Развитие речи у детей 3 – 4 лет: нормы и особенности, рекомендуемые упражнения

57 упражнений для запуска речи у малышей

15.05.2019 | Анна Новик 13 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. По первому образованию Анна – учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму – возрастной психолог, преподаватель психологии.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Обсуждение

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

РАЗВИВАЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ,ПРЕДОСТАВЛЯЯ МАЛЫШУ СВОБОДУ,НУЖНО ИГРАТЬ С НИМ ОБЪЯСНЯЯ, ПОКАЗЫВАЯ,УВЛЕКАЯ. НО РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ.
Итак.чем же нужно заниматься?
*Работа с шариками.Ставится коробочка на некотором расстоянии от ребенка.Катить шарик,чтобы он ударился о коробочку.
*Работа с кольцами.На деревянный стержень надевать кольца(желательно одинаковых по размеру).
*Работа с кубиками.Из кубиков строить башенку,поезд,стульчик,домик.
*Работа с о складными деревянными матрешками,пирамидками,коробками.
*Поставить емкость и бросать в нее шарики(левой и правой рукой).
*Берется картонка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания;
-протянуть шерстяную нитку через все отверстия:
-протянуть нитку,пропуская одну дырочку;
-выполнять обычную шнуровку, как в обуви.
*Легко нажимать на грушу пульверизатора(или на обычную спринцовку),направлять при этом получаемую струю на ватку,чтобы она двигалась по столу.
*Плавно вращать карандаш указательным и большим пальцами.
*Работа с мозаикой,с пазлами.
*Нанизывать на леску бусинки,пуговицы.Чередовать большие и маленькие.
*Играть на воображаемом пианино.
*Поиграть в «Золушку».Разобрать смешанные фасоль и горох,чечевицу и горох,рис и гречку.
*Играть с мягкой проволочкой,из нее можно сделать интересные игрушки.
*Застегивать пуговички,крючки,замочки.
*Различные пальчиковые игры.
*Переливание воды из стакана в стакан,из заварного чайника в чашку.
*Воду из одной емкости можно переносить при помощи одноразового шприца.
*Чистка зеркал металла,обуви.
*Подметание пола.Нарисовать на полу квадрат.Возле него рассыпать «мусор»,например,косточки,семечки,сметать мусор в центр квадрата.
*Складывание салфеток.
*Используя безопасную овощечистку,учить чистить овощи и фрукты.
*Мытье посуды щеткой,не важно настоящей или игрушечной.
*Подвесить где-нибудь нитки,Заплетать косички.
*Налить в неглубокую миску воды и бросить в нее теннисные шарики или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Вылавливать их при помощи ложки с прорезями и складывать их в другую миску.
*Нарезать кусочки поролона и наломать пробки(чтобы были неровные края).Сложить все в тарелочку, рядом поставить
другую.Перекладывать с помощью пинцета из одной тарелочки в другую.
*На край плотного картона нацепить прищепки(можно сделать «солнышко с лучиками» или «ежика с иголками»).Прищепки снять и опять одеть на край.
*Взять кусок плотного пенопласта и с помощью маленького молотка разрешить забивать гвоздики с широкими шляпками.
*Чистить стеклянные бутылки при помощи «ершика».
*Нарвать вместе с ребенком в коробку бумагу и спрятать игрушку.Найти на ощупь.
*Запускать пальцами мелкие волчки.
*Разминать пальцами пластилин ,глину.
* Рисование в воздухе.
* мять руками поролоновые шарики, губку.
*»Волшебный мешочек».Сложить в «мешочек» 2-3 знакомые мелкие игрушки.Находить на ощупь заданную игрушку.
*В коробку сложить мелкие орешки,спрятать в них игру игрушку,найти на ощупь.
*Работа с бумагой.Складывать ее,разворачивать,скатывать,скручивать,перелистывать.
*Рисовать красками.Можно сделать густые краски.
Рецепт краски:крахмал+ пищевой краситель+вода +мыльная стружка.
*Работа с пластилином.Лепить колбаску,колобка бублик и т,д.Можно сделать тесто
.Рецепт; смешать 1стакан соли+2 стакана муки+1 стакан подкрашенной воды.Чтобы тесто не засыхало добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла.Перед работой его лучше подогреть.
*Приготовить разные по размеру бутылки из-под воды шампуня,пузырьки от духов и т. д.Отвинчивать и навинчивать пробки,подбирая по диаметру.
*Рисовать пальчиками по стеклу красками.Рисовать по зеркалу,предварительно наносить пудру на него.
*Ловить мяч двумя руками,одной рукой.
*Ловить мяч после удара по полу.
*Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель.
*Перекатывать мяч из одной руки в другую.
*Ходить в определенном направлении(по пряиой, по кругу) под заданный темп.
*Стоять попеременно на правой и ли на левой ноге.
*Подпрыгивать на двух ногах,затем на правой(левой) ноге.
*Вставать,приседать под счет.
Все вышеизложенные задания необходимо выполнять постепенно, усложняя их повторяя их ,заинтересовывая ребенка. Эти упражнения можно использовать в различных игровых ситуациях в зависимости от возраста ребенка.

спасибо огромное за полезную информацию, еще многое для себя подчерпнула для занятия с малышом)

Развитие речи от 2 до 3. Часть I. Норма и патология

В этом посте мы с вами поговорим о нормах развития речи с 2 до 3 лет, а также выясним, что такое задержка речевого развития и как ее опознать.

С 2 до 3 лет у малыша идет интенсивное развитие речи, совершенствуется диалогическая речь, он начинает много говорить, легко запоминает стихи, простые сюжеты сказок, может объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел и слышал. Речь его становится более выразительной. В разговорной речи начинают появляться различные глаголы, имена прилагательные, союзы и наречия, появляются простые двухсловные предложения. К двум годам нормой как для девочек, так и для мальчиков является наличие в их словаре не менее 50 слов. К этому возрасту малыш должен понимать обращенную к нему речь взрослых и уметь составлять простые предложения из 2-3 слов. Фактически большинство детей в этом возрасте знают намного больше слов и реальный словарный запас доходит до 300 отдельных слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. А уже к концу третьего года жизни малыш употребляет распространенные предложения, почти все части речи, то есть начинает овладевать речью-описанием.
Когда же он приближается к трёхлетнему рубежу, то он свободно манипулирует 1500 или даже чуть большим количеством слов.

Читайте также:  Операция при опущении матки: признаки и причины, реабилитация после операции

НАПРАВЛЕНИЯ развития речи ребенка в 2 года практически не отличаются от направлений, по которым стимулируется речь с 1 до 2:

1. Игры на расширение пассивного (нужны для того, чтобы ребенок мог лучше понимать нас и окружающий мир) и активного словаря (слова, при помощи которых ребенок общается)
2. Игры, связанные с грамматикой, дадут возможность потренироваться в правильном употреблении предлогов и окончаний.
3. Игры на тренировку слухового внимания и фонематического слуха помогут ребенку научиться по звуку узнавать предмет и понимать смысл слов, которые очень похожи по звучанию (пила-юла, стол-стул, лес-лис).
4. Продолжаем работу над правильным речевым дыханием (чтобы речь плавной, регулировать громкость голоса).
5. Включаем игры на развитие мелкой и крупной моторики
6. Занимаемся развитием артикуляционной моторики (что даст возможность ребенку правильно выговаривать уже известные звуки и скорее усвоить те, что еще не удаются).

Чтобы речь у детей 2-3 лет соответствовала возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать её развитие.

Основные ЗАДАЧИ, стоящие перед родителями в этот период:
— показывать пример чёткой и ясной речи, произнося слова и звуки, сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка неправильно произносимые им слова.
— помогать с накоплением активного и пассивного словаря.
— учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы.
— совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни, заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки.
— использовать для развития речи лучшие образцы детской литературы: сказки, рассказики, стихотворения, потешки, песенки

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР)

Это медленные темпы освоения норм родного языка детьми. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Заключение ЗРР ставится специалистами до 3 лет.

Задержка развития речи возникает из-за двух основных причин: органической (биологической) и социальной. Первая подразумевает наличие патологического фактора внутри организма, приводящего к нарушению общения (например, недоразвитие речевых зон, проблемы со слухом, аутизм). Задержка речи при этом объясняется либо нарушениями в нервной системе, либо нарушением в самом речевом аппарате (например, неправильный прикус, короткая уздечка, массивный язык и пр.)
О социальной задержке говорят, когда существует проблема вне организма, а именно в окружении. Такое состояние возникает на фоне нормальных, соответствующих возрасту умственных способностей ребенка без какой-либо патологии. Появлению задержки речевого развития способствуют, в первую очередь, окружение малыша и особенности общения родителей. В таком случае проблема в неправильном речевом воспитании ребенка (гиперопека и невостребованность речи, избыточный поток информации, которая не соответствует возрасту ребенка и пр.)

Также на речь могут повлиять психологические причины (испуг, ссоры и скандалы в семье).

Что должно насторожить родителей в поведении малыша:

— с года ребенок не отзывается на своё имя, не тянется к взрослым, которые зовут его на ручки (включая маму и папу), не показывает пальчиком знакомые объекты, когда их называют взрослые
— невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)
— отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет, малыш даже не пытается подражать речи близких
— после 2 лет не задает вопросы «что это?»
— неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
— полное отсутствие собственной речи в 3 года ( или ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)
— преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов)
— не сопровождает свои игры с игрушками речью, лепетными словами, слогами и звуками
— стремится решать все свои проблемы самостоятельно, избегая любого проявления речи, контактов со сверстниками
— присутствует моторная неловкость, трудности переключения с движения на движение, плохо дается рисование и лепка.

До трёх лет ребенок не способен на 100% употреблять слова грамматически правильно итем более строить полноценные развернутые предложения, зато способен словами выражать свои желания, звать родственников и комментировать увиденное. Лепетные слова, такие как «кака», «гав-гав», «ляля» и пр. считаются за полноценные слова и дают основание подождать несколько месяцев, прежде чем обращаться к специалистам за помощью.

Далее мы рассмотрим игры и упражнения по направлениям развития речи и поговорим о том, с чего начать развивать речь не говорящего малыша

Развиваем речь ребёнка в 3 года правильно

Последнее обновление статьи: 16.05.2019

  1. Особенности речевого развития детей 3-4-х лет
  2. Нормы развития речи
  3. Методики развития речи
  4. Игры для развития речи

В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения. Идет активное развитие способности к обобщению – дети начинают объединять несколько предметов, похожих по какому-либо признаку или назначению в одну группу. Совершенствуются речевые навыки – речь усложняется, становится более понятной.

Особенности речевого развития детей 3-4-х лет

На 4-м году жизни у детей еще недостаточно хорошо развита способность регулирования речевого дыхания – они часто пропускают паузы между словами и фразами, иногда неправильно ставят ударение и не проговаривают окончания слов. В таком возрасте детям непросто овладеть сразу и умением связно выражать свои мысли, и грамматически правильным построением предложений, и четким произношением звуков.

Что касается активной речи, то большинство детей в возрасте 3-4-х лет владеют следующими навыками:

  • используют примерно 1500 слов (в 3 года) и около 2000 слов в 4 года;
  • начинают говорить сложными предложениями;
  • используют предложения, состоящие из 4-5 слов;
  • задают большое количество вопросов;
  • употребляют некоторые предлоги и союзы;
  • стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;
  • пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;
  • внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;
  • правильно употребляют глаголы в прошедшем времени.
  1. слушают длинные сказки и рассказы;
  2. понимают сложноподчиненные предложения;
  3. способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения.

К 4-му году жизни словарный запас ребенка составляет порядка 2000 слов. В речи, помимо глаголов и существительных, появляются числительные, местоимения и наречия. Если раньше в речи малыша присутствовали только качественные прилагательные – легкий, мягкий, вкусный, то теперь появляются и притяжательные – тетина шляпа, дядины ботинки и т.д. Речь становится грамматически правильной и более понятной. Совершенствуется произношение отдельных звуков. На вопрос взрослого малыш может ответить развернутым предложением из 3-х и более слов.

Нормы развития речи

Темпы развития связной речи у детей в 3-4 года весьма индивидуальны, однако существуют общепринятые нормы, на которые могут ориентироваться родители, чтобы понимать, насколько правильно идет речевое развитие у их ребенка.

Желательно, чтобы в 4 года ребенок мог:

  1. проговаривать свое имя, фамилию и отчество;
  2. назвать имена близких родственников и друзей;
  3. пересказать сказку или мультфильм;
  4. точно повторить услышанное;
  5. называть действия – птица летит, собачка бежит, машина едет;
  6. в процессе речи понижать и повышать тон.

В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, а также нечеткое произношение ряда звуков.

Повышенного внимания требуют следующие случаи:

  • речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет;
  • скудный активный словарный запас – малыш не может назвать предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно;
  • скудный пассивный словарный запас – ребенок с трудом может понять, что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;
  • плохо развито звукопроизношение;
  • выражения односложны, а составление предложений вызывает затруднения.

На развитие речи ребенка оказывают влияние как физиологические факторы, так и социальные. Недостаток внимания или же его переизбыток могут препятствовать полноценному развитию коммуникативных навыков.

Методики развития речи

Специалистами разработаны различные методики, способствующие развитию речи в 3-4 года. Как правило, занятия для малышей такого возраста проводятся в игровой форме. Кроме того, вы можете развивать речь своего малыша на прогулке, дома, в поездках и т.д.

Рекомендации для развития связной речи ребенка:

  • Расширяйте круг общения малыша – как можно больше общайтесь с людьми разного возраста.
  • Обогащайте его словарный запас – каждое новое слово закрепляйте путем повторения в течение нескольких дней.
  • Следите за тем, как ребенок произносит шипящие (Щ, Ч, Ш) и свистящие звуки (З, С, Ц), твердые и мягкие. Если он это делает неправильно, исправляйте.
  • Используйте разную речь – тихую и громкую, быструю и медленную.
  • Сказки и рассказы старайтесь читать выразительно, следите за тембром и интонацией.
  • Во время прогулок больше рассказывайте обо всем, что видите вокруг.
  • Расспрашивайте ребенка о просмотренном мультфильме, услышанной истории и т.д.
  • Учите отвечать развернуто и давать ответы на заданные вопросы.
  • Как можно чаще читайте сказки, стихи и скороговорки.
  • Играйте в различные словесные игры, например, «Съедобное – несъедобное», «Что где лежит».


Программа развития речи ребенка должна быть комплексной и включать различные занятия, направленные, в том числе на развитие мелкой моторики, так как речь тесно связана с ней.

Игры для развития речи

Обучение и развитие детей в возрасте 3-4-х лет происходит, как правило, в игровой форме.

Еще язычок любит прятаться и дразниться – высовываться, а затем убегать за зубки, нижние и верхние, делаться узким или широким. Вместе с малышом поиграйте перед зеркалом — постройте разные рожицы и покривляйтесь. Развитие двигательных мышц лица позволит ребенку быстро научиться правильно воспроизводить звуки.

«Лошадка»
Такие занятия можно проводить каждый день. Попросите ребенка цокать языком, как лошадка. Данное упражнение поможет ребенку в дальнейшем избежать трудностей в произношении звуков Ж, Ш, Л, Р.

  • шарф, шуба, вишня, шкаф, мишка, шапка
  • желудь, жаба, ножницы, жук, лужа

Важно, чтобы ребенок четко произносил эти звуки, скорость при этом не имеет значения. Дальше подберите слова с парными по твердости-мягкости согласными:

  • мел, мед, мишка, меч, мяч
  • молоко, масло, мыло, море

«Объединяй»
Игра, способствующая развитию наглядно-образного мышления. Для занятия вам понадобятся карточки с изображением различной посуды, одежды, фруктов или овощей. Выложите на столе несколько карточек, например, с рисунками предметов одежды, попросите ребенка назвать их по отдельности, а затем одним словом. Можно играть и наоборот – попросите малыша назвать, какие он знает овощи, фрукты и т.д.

«Предлоги»
Игра учит ребенка правильно употреблять предлоги и слова. Для занятий подойдет любой предмет — игрушка, книга и т.д. Перемещайте предмет под стол, на стол, над столом и просите ребенка сказать, где находится игрушка. Подсказывайте, если малыш не справляется.

«Воздушная вата»
Эта игра направлена на развитие речевого дыхания и учит ребенка контролировать его силу. Для занятий вам понадобятся косметические ватные шарики. Разложите их на столике и вместе с крохой подуйте на них. Чей шарик окажется дальше, тот выиграл. Позже, ближе к 5 годам, сильное речевое дыхание поможет ребенку быстро и правильно научиться говорить букву Р.

Программа занятий для развития речи у детей 3-4-х лет обязательно должна включать творческие виды деятельности — лепку, рисование и рукоделие, так как они способствуют развитию мелкой моторики, усидчивости и концентрации внимания. Очень полезны и подвижные игры – дети легче запоминают названия предметов и учатся считать.

Больше разговаривайте со своим детёнышем, придумывайте разные истории, сказки — это позволит не только развить речь, но и сформировать богатую фантазию и логику. Все это поможет развитию ребенка и подготовит к школе.

Речевое развитие детей 4-х лет

Как научить ребенка говорить: нормы речи в 2 года и упражнения для развития

Нормы развития речи у детей (Речевая таблица Гвоздева)

Речевой онтогенез: взгляд лингвиста

Труды замечательного лингвиста ГвоздеваА.Н. по детской речи известны всем, кто с той или иной целью исследует речь ребенка: его знают и лингвисты, и психологи, и логопеды – и в нашей стране, и за рубежом. В 1973 году ЖуковаН.С. провела большую работу – тщательный анализ книги ГвоздеваА.Н. “Вопросы изучения детской речи” (М., 1961г.) и на его основании разработала таблицу – “Схему системного развития нормальной детской речи”. Эту схему автор предлагает использовать “в качестве условного эталона закономерностей овладения детьми родным (русским) языком”, поскольку при оценке речи детей с ОНР ЖуковаН.С. рекомендует выявлять “не только речевые нарушения, но и то, что уже усвоено ребенком и в какой степени усвоено” (ЖуковаН.С., МастюковаЕ.М., ФиличеваТ.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990г.).

Читайте также:  Почему беременным нельзя поднимать руки вверх: правда или миф

Я нисколько не хочу умалить заслугу ЖуковойН.С.: я уверена, что один тщательнейший лонгитюд может действительно показать реальные закономерности усвоения языка в онтогенезе. И все-таки нельзя забывать следующее: во-первых, это только один ребенок – Женя Гвоздев (1921г. рождения, хотя как раз это не так уж важно, поскольку строй нашего языка за это время не изменился); во-вторых, ребенок референциального речевого стиля. За годы, прошедшие со дня смерти ГвоздеваА.Н. (умер в 1959г.) появились новые данные, которые характеризуют усвоение языка ребенком. В наш Фонд данных детской речи (дневники, расшифрованные аудио- и видеозаписи, словари детской речи, база данных детских речевых инноваций и др.) вошел и дневник Александра Николаевича Гвоздева, введенный в компьютерную базу данных. В-третьих, ЖуковаН.С. составляла таблицу не по дневнику ГвоздеваА.Н., а по его сборнику научных трудов, в котором, естественно, отражено только то, что входило в круг научных интересов автора (в первую очередь, фонетика и морфология), и не описаны лексика и словообразование. Книга ГвоздеваА.Н. “Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка” была подготовлена к изданию гораздо позже племянницей ГвоздеваА.Н. СкобликовойЕ.С. и вышла в Куйбышеве в 1990г. тиражом 1500экз. При этом надо иметь в виду, что ГвоздевА.Н. не фиксировал понимание речи ребенком, а систематические подробные записи активного лексикона начинаются только с 1 года 8 месяцев и 14 дней – с возникновением лексического скачка в речи ребенка, когда отец-лингвист заинтересовался речью сына, верно почувствовав значение изучения детского языка для языковедения (именно так называлась первая работа Гвоздева по детской речи) – до этого момента отрывочные записи производились матерью Жени.

Поэтому период начального лексикона, когда существует значительный разрыв между пониманием речи и “говорением”, изучать “по Гвоздеву” вообще нельзя. Именно в этом, вероятно, кроется причина некоторых досадных ошибок в таблице, составленной ЖуковойН.С..

Результаты анализа и систематизации материалов Фонда данных детской речи позволили составить таблицу, в которой нашли отражение основные закономерности развития речи от 0 до 7 лет.

Опубликовано в журнале “Логопед” (2005, №4).

Нормы развития речи у детей – таблица Гвоздева

ВОЗРАСТ ребенка / Область языковой компетенции

ФОНЕТИКА ребенка в возрасте от 0 до 7 лет

— возникновение различных реакций ребенка на звуки иречь;

— восприятие основных фонологических противопоставлений родного языка

— крик (новорожденный), гуление (1-3мес.), лепетные слоги (4-6мес.), лепетные цепи (6-8мес.), лепет с расподобленными слогами (8-12мес.);

— имитация некоторых звуков

— становление фонематического слуха.

— усвоение системы гласных фонем;

— усвоение многих согласных фонем.

Лепет с интонацией предложения Фонетические ошибки:

— Пропуск отдельных согласных

— Добавление гласных (тенденция к конечному открытому слогу)

— Ассимиляция в области гласных и согласных;

— Упрощение любых стечений согласных (кластеров)

— Замена гласных и согласных, в том числе и нетипичная

— Слоговая элизия только в 4-5-сложных словах, ассимиляция в области гласных и согласных, пропуск отдельных согласных (до 2,6лет).

— Упрощение многих стечений согласных (к 3 годам упрощаются в основном только группы из щелевых согласных)

— Замена согласных, сложных для артикуляции (ц, ч ,ш,ж,щ, р,р`,л, л`).

— К 3 годам – в основном типичные замены.

Типичные замены некоторых согласных, сложных для артикуляции (ч ,ш,ж,щ, р, р`,л, л`)

Типичные замены отдельных согласных, сложных для артикуляции

Метатезис в речи леворуких детей и амбидекстров

Словообразование у детей от 0 до 7 лет

К 2 (2,6) годам – первые словообразовательные инновации (существительное с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прилагательные с суф. притяжательности)

Овладение некоторыми словообразовательными моделями

Увеличение количества словообразовательных инноваций

Овладение различными словообразовательными моделями

Рост количества инноваций в речи детей референциального речевого стиля

ЛЕКСИКА у детей от 0 до 7 лет

8-9мес. – первые слова в пассивном лексиконе,

8-12мес.- первые слова в активном лексиконе.

К 1 году – 1-5 слов вактиве; 30 – 60 – в пассиве.

Разрыв между пониманием и говорением к 1году – соотношение актива и пассива 1:10/20.

(протослова, слова языка нянь, нормативные слова, застывшие фразы).

Значительный разрыв между пассивным и активным словарем (соотношение 1 к 10) до возникновения лексического взрыва (соотношение 1 к 4), а после лексического взрыва исчезающий (в возрасте от 1,9года до 2,6лет).

Лексико- семантическая сверхгенерализация.

Исчезновение слов языка нянь, протослов и застывших фраз.

Исчезновение лакуны между пассивным и активным лексиконом.

Значительный рост словаря.

Развитие лексического значения.

Лексико-семантические инновации (смотреть следующую графу).

Появление синонимов, антонимов, многозначных слов; выстраивание родо-видовых иерархий.

Количественный и качественный рост словаря:

— усвоение родо-видовых отношений,

— развитие синонимии, антонимии,

— освоение многозначности и омонимии,

Лексико-семантические инновации (расширение и сужение значения, образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов и другое; ассоциативные замены – смешение паронимов, антонимов и другое).

МОРФОЛОГИЯ у детей от 0 до 7 лет

Ни как не проявляется

Появление различных частей речи: существительных, глаголов, качественных прилагательных, местоимений различныхразрядов, наречий, крат. страд. причастий прош. врем., первых числительных.

К 2 годам – появление первых грамматических категорий (ГК): падеж, число сущ., время, число, лицо, родглагола.

К 2 годам – первые Формообразовательные инновации: окказиональное конструирование основы глагола;

Унификация основы сущ. и глаголов:

— сохранение неподвижности ударения;

— устранение чередований согласных;

— устранение беглых гласных;

— устранение наращений основы.

Первые инновации при усвоении формальной стороны ГК (смотреть следующую графу).

Усвоение различных частей речи, в том числе служебных (предлогов, союзов)

Усвоение плана содержания следующих ГК: рода и скл. существительных (муж. и жен. рода, 1 и 2 скл.), вида глагола.

Устранение сущ. ср. рода, 3 скл.; “перевод” из одного склонение в другое; смешение одушевленных и неодушевленных существительных

Инновации при усвоении формальной стороны ГК:

— унификация основы (смотреть ранее);

— смешение окончаний существительных (им.п. мн.ч., род.п.мн.ч., тв.п.ед.ч.,пр.п. ед.ч.) – экспансия флексий, смешение окончаний сущ. р.п. мн.ч. и предл. п.мн.ч.;

— образование недостающих форм числа существительных pluralia/singularia tantum;

— ошибки всловосочетаниях с числительными.

От 3 до 4 лет – рост количества инноваций в речи детей референциального речевого стиля при усвоении формальной стороны различных ГК, связанных с унификацией основы и с неверным выбором формообразующего аффикса:

— внутрипадежное смешение окончаний сущ. разных склонений;

— ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых сущ.;

— окказ. образование родовых пар у существительных;

— окказиональное образование сравнит. степени прилагательных и наречий;

— смешение окончаний глаголов, суффиксов императива; суфикса причастий;

— окказиональное образование видовых пар глагола.

Уменьшение количества ф-обр. инноваций в речи детей. Дольше всего сохраняются в речи следующие инновации:

— смешение окончаний род.п. мн.ч.; смешение оконч. р.п. мн.ч. и предл. п. мн.ч.;

— образование форм числа существительных pluralia/singularia tantum;

— ненормативное склонение несклоняемых и разноскл. существительных;

— образование окказ. родовых пар у сущ. общего рода, зоонимов, у сущ. м.р., обозначающих лицо по профессии;

— окказиональное образование сравнительной степени прилагательных;

— ненормативное склонение числительных;

— образование окказиональных видовых пар глагола, окказиональное образование причастий.

Рак груди: почему он возвращается?

Что значит «рецидив»? Это процесс возвращения того вида онкологии, что уже был у больного. Рецидив обычно возникает там, где прежде была локализована опухоль, но возможны случаи его возникновения в другом месте. Это свидетельствует о метастазировании.

О рецидиве

При раке груди рецидив может возникать не только в молочной железе или в области грудины, но и в головном мозге, и в печени, и в легких. Поражаются рецидивом и лимфоузлы, и кости. Кстати, метастазы при любом другом раке практически никогда не формируются в области груди, в то время, как вторичные опухоли, развивающиеся в лимфосистеме или во внутренних органах, часто являются следствием именно рака груди.

Рак груди метастатического характера относится к инвазивному виду, но рецидив, поражающий грудь после оперативного вмешательства или воздействия лучевой терапии, может быть исключением и относиться к неинвазивному виду.

Развитие рака в другой молочной железе является не рецидивом, а новой опухолью.

По распространению рецидив рака груди подразделяется на три группы. К первой относится рецидив местный. Областью его возникновения становится прошедшая лечение молочная железа. Во вторую группу входят регионарные метастазы. В этом случае рецидив наблюдается в области близлежащих лимфоузлов. Третья группа — рак метастатический. Он может развиться в любом другом органе.

Лечение рецидива рака груди напрямую зависит от того, где он возникает и при каких обстоятельствах. Большинству случаев свойственно развитие рецидива в той груди, которая подвергалась лечению. Опухолью занимается место прежнего новообразования или рядом с ним.

Местный рецидив возможен после лампэктомии, когда часть груди подлежит удалению. В молочной железе появляется уплотнение. Железа может покраснеть, опухнуть. Симптомы не обязательно свидетельствуют о рецидиве, но проконсультироваться со специалистом необходимо, особенно если подобная симптоматика проявляется через достаточное количество времени после операции.

О рецидиве может заявлять утолщение кожи и ее шероховатость. После мастэктомии местный рецидив может поразить реконструированную грудь и область поблизости. Если припухлость, оставшаяся после хирургического удаления, увеличивается, лучше как можно раньше обратиться к врачу. Обязательно должна насторожить любая опухоль.

Около половины случаев рецидивов рак груди наблюдается в лимфоузлах, расположенных под ключицей, над ней, в подмышечной впадине.

Методы лечения

В распоряжении современной онкологии находятся самые разнообразные лечебные методы, необходимые для успешной борьбы с рецидивами рака груди. Лечение может быть и местным, и системным. У местного лечения два основных направления. Это оперативное вмешательство и лучевая терапия. Терапия гормонами, химиотерапия, таргетная терапия относится к системным лечебным методам.

На выбор лечебного направления влияют определенные факторы, проявившие себя при начальной опухоли.

Если рецидив груди проявился после лампэктомии, то предпринимается операция для удаления груди полностью. То есть лампэктомия перетекает в масэктомию. Если первая операция не сопровождалась лучевой терапией, возможна повторная лампэктомия. Если рецидивом спровоцирована опухоль более агрессивного характера, местное лечение дополняется системной терапией. Она способна уничтожать не выявленные в результате обследования клетки.

При возникновении рецидива после полного удаления груди поражается грудная стенка. Проводится удаление возникшей опухоли или имплантата, если такой имеется. После операции пациенту, который не проходил лучевую терапию, данный курс назначается. Если лучевая терапия проводилась, показано облучение небольшой дозой.

Преимущества лечения в Израиле заключаются в том, что онкологи строят лечение так, чтобы его негативный эффект проявлялся в наименьшей степени. Препараты подбираются так, чтобы эффективность их действия сочеталось с максимальной безопасностью. Операции проводят квалифицированные специалисты.

Рецидив рака груди очень опасен, но он встречает достойных противников. π

Рецидив рака молочной железы

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

  • Код по МКБ-10
  • Причины
  • Симптомы
  • Где болит?
  • Что беспокоит?
  • Формы
  • Диагностика
  • Что нужно обследовать?
  • Как обследовать?
  • Какие анализы необходимы?
  • Лечение
  • К кому обратиться?
  • Дополнительно о лечении
  • Профилактика
  • Прогноз

Рецидив рака молочной железы нередко развивается через несколько месяцев или даже лет после лечения. При рецидивах опухоль появляется в том же месте, где была первая опухоль либо в отдаленном месте. При развитии раковой опухоли во второй груди либо в другой области молочной железы, то такую опухоль онкологи считают новым образованием.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]

Код по МКБ-10

Причины рецидива рака молочной железы

Повторное возникновение раковой опухоли пугает женщину, многие предполагают, что изначально была неверная диагностика либо лечение было недостаточно полным. Но на самом деле все иначе, в подавляющем большинстве случаев повторное развитие опухоли провоцирует не неправильная терапия, а невозможность обнаружить и убить все раковые клетки, которые с током крови или лимфы проникли в прилегающие ткани.

Онкологи отмечают, что если после основного лечения прошло больше полугода и на контрольных обследованиях не было выявлено метастазов, то развитие повторной опухоли считается рецидивом.

Также рецидивом рака считается рост опухоли в той же груди, что и первое новообразование, а также, если опухоль появилась в другом органе. При развитии отдаленной раковой опухоли (в другом органе) специалисты говорят о метастазировании первичной опухоли.

Как правило, повторное развитие рака указывает на то, что некоторые раковые клетки проявили нечувствительность к лечению.

Читайте также:  Рубец после удаления родинки: какие остаются шрамы после операции, как избавиться от них лазером, мазями[Новообразования кожи]

Обычно повторное развитие опухоли происходит не только в ближайших тканях молочной железы, грудной клетки, лимфатических узлах. Нередко при рецидивах наблюдается поражение костей скелета, головного мозга, легких, брюшной полости, печени.

Рецидив рака молочной железы нередко возникает при определенных обстоятельствах и онкологи выделяют несколько факторов, которые позволяют предположить повторное развитие опухоли:

  • стадия, на которой был обнаружен раковый процесс – чем позже выявлено заболевание, тем больше вероятность рецидивов
  • форма рака – при агрессивных раковых процессах риск рецидива увеличивается
  • размер выявленной раковой опухоли – при большом новообразовании выше риск повторного развития опухоли
  • поражение близлежащих лимфоузлов
  • высокая степень злокачественности клеток
  • нарушение гормонального фона
  • определенный вид онкогенов в опухоли становится частой причиной рецидивов
  • уровень роста злокачественных клеток

После того, как будет окончено лечение, специалист оценит возможные риски повторного развития опухоли и назначит наблюдение.

Развитие повторной опухоли может произойти в любой момент, но как показывает практика, чаще всего повторное развитие рака происходит через 3-5 лет после того, как окончен курс лечения.

[8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15]

Симптомы рецидива рака молочной железы

Рецидив рака молочной железы можно определить самостоятельно при помощи регулярного самообследования (прощупывания молочных желез). Кроме того указывать на повторное развитие раковой опухоли могут некоторые изменения:

  • зуд, жжение, изменения в соске
  • изменение контура, структуры, размера, температуры груди, красное пятно на коже, ямчатая поверхность
  • мрамороподобный цвет на отдельном участке груди
  • выделения из соска

После лечения рака груди важно регулярно посещать маммолога, делать УЗИ, маммографию, а также сдавать анализы при необходимости. После окончания лечения первичной опухоли врач назначает ежеквартальные осмотры, со временем маммолога можно посещать реже.

Где болит?

Что беспокоит?

Формы

В онкологической практике принято разделять рецидив рака молочной железы так:

  • местный – опухоль развивается в прооперированном месте
  • регионарные метастазы – рак выявляется в ближайших лимфоузлах
  • метастатический рак – разрастание раковых клеток в отдаленных от первичного очага органах и тканях (кости, печень, головной мозг, лимфоузлы).

Если у пациентки подозревается рецидив рака молочной железы, то специалист назначает повторное обследование (МРТ, биопсия, позитронно-эмиссионная томография).

[16], [17], [18], [19]

Диагностика рецидива рака молочной железы

Регулярная маммография и самообследование помогут диагностировать развитие рака на ранних стадиях.

При подозрении на рецидив рака молочной железы пациентке для подтверждения диагноза назначается УЗИ, маммография, биопсия, анализ на определение уровня онкомаркеров.

После этого проводится исследование для определения стадии рака и выявления метастаз.

В лаборатории проводится исследование на уровень онкомаркеров или опухолевых маркеров (белков, количество которых при развитии рака увеличивается в организме). Однако, повышенный уровень таких белков может наблюдаться не только при раковом процессе, поэтому данный диагностический метод является вспомогательным.

Ультразвуковое исследование дополняет результаты, полученные на маммографии (рентгеновские снимки). Маммография позволяет выявить опухоль, её месторасположение, размер.

Биопсия (исследование небольшого кусочка ткани, взятого из опухоли при помощи пункции) позволяет более точно диагностировать опухоль и определить стадию онкологического процесса.

Кроме этого, для диагностики рака может использоваться магнитно-резонансная или компьютерная томография.

После того, как подтверждается повторное развитие рака, врач может назначить рентген грудного отдела, маммографию второй молочной железы, денситометрию (определение плотности кости) при подозрении метастазирования в костную ткань.

[20], [21], [22], [23], [24], [25], [26], [27], [28], [29], [30], [31], [32], [33]

Что нужно обследовать?

Как обследовать?

Какие анализы необходимы?

К кому обратиться?

Лечение рецидива рака молочной железы

Рецидив рака молочной железы подлежит некоторым основным терапевтическим методам, среди которых местное лечение (операция по удалению опухоли, лучевая терапия) и системное лечение (гормональное, химиотерапия, таргентные препараты).

Повторное развитие раковой опухоли оценивается специалистами как более агрессивная форма заболевания, поэтому в большинстве случаев проводится комплексное лечение (местная и системная терапия), которое направлено на уничтожение всех патологических клеток, которые могли проникнуть в другие органы или ткани, но не выявленные при обследовании.

Какое именно лечение выберет врач, зависит от лечения первоначального ракового процесса.

Если во время первого случая развития рака опухоль был удалена хирургическим методом (с сохранением груди), то при повторном развитии опухоли назначают операцию по удалению молочной железы.

Если изначально была удалена молочная железа, то при повторном развитии рака используют лучевую терапию. Гормональное лечение и химиотерапию назначают в обоих случаях.

Если опухоль выявлена во второй груди, то обычно диагностируется новое раковое образование, которое не имеет отношение к первоначальному. В этом случае врач может назначить полное удаление молочной железы либо только удаление опухоли.

Системное лечение назначается при повторном развитии рака в костной ткани, мозге либо легких. Лучевая терапия и оперативное вмешательство назначается для снижения некоторым тяжелых симптомов заболевания.

Некоторым пациенткам, у которых патологические клетки с увеличенным уровнем белка HER2/neu, назначается гормонотерапия в сочетании с иммуностимуляторами (также такой тип лечения используется при отрицательной динамике после химиотерапии).

Таргентные препараты используются преимущественно во время проведения клинических испытаний. Новая технология направлена на уничтожение только патологических клеток, при этом здоровые клетки остаются не тронутыми.

Как избежать рецидива рака молочной железы

Рак молочной железы — самое распространенное в мире онкологическое заболевание у женщин. В России этот вид рака составляет 20,9% всех злокачественных болезней. В 2015 году в стране было выявлено более 66 600 новых случаев возникновения рака молочной железы, а заболеваемость составила 49,75 на 100 000 населения.

Развитие хирургии, фармакологии, методов диагностики и появление новых знаний о раке молочной железы увеличили шансы обнаружить опухоль на ранней стадии. Благодаря этому хирургическое лечение болезни с сохранением молочных желез стало встречаться гораздо чаще. Меняется и тактика обследования пациенток после первичного лечения — теперь она помогает наиболее эффективно и оперативно выявлять возможные рецидивы.

Количество пациенток, прошедших первичное лечение и находящихся на динамическом контроле, увеличивается с каждым годом. Именно поэтому рецидив рака молочной железы и методы его предупреждения становятся все более обсуждаемыми медицинскими темами.

Повторное развитие болезни необходимо диагностировать на ранней стадии. Активное наблюдение пациентов помогает снизить риск рецидива и найти наиболее эффективный метод лечения, если он все же произойдет. Кроме того, повторное возникновение болезни можно предупредить грамотной профилактикой.

Наблюдение после лечения рака молочной железы

В первые 5 лет после первичного лечения онкологии риск возникновения рецидива рака молочной железы наиболее велик. Поэтому в этот период необходимо посещать онколога от 1 до 4 раз в год (в зависимости от конкретной клинической ситуации). Во время приема врач осматривает пациентку и выявляет возможные жалобы. По прошествии 5 лет к специалисту советуют обращаться раз в год, если, конечно, нет никаких жалоб на состояние.

Во время приема онколог помимо осмотра назначит проведение инструментальных методов исследования, которые позволят своевременно обнаружить рецидив рака молочной железы или прогрессирование заболевания:

  • двустороннюю (в случае органосохранной операции) или контралатеральную маммографию в сочетании с УЗИ региональных зон и области послеоперационного рубца — раз в год;
  • сцинтиграфию костей скелета, УЗИ органов брюшной полости и малого таза, рентгенографию органов грудной клетки — по назначению онколога.

Кроме того, женщины, принимающие тамоксифен адъювантно при наличии сохранной матки, должны ежегодно проходить плановый осмотр у гинеколога. Дело в том, что препарат может вызывать развитие гиперплазии эндометрия, а специалист вовремя это заметит.

Женщинам, длительно принимающим ингибиторы ароматазы, рекомендуют ежегодное прохождение денситометрии. Этот метод диагностики помогает оценить плотность костной ткани и риск развития остеопороза.

Почему развиваются рецидивы после мастэктомии

Рецидив рака молочной железы после мастэктомии в послеоперационном рубце может возникнуть как следствие некачественного лечения, химиотерапии или неполноценного удаления опухоли.

Период, когда могут возникнуть рецидивы после лечения

Наиболее опасными для развития местных рецидивов считаются первые 10 лет после первичного лечения. Причем больше половины случаев повторного заболевания происходят в первые 5 лет. Задача пациенток в этот период — при наличии каких-либо подозрений на рецидив сразу же обратиться к онкологу. Необходимо проводить самостоятельное обследование молочной железы и послеоперационного рубца, а также знать свою группу риска и основные симптомы рецидивов.

Группы риска повторного возникновения рака молочной железы

Вероятность развития рецидива рака молочной железы после мастэктомии зависит от следующих факторов:

  • наличие метастазов в регионарных лимфоузлах;
  • молекулярно-генетический профиль опухоли (наличие рецепторов к эстрогенам и эпидермальному фактору роста HER/2neu);
  • размеры первичной опухоли;
  • возраст пациентки. Рецидив РМЖ чаще развивается у молодых пациенток.

В этой связи выделяют 3 группы риска.

Высокий риск
  • метастазы в 1-3 лимфатических узлах при отсутствии гиперэкспрессии HER2/neu в опухоли;
  • метастазы в 1-3 лимфатических узлах при наличии гиперэкспрессии;
  • HER2/neu в опухоли;
  • метастазы в 4 лимфатических узлах и более.
Средний риск

Отсутствие метастазов в лимфатических узлах в сочетании хотя бы с одним из перечисленных признаков:

  • размер опухоли более 2 см;
  • степень злокачественности 2-3;
  • наличие инвазии сосудов;
  • наличие гиперэкспрессии HER2/neu в опухоли;
  • возраст менее 35 лет.
Низкий риск

Отсутствие метастазов в лимфатических узлах в сочетании со всеми следующими признаками:

  • размер опухоли менее 2 см;
  • степень злокачественности опухоли 1 (низкая);
  • нет инвазии в сосуды;
  • нет гиперэкспрессии HER2/neu;
  • возраст более 35 лет.

Симптомы рецидива

Для своевременного выявления рецидива рака молочной железы необходимо регулярно посещать онколога и проходить обследования. Однако не менее важно самостоятельно следить за состоянием грудной клетки и молочных желез.

Симптомы повторного развития рака могут казаться неочевидными. Регулярный осмотр груди и понимание ее нормального состояния поможет выявить нежелательные изменения как можно раньше и приступить к лечению.

Среди наиболее частых симптомов, которыми проявляется рецидив рака молочной железы:

  • появление уплотнения под кожей молочной железы (при органосохранной операции) или в зоне послеоперационного рубца;
  • изменение структуры тканей молочной железы (при органосохранной операции);
  • рецидив рака молочной железы в послеоперационном рубце может давать изменение окраски кожи в зоне шрама (покраснение).

Если вы обнаружили признаки рецидива рака молочной железы, следует безотлагательно обратиться к онкологу.

Диагностика при подозрении на рецидив рака груди

При подозрении на развитие рецидива необходимо немедленно обратиться к врачу. Специалист проведет диагностику: осмотр, пальпацию, маммографию, назначит УЗИ послеоперационного рубца и региональных зон и морфологическое (цитологическое и гистологическое) исследование.

Морфологическое исследование рецидивной опухоли должно проводиться аналогично диагностике первичной опухоли, в том числе с определением рецепторов эстрогенов (РЭ), рецепторов прогестерона (РП), HER2/neu, Ki67. Исходя из полученных данных, будет определяться дальнейшая тактика и методы лечения. При необходимости онколог назначит дополнительные исследования и анализы.

Профилактика повторного возникновения болезни

После долгого и тяжелого лечения всех пациенток интересует вопрос «как избежать рецидива рака молочной железы». Предотвратить рецидив после рака груди или уменьшить его риски помогают следующие методы:

  • комплексное лечение в соответствии с мировыми стандартами;
  • при гормонопозитивном раке длительный прием тамоксифена/ ингибиторов ароматазы;
  • динамическое наблюдение после завершения основного этапа лечения;
  • профилактика средствами на основе индол-3-карбинола и эпигаллокатехин-3-галата (Промисан) для восстановления активности опухоль-подавляющих генов (ген, продукт которого обеспечивает профилактику опухолевой трансформации клеток) и белков BRCA.

Вещества, входящие в состав Промисана, влияют на метаболизм эстрогенов. Они бывают «хорошими» (2-гидроксиэстрон) и «плохими» (16-альфа-гидроксиэстрон). 2-гидроксиэстронов, которые нормализуют клеточный рост, при приеме Промисана становится больше, а «агрессивных» метаболитов 16-альфа-гидроксиэстронов с онкогенным потенциалом, которые могут стать причиной рака молочной железы у женщин, становится меньше. Таким образом, метаболизм выравнивается, и организм не позволяет навредить сам себе, удерживая опухолевые процессы от возможного рецидива.

Препарат Промисан выступает своеобразным помощником, усиливающим действие химиопрепаратов, так как блокирует ряд факторов роста и формирования гормональных метаболитов, которые участвуют в процессе роста опухоли.

Помимо регулярного наблюдения у специалистов и системной терапии, предупредить рецидив рака груди поможет здоровый образ жизни. Прогулки на свежем воздухе, физическая активность, правильное питание — основа здоровья любого человека. Но особенно это важно тем, кто перенес тяжелое заболевание.

Также нужно поддерживать свой вес на оптимальном уровне. Дело в том, что избыточная жировая ткань является источником выработки эстрогенов. Доказано, что избыточная эстрогенная стимуляция негативно влияет на ткань молочной железы, стимулируя развитие пролиферативных процессов. Таким образом, снижение избыточной эстрогенной стимуляции ведет и к снижению рисков развития рецидивов, особенно гормонозависимых типов рака молочной железы.

Рецидив рака молочной железы. Прогноз

Если рецидив после рака молочной железы развился в первые 3 года после операции, это свидетельствует о высоком риске развития отдаленных метастазов и требует более агрессивного лечения. В остальных случаях местный рецидив не влияет на общую выживаемость и его лечение проводится в соответствии с протоколами и молекулярно-биологическими характеристиками опухоли.

Ссылка на основную публикацию