребенку успокоиться.

Гигиена

Перед первым кормлением грудничка осуществляется умывание, переодевание, замена подгузника, усаживание на горшок.

Также гигиенические процедуры проводят по мере необходимости на протяжении всего дня. Вытирать руки и лицо малыш должен сам.

Перед ночным сном ребенка купают. Каждый день купание проводят в теплой воде без косметических средств.

Один раз за 7 суток осуществляется гигиеническая ванна с мылом. Если купать грудничка каждый день с мылом, кожа обезжиривается, сохнет.

Это нарушает микрофлору, приводит к заболеваниям кожного покрова.

Питание ребенка в 1 год и 3 месяца

Питание грудничка в 1.3 года 5-разовое. Временной промежуток между кормлениями составляет – 3-4 часа. Большие перерывы делать не рекомендуется.

Это приводит к нарушению пищеварения, повреждению слизистой желудка.

К 1.3 годам введены все основные продукты: овощные, злаковые культуры, мясо, рыба, молочные, кисломолочные изделия, яйца, фрукты.

Еду малышу необходимо готовить на пару, варить, тушить. Жарить пищу нельзя. Это спровоцирует развитие заболеваний пищеварительного тракта.

Жирная еда перегружает поджелудочную железу. В возрасте 1.3 года есть перечень ограничений по продуктам:

  • жирная рыба, мясо;
  • фаст-фуд;
  • острые специи, маринады;
  • полуфабрикаты, колбасные изделия;
  • сыр твердый;
  • газированные напитки;
  • вермишель, суп быстрого приготовления.

Нельзя давать грудничку селедку соленую, квашеную капусту и другие соленья, соленые орехи, очень жирные бульоны, грибы. Эти продукты нарушают работу почек.

Нельзя есть младенцу кондитерские изделия: конфеты, кукурузные палочки, шоколад, карамельки, торты. Не дают малышам креветки, икру и другие аллергенные морепродукты.

К аллергенным продуктам относится:

  • молоко коровы цельное домашнее;
  • мед;
  • йогурты с добавками;
  • соусы майонезные, кетчуп;
  • каши с добавками;
  • спред, маргарин.

Эти продукты также не желательно предлагать младенцу.

Меню ребенка в 1 год и 3 месяца на 1 день:

ВремяСостав
7:30 (завтрак)завтрак: каша овсяная со сливочным маслом и детским молоком, сок яблочный
10:00 (2 завтрак)чай с детским печеньем
12:00-12:30 (обед)суп куриный с картошкой, морковкой, пюре рыбное, огурец свежий, сок персиковый, хлеб
16:30 (полдник)кефир, детское печенье или печенье «Мария»
20:00 (ужин)паровая тефтелька говяжья, картофельное пюре, ряженка

Это примерный режим кормления. Каши, супы и другие блюда следует ежедневно менять, чтобы не возникло гиповитаминозов.

Перед составлением режима дня и меню ребенка, необходимо обратиться к педиатру. При расписывании распорядка дня следует учитывать предпочтения грудничка.

Если ребенок плохо переносит смену режима, нужно скорректировать его в ближайшее время, но постепенно.

Особенности развития ребенка в возрасте 1 года и 3 месяцев

Первый год жизни остался позади, теперь наступил самый интересный период развития малыша. На втором году жизни карапуз стал более активным и любознательным, старается подражать родителям, выполняя «взрослые» дела. Но какие же особенности развития ребенка в 1 год 3 мес.? Попробуем подробно разобраться во всем.

Из этой статьи вы узнаете

Физическая активность

Во время второго года жизни темп роста ребенка существенно замедлился, это является нормой.

В среднем карапуз в возрасте 1 года 3 мес. весит 10,5 кг. Нормой считается все ребенка чуть больше или меньше усредненного значения, что объясняется множеством факторов.

Скорость роста карапуза также немного снижается, по сравнению с первым годом его жизни.

До 4 летнего возраста рост ребенка увеличивается равномерно, примерно на 8 см в год. Окружность головки карапуза до 5 лет растет на 1 см каждый год.

Обхват грудной клетки каждый год увеличивается примерно на 1,5 см, такая тенденция наблюдается до 10 лет.

С 1 и до 1 года 2 мес. у ребенка появляются первые коренные зубки. Сперва начинают прорезываться нижние моляры, а потом уже наступает очередь верхних.

Зачастую годовалые карапузы спят днем только один раз.

В возрасте 1 года 3 мес. ребенок становится достаточно импульсивным, он любознателен и эмоционален.

Двигательная активность

Навыки ходьбы совершенствует с каждый днем. Придерживая карапуза за руку, можно наблюдать, что он пытается самостоятельно подниматься, а также спускаться по ступенькам, преодолевать некоторые препятствия на своем пути.

В один год и три месяца ребенок уже ходит дольше, чем несколько месяцев назад, его походка значительно увереннее, постепенно оттачиваются навыки приседания. Карапуз пробует наклоняться, занимать устойчивое стоячее положение.

Большинство деток этого возраста умеют держать в руках столовые приборы, а также пользоваться ими по назначению.

Ребенок в 15 мес. без особого труда выполняет простые движения: поднятие рук и разведение их в сторону, шевеление пальчиками и осуществление вращательных движений кистью. Все эти действия могут происходить как по собственной инициативе малыша, так и по просьбе родителей.

Познание окружающего мира

Развитие ребенка на познавательном уровне уже заметно, ребенок понимает, что такое совместная игра. Карапуз в год и три месяца проявляет интерес к деткам, а именно к сверстникам.

Малыши не только с интересом разглядывают забавные картинки в книжке, но и внимательно слушают небольшие стишки и рассказы. Таким образом, ребенок общается с родителями, ему доставляет удовольствие самостоятельно переворачивать странички.

Исследовательская деятельность карапуза в 1 год 3 мес. набирает темпы, наступает понимание причинно-следственных связей. К примеру, если соорудить достаточно высокую пирамидку из кубиков, она может упасть.

Психическое развитие ребенка в год и три месяца позволяет усваивать некоторые правила поведения, вырабатывать определенные навыки.

Например, показывая карапузу ежедневно как нужно убирать за собой игрушки, можно выработать привить навык убирать после себя.

Это касается также простых ежедневных гигиенических процедур, а также процесса одевания, раздевания.

В один год и три месяца карапуз без труда различает простые формы предметов: квадрат, а также круг. Поэтому, по просьбе взрослого малыш быстро принесет мячик или кубик. Постепенно наступает понимание разделения предметов как по величине, так и по цветовой гамме.

Карапуз в год и три месяца с легкостью выполняет задачу нанизывания колец на стержень пирамиды, выстраивает башенку из кубиков.

Можно заметить, что малыш уже играет с игрушками: катает машину, усаживает, а потом кормит куколку.

Каждый ребенок начиная с 13 месяца жизни старается быть похожим на взрослых: «читает книжку или газету, «разговаривает по мобильному телефону», «готовит ужин».

Как развивается речь

Развитие речи проходит быстрыми темпами, ребенок пытается отчетливо повторять слова за взрослыми, а именно:

  • Словарный запас существенно увеличивается. Ребенок с удовольствием учит новые для него слова, а также звуки, постоянно повторяя их на протяжении дня.
  • Появляется понимание значения многих слов, знает, как называются игрушки и предметы, по просьбе указывает пальцем на озвученные взрослым части тела, предметы одежды, а также продукты питания.
  • Карапуз уже может выполнять некоторые простые поручения родителей (принести определенный предмет, «поиграть в ладушки»).
  • Большой интерес ребенка вызывает прослушивание сказок, стишков, песен.
  • Малыш уже может произнести до двух десятков простых слов как по самостоятельной инициативе, так и по просьбе родителей.

Изменения на эмоциональном уровне

Развитие карапуза в 1 год 3 мес. на эмоциональном уровне становится заметно с каждым днем, что проявляется:

  • Эмоциональной уравновешенностью на протяжении всего дня.
  • Необходимостью поддержки взрослого в трудных ситуациях.
  • Проявлением эмоций во время совместной игры.
  • Подражанием чувствам окружающих людей и детей.
  • Эмоциональным различием знакомого и увиденного впервые человека.
  • Переключением внимания с одного действия на другое, благодаря этому удается легко отвлечь ребенка.
  • Познанием окружающих предметов через органы чувств, что проявляется эмоциями (к примеру, малыш понимает что при падении он может сильно ударится).
  • Проявлением удивления к новым предметам, появлением испуга при неожиданных действиях.
  • Эмоциональным выражением радости и удовольствия по отношению собственных достижений или неудач.
  • Четким владением мимикой и жестами.

Особенности ухода

Уход за карапузом старше 12 мес. не очень отличается, от того как ухаживают за годовалым ребенком. Стоит отметить, что в 1 год 3 мес. малыш не так часто опорожняет мочевой пузырь, а также кишечник, как раньше. Поэтому частота подмываний существенно снижается.

Ежедневно проводятся гигиенические процедуры, отводится время для дневных прогулок и купаний. В этом возрасте есть необходимость проведения закаливающих процедур, а также гимнастики.

Питание

Начиная с 12 месяца жизни, происходит постепенный переход от грудного или искусственного вскармливания малыша питанию.

Для карапузов до 1,6 мес. необходим пятиразовый режим приема пищи. Стоит придерживаться временных промежутков между каждым приемом еды. Последнее кормление ребенка должно происходить не ранее, чем за 2 ч до ночного сна.

Активное развитие карапуза на всех уровнях требует больших затрат энергии. Поэтому суточной объем предлагаемой карапузу пищи должен составлять около 1,2 л.

Первый и последний прием еды должен быть равными по объему, более питательным является обед, полдник составляет 15% от суточного объема пищи. При этом суточная энергетическая ценность пищи составляет 1500 Ккал.

Стоит учитывать, что на протяжении этого времени активно развиваются костные ткани, зубы, поэтому молочные продукты в меню ребенка просто незаменимы. Суточный объем молока, а также искусственной смеси составляет примерно 600 мл.

Консистенция блюд для детей в 1 год и три месяца преимущественно пюреобразная. Переход на более плотную пищу должен проходит постепенно. При появлении жевательных зубов можно предложить карапузу кусочки сезонных фруктов, овощей.

Каждый ребенок, пребывающий в возрасте 1 года 3 мес. особенный, его развитие сугубо индивидуально, но каждому карапузу необходимо уделять достаточно внимания, чтобы он развивался гармонично.

Ребенок в 1 год и 3 месяца: питание, что должен уметь, развитие, режим дня

Получите 14 критически важных рекомендаций по уходу за малышом до года!

Для того, чтобы грудной ребенок хорошо спал, ел и мог полноценно развиваться, нужно четко структурировать его день. В пример приведу режим дня ребенка в 1 год с двумя дневными снами. Думаю, что по аналогии мамы без труда сделают режим для малышей, которые днем спят больше снов.

Режим дня годовалого ребенка с двумя дневными снами:

  • подъем утром в 6-8 утра. Позже просыпаться не рекомендуется, иначе в ночь уйдете поздно. После завтрак и прогулка.

Для этого ставьте будильник, и не игнорируете его, даже если ночь была с частыми пробуждениями. Приучайте и себя, и ребенка начинать день в заданный час. Тяжело? Значит не так уж и сильно хотите наладить сон малыша.

  • первый сон организуйте, примерно, через 150-180 минут после ночного. Уложите малыша на балконе или в затемненной детской комнате с открытыми окнами. Прохлада, темнота и свежий воздух – отличные условия для здорового сна;
  • после пробуждения создайте условия для активного бодрствования. Откройте шторы, включите свет и громко разговаривайте. Дайте малышу поактивничать на полу 30-40 минут. В это время как раз хорошо проводить гимнастику и занятия на фитболе из моего онлайн-курса “9-12 месяцев”. А после покормите. Когда приблизилось время второго сна, заменяйте активность на спокойные игры. Так вы настроите грудничка на предстоящий сон;
  • через 3,5 – 4,5 часа после пробуждения укладывайте ребенка на второй дневной сон. Второй сон нужен качественный, длинный и сладкий. Идеальное для него место – кроватка;
  • после сна игры, физическая и эмоциональная активность, прогулка, ужин и подготовка к ночному сну;
  • в 18:30 – 20:30 уход на ночной сон. В это время начинает вырабатываться мелатонин, гормон отвечающий за качество и продолжительность сна. А дети буквально растут во сне. Поэтому он нужен долгий и крепкий.

Связаны ли массаж и сон? Моя практика показывает, что да. На основе результатов опроса в Инстаграм можно выделить детей, на которых массаж:

  • влияет положительно, и сон после массажа становится крепче. Это отметили около 50% родителей;
  • никак не влияет. Сон таких малышей не зависит от физической активности;
  • влияет негативно, и ребенок начинает спать хуже. В этом случае нужно делать массаж до 12 часов дня или не делать совсем, так как сон в грудном возрасте важнее.

Если массаж мама ходит делать в поликлинику или приглашает специалиста на дом, то время сеанса может оказаться неудачным. В результате грудничок вялый или сонный из-за сбившегося режима.

Когда же мама сама занимается с ребенком по онлайн-курсу “Малышовый фитнес”, она пробует разные отрезки времени, пока не найдет подходящий. В это время малыш бодр и хорошо реагирует на физическую активность.

В онлайн-курс входит массаж, гимнастика и упражнения на фитболе. Весь комплекс можно делать за один раз или разбить на части и заниматься в течение всего дня. Во время всего курса мама может задавать вопросы по развитию ребенка неврологу, ортопеду и педиатру. Если она сомневается в том, что правильно выполняет упражнения, может прислать видео с занятием. В течение 48 часов мама получает подробный комментарий по технике упражнений.

Для здоровой атмосферы в доме с грудничком важно, чтобы малыш крепко спал и давал родителям высыпаться. Для того, чтобы ребенок хорошо спал нужно:

  • отслеживать время бодрствования ребенка. Если грудничок перегуливает и укладывается спать позже, то вырабатывается гормон стресса – кортизол. Из-за него сон становится коротким или требует помощи в продлении;
  • наблюдать за ребенком и вовремя замечать признаки усталости. Когда малыш устает, он зевает, меньше двигается, смотрит в одну точку, просится на руки, сосет палец, трет глаза или уши. После их появления укладывайте его спать;
  • организовывать спокойное бодрствование перед сном. За 20-60 минут до приглушить свет и разговаривать тихим спокойным голосом. В это время можно почитать книгу, порисовать, послушать спокойную музыку или сделать расслабляющий массаж перед сном;
Ссылка на основную публикацию